Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 11 ноября 2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
при участи представителя Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) "_" (доверенность N108 от 20 декабря 2021 г.),
при участии представителя Индивидуального предпринимателя К (далее - ИП К. Р.С., Подрядчик) "_" (доверенность от 27 сентября 2022 г.);
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений в отношении ИП К Р.С. в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 02 ноября 2022 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП К Р.С. в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ИП К Р.С. допущены существенные нарушения условий по контракту от 12 января 2022 г. N 19 на поставку технических средств реабилитации (поручней (перил) для самоподнимания) для обеспечения ими в 2022 году инвалидов, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ИП К Р.С. в Реестр.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что 25.11.2021 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 25.11.2021 N0234100000221000407".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 555 942 рублей 00 копеек.
12 января 2022 г. между Заказчиком и ИП К Р.С. заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации (поручней (перил) для самоподнимания) (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (Приложение N 2 к Контракту), в Иркутской области в соответствии с календарным планом (Приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар".
Согласно Приложения N2 к Контракту "Поставщик обязан поставить Товар до Получателей в количестве 577 штук поручней (перил) для самоподнимания"
24 января 2022 г. между Заказчиком и Подрядчиком было заключено Дополнительное соглашение N 33 от 24 января 2022 г.
В силу Приложения N 1 к Дополнительному соглашению от 24 января 2022 г. "Поставщик обязан поставить Товар до Получателей в количестве 610 штук поручней (перил) для самоподнимания".
Цена Контракта составляет 608 220 рублей 99 копеек.
Пунктом 2.2 Контракта определено, что "Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до "15" сентября 2022 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика.".
Рассмотрение обращения Заказчика о включении сведений в отношении ИП К Р.С. в Реестр началось 10 ноября 2022 г. в 09 часов 30 минут (Иркутск, Иркутская область).
Из пояснений Заказчика установлено, что по состоянию на 13 октября 2022 г. Поставщиком обязательства по Контракту были исполнены не в полном объеме, а именно было поставлено 268 поручней (перил) для самоподнимания.
На протяжении срока исполнения Контракта Заказчиком неоднократно направлялись письма в адрес ИП К Р.С. с требованием надлежащего исполнения условий государственного контракта (N 08-16/3808-4081 от 04.05.2022 г.; N 08-16/3808-6223 от 05.07.2022 г.; N 08-16/3808-6735 от 21.07.2022 г.; N 08-16/3808-6989 от 29.07.2022; N 08-16/3808-7227 от 05.08.2022 г.; N 08-16/3808-7589 от 22.08.2022 г.; N08-16/3808-7873 от 01.09.2022 г.; N 08-16/3808-8503 от 22.09.2022 г.).
Ответ на данные письма в адрес Заказчика от ИП К Р.С. не поступали.
Представитель Поставщика в ходе рассмотрения обращения пояснил, что ИП К Р.С. в период действия Контракта предпринимались все меры, направленные на своевременное исполнение Контракта, а именно, были изготовлены в полном объеме поручни для их последующей поставки получателям.
Нарушение срока доставки оставшихся поручней представитель ИП К Р.С. объяснил количеством получателей, а также ввиду того, что требовалось согласование с каждым из получателей времени и места доставки. В связи с этим, сроки откладывались по независящим от ИП К Р.С. обстоятельствам.
Для изучения всех фактических обстоятельств дела Комиссией Иркутского УФАС было принято решение об отложении времени рассмотрения обращения Заказчика о включении сведений в отношении ИП К Р.С. в Реестр на 10 ноября 2022 г. 16 часов 45 минут (Иркутск, Иркутская область).
На время перерыва Комиссия Иркутского УФАС дала возможность Заказчику представить документы, подтверждающие направление реестра получателей Товара в адрес ИП К Р.С., с указанием дат направлений данных реестров; ИП К Р.С. представить документы, подтверждающие попытки согласования места и времени с получателями товара по Контракту, а также документы, подтверждающие наличие товара по Контакту на балансе ИП К Р.С.
Продолжение рассмотрения обращения Заказчика о включении сведений в отношении ИП К Р.С. начато 10 ноября 2022 г. 16 часов 45 минут (Иркутск, Иркутская область).
Заказчиком на рассмотрение Комиссии Иркутского УФАС представлены документы, подтверждающие направление реестра получателей Товара в адрес ИП К Р.С. (от 29.03.2022 г.; 30.03.2022; 01.04.2022 г.; 06.04.2022 г.; 13.04.2022 г.; 22.04.2022 г.; 04.05.2022 г.; 12.05.2022 г.; 20.05.2022 г.; 31.05.2022 г.; 08.06.2022 г.; 10.06.2022 г.; 14.06.2022 г.; 21.06.2022 г.; 24.06.2022 г.; 04.07.2022 г.; 08.07.2022 г.; 13.07.2022 г.; 21.07.2022 г.; 26.07.2022 г.; 29.07.2022 г.; 29.07.2022 г.; 05.08.2022 г.; 22.08.2022 г.; 01.09.2022 г.; 22.09.2022 г.).
Согласно пункта 5.1 Контракта "Поставка Товара Получателям осуществляется Поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей Товара. Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей Товара.".
Поставщиком не были представлены документы, подтверждающие попытки согласования места и времени с получателями товара по Контракту, в связи с тем, что ИП К Р.С. не смог в предоставленный срок получить детализацию звонков от оператора сотовой связи.
Вместе с тем, пунктом 3.3.14 Контракта установлено, что "Поставщик обязан вести аудиозапись телефонных разговоров с Получателями (представителями Получателей) по вопросам получения Товара с обеспечением их информирования о ведении аудиозаписи, а также вести журнал телефонных звонков Получателям, включенным в реестр получателей Товара, с пометкой о времени и результате звонка (в части согласования с Получателем (представителем Получателя) даты, времени и места поставки Товара) с предоставлением указанного журнала Заказчику по его требованию.".
Данный журнал на рассмотрение ИП К Р.С. не представлен.
ИП К Р.С. не были представлены документы, подтверждающие наличие товара по Контакту на балансе ИП К Р.С., вместе с тем, были представлены видеоматериалы, с фиксацией коробок и содержимых в них товарах.
Комиссия Иркутского УФАС изучив данные материалы, не смогла сделать однозначные выводы, о том, что изображенный на данном видео товар (поручни) имеется у Подрядчика в достаточном объеме для исполнения обязательств по Контракту, а также, что данные поручни предназначены для исполнения обязательств по данному Контакту.
Так же, ИП К Р.С. были представлены фотоматериалы с указанием дат, направления электронных писем в адрес Заказчика.
Комиссия Иркутского УФАС установила, что данные письма были направлены за истечением сроков исполнения обязательств по Контракту.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена частью 13 Контракта.
В связи с тем, что ИП К Р.С. нарушены существенные условия исполнения обязательств по контракту 13 октября 2022 года Заказчиком принято и размещено в Единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При направлении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта произошла техническая ошибка функционала Единой информационной системы. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено Подрядчиком 18 октября 2022 г.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 28 октября 2022 года.
ИП К Р.С. нарушены предусмотренные Контрактом условия, следовательно, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ИП К Р.С. проявил недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Более того, учитывая специфику объекта закупки и его социальную значимость, можно характеризовать поведение ИП К Р.С., как недобросовестное.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, ИП Кузин Р.С. несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ИП К Р.С. выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ИП К Р.С. не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от Подрядчика причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, ИП Кузин Р.С., при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, ИП К Р.С. не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ИП К Р.С. как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ИП К Р.С., выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ИП Кузине Р.С. в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком обоснованно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и принятии решения о направлении обращения в Иркутское УФАС России о включении сведений в отношении ИП К Р.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя К Р.С. ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 ноября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022