Резолютивная часть решения оглашена 09.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 14.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сорокиной Т.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФГБОУ "Южно-Уральский государственный аграрный университет" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Давыдове Илье Анатольевиче (далее - индивидуальный предприниматель, исполнитель) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0369100004922000064 на оказание услуг по передачи права на использование программы "Технология автоматизации: Интеграция с ГИС СЦОС. Расширение для 1С: Университет ПРОФ. Электронная поставка". Активация возможности обновления на 12 месяцев (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя ФГБОУ "Южно-Уральский государственный аграрный университет" Компелецкой М.В., действующего на основании доверенности N 73 от 03.08.2022,
- представителя ИП Давыдова И.А. - Григорьева А.Н., действующего на основании доверенности от 08.11.2022,
- ИП Давыдова И.А., личность удостоверена на основании паспорта,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ФГБОУ "Южно-Уральский государственный аграрный университет" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Давыдове И.А.
Согласно представленным документам 26.09.2022 ФГБОУ "Южно-Уральский государственный аграрный университет" и ИП Давыдов И.А. заключили контракт по цене 158 205, 00 рублей.
Решением от 17.10.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения обязательств по передаче неисключительных прав по использованию программного продукта, в связи с указанными обстоятельствами сведения о включении ИП Давыдова И.А. в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ИП Давыдов И.А. представил документы и письменные пояснения, а также представитель предпринимателя указал, что неисполнение обязательств вызвано невозможностью предоставления неисключительных прав по цене, указанной в договоре, так как по условиям договора с правообладателем, а также правилам партнерской сети приобретение программных продуктов возможно только по рекомендуемым ценам. Вместе с тем, предприниматель неоднократно связывался с правообладателем в целях согласования возможной цены для исполнения контракта, однако, действие партнерского договора приостановлено, о чем исполнитель уведомил заказчика по электронной почте.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.5 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Так, заказчиком 17.10.2022 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 17.10.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 28.10.2022.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 01.11.2022.
При рассмотрении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Давыдовым И.А. 26.09.2022 заключен контракт N 56/44/ЭА/22 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является оказание услуг по передачи права на использование программы "Технология автоматизации: Интеграция с ГИС СЦОС. Расширение для 1С: Университет ПРОФ. Электронная поставка". Активация возможности обновления на 12 месяцев, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора возмездного оказания услуг, порядок исполнения которого регламентирован главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, в соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 783 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.4 контракта заказчиком определен срок оказания услуг - в течение 7 рабочих дней с момента заключения контракта.
Таким образом, исполнение обязательств по передаче права на использование программного продукта должно быть осуществлено не позднее 05.10.2022.
Так, заказчиком 11.10.2022 в адрес индивидуального предпринимателя направлена претензия (исх. N 04-2039), согласно которой к сроку, указанному в контракте, обязательства не исполнены, в связи с чем заказчик предоставил дополнительный срок для передачи программного продукта - до 14.10.2022.
Вместе с тем, предприниматель на заседание Комиссии предоставило документы и сведения, согласно которым 05.10.2022 в адрес заказчика направлено письмо посредством электронной почты t.urtd@sursau.ru, в котором исполнитель просит изменить условия контракта по соглашению сторон в части увеличения цены контракта на 795, 00 рублей до 159 000, 00 рублей. При этом, на заседании Комиссии представитель предпринимателя также пояснил в указанном случае возможно увеличить объем услуг путем предоставления расширенной версии программного продукта, установив дополнительные модули.
Представитель заказчика на заседании Комиссии указал, что данное письмо не получал, предоставив скриншоты с электронной почты, на которую направлено письмо.
Так, обязательства исполнителем не выполнены к сроку, указанному в контракте и претензии, в связи с чем 17.10.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в виду неисполнения обязательств по контракту.
При решении вопроса о включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и ИП Давыдовым И.А., Комиссией установлено, что предприниматель не оказал услуги по предоставлению прав на использование программы "Технология автоматизации: Интеграция с ГИС СЦОС. Расширение для 1С: Университет ПРОФ. Электронная поставка", что свидетельствует о наличии у заказчика оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, на Комиссии установлено, что в целях исполнения контракта ИП Давыдовым И.А. (партнер) заключен договор коммерческой концессии от 25.05.2022 с ООО "Софтехно" (правообладатель) (далее - договор).
Согласно пунктам 1.1, 2.1 договора правообладатель представляет партнеру неисключительное право на использование товарного знака "1С", а также право на использование базы данных "информационно-технологическое сопровождение партнеров", при этом согласно пункту 3.2 договора партнер обязуется соблюдать торговые правила и сбытовые рекомендации, в том числе содержащиеся в информационных письмах "1С", разосланных по телекоммуникационным каналам и /или опубликованным на сайте www.1c.ru как до, так и после заключения договора.
Так, в материалы дела предоставлена памятка для новых партнеров "1С", согласно которой заключение договора коммерческой концессии означает, что партнер-франчайзи обязуется не реализовывать программы "1С:Предприятие", относящиеся к франчайзинговому ассортименту, по ценам ниже рекомендованных для конечного пользователя, которые установил франчайзер (фирма "1С"). Рекомендованные цены приведены в прайс-листе фирмы "1С"(https://1c.ru/ftp/pub/pricelst/price_1c.zip). При этом, в цену, по усмотрению партнера, может быть включен произвольный набор услуг. Снижение цены на программные продукты франчайзингового ассортимента и 1С:КП (комплект поддержки) без согласования с контрольной группой расценивается как нарушение с дальнейшим применением мер - приостановка договора и наложение штрафных санкций до 5-ти кратного размера стоимости продукта или 1С:КП, по которым выявлено нарушение.
Из прайс-листа фирмы "1С" следует, что рекомендованная стоимость программного продукта: технологии автоматизации: Интеграция с ГИС СЦОС. Расширение для 1С:Университет ПРОФ. Электронная поставка - 99 000, 00 рублей, стоимость активации обновления - 60 000, 00 рублей, то есть общая цена двух продуктов 159 000, 00 рублей.
Так, из материалов дела следует, что при проведении аукциона предпринимателем снижена цена на 0,5% от начальной (максимальной) цены контракта - 158 205, 00 рублей, то есть на 795, 00 рублей от рекомендованной для конечного пользователя. Как пояснил представитель предпринимателя указанное снижение произошло ошибочно ввиду использования автоматических средств снижения цены.
Так, исходя из электронной переписки следует, что предприниматель сразу после проведения аукциона - 13.09.2022, 14.09.2022 предпринял попытку согласовать с правообладателем возможность поставки программных продуктов по цене ниже рекомендуемой с оплатой штрафных санкций по договору, вместе с тем из ответов контрольной группы k@1c.ru следует, что с 14.09.2022 приостановлено действие партнерского договора и закрыта отгрузка. При этом, 14.09.2022 указанную электронную переписку ИП Давыдов И.А. переслал по электронной почте заказчику.
Как пояснил представитель предпринимателя в силу условий партнерского договора, а также коммерческих правил по продаже продуктов компании "1С" осуществить приобретение неисключительных прав у других правообладателей или партнеров указанной партнерской сети "1С:Франчайзинг" не представляется возможным. Указанные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес заказчика письма о возможности согласования увеличения стоимости услуг по передаче права на использование программы до рекомендуемой цены, определенной правообладателем.
Таким образом, из представленной переписки следует, что ИП Давыдов И.А. имел намерения исполнить контракт, что подтверждается заключением партнерского договора с правообладателем программного продукта. Более того, предприниматель обращался как к правообладателю для согласования возможности исполнения контракта по сниженной цене, так и к заказчику с целью изменения контракта в части увеличения стоимости услуг с установлением дополнительных модулей.
При этом, Комиссия принимает во внимание, что предоставление программного продукта по сниженной цене будет являться нарушением лицензионных условий партнерского договора, а также правил, действующих у данной партнерской сети.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что действия ИП Давыдова И.А., связанные со снижением цены контракта по результатам аукциона, которые привели к нарушению партнерского договора, допущены по небрежности со стороны хозяйствующего субъекта, что привело к невозможности исполнения контракта.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие ИП Давыдовым И.А. мер, направленных на исполнение контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ИП Давыдове И.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГБОУ "Южно-Уральский государственный аграрный университет" в отношении ИП Давыдова Ильи Анатольевича (ИНН 165806569089), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 ноября 2022 г. N 074/06/104-3053/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022