Резолютивная часть решения объявлена "09" ноября 2022 года г. Биробиджан
В полном объеме решение изготовлено "14" ноября 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Еврейского УФАС России) в составе <_>
Заседание проведено:
- при участии посредством видеоконференцсвязи представителя акционерного общества "Фирма ЕВРОСЕРВИС" - <_> (копия доверенности N 392-22 от 03.11.2022)
- при участии представителя государственного заказчика - Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области - <_> (копия доверенности N 8059 от 15.06.2022);
- при участии представителей уполномоченного учреждения - Областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области" - <_> (копия доверенности N 1602/21 от 29.11.2021).
рассмотрев жалобу Акционерного общества "Фирма ЕВРОСЕРВИС" (вход. от 02.11.2022 N 02/5-2238), на действия государственного заказчика - Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области, уполномоченного учреждения - Областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области" о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка лекарственного препарата "Севеламер" для медицинского применения" (извещение от 21.09.2022 N 0878500000222000743), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Акционерного общества "Фирма ЕВРОСЕРВИС" (далее - Заявитель) (вход. от 02.11.2022 N 02/5-2238), на действия государственного заказчика - Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области (далее - Заказчик), уполномоченного учреждения - Областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Еврейской автономной области" (далее - Учреждение) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка лекарственного препарата "Севеламер" для медицинского применения" (извещение от 21.09.2022 N 0878500000222000743).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Закона о контрактной системе.
В жалобе АО "Фирма ЕВРОСЕРВИС" указано, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не размещен в ЕИС проект контракта. Заявитель просит Комиссию Еврейского УФАС рассмотреть жалобу по существу, дать правовую оценку действиям (бездействию) заказчика при проведении закупки.
В адрес Еврейского УФАС России поступило возражение Заказчика по жалобе Заявителя (вход. N 02/5- 2262 от 08.11.2022), в котором указано, что Заказчик отменил закупку в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, возражение Заказчика, проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе.
21 сентябя 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке АО "ЕЭТП" по адресу: http://roseltorg.ru Учреждением размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0878500000222000743. В извещении о проведении электронного аукциона указана следующая информация, в том числе:
- ИКЗ: 222790000107079010100102900012120323;
- наименование объекта закупки: Поставка лекарственного препарата "Севеламер" для медицинского применения;
- начальная (максимальная) цена контракта: 3 519 057,96 руб.;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 03.10.2022;
- место поставки товара: Российская Федерация, Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пионерская, д. 52; Еврейская автономная область, г. Биробиджан, ул. Пушкина, д. 2
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 30.09.2022 NИЭА1 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, электронный аукцион признается несостоявшимся. На основании пункта 6 части 2 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с принятием членами комиссии по осуществлению закупок решения о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
По доводам жалоб Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее:
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
На сайте Единой информационной системе отсутствует информация о размещении Заказчиком проекта контракта.
Довод Заказчика об отмене электронного аукциона в связи обстоятельствами непреодолимой силы отклоняется по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной.
На сайте Единой информационной системе отсутствует информация о размещении Заказчиком извещения об отмене закупки.
Заказчиком в качестве обстоятельства непреодолимой силы указывается следующая информация: "После размещения протокола Единой информационной системе, заказчику, в связи с поступившей служебной запиской от заместителя начальника отдела оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения <_>, стало известно, что:
- количество лекарственного препарата "Севеламер", указанного в извещении об электроном аукционе значительно превышает, потребность заказчика в данном препарате;
- лекарственная форма, указанная в извещении об электронном аукционе (порошок для приготовления суспензии для приема внутрь) не соответствует лекарственной форме (таблетки, покрытые пленочной оболочкой), указанной в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года N 2406-р;
- дозировка лекарственного препарата, указанная в извещении об электронном аукционе (2 400 мг) в три раза превышает дозировку необходимую Заказчику (800 мг)
Заключение государственного контракта на поставку лекарственного препарата "Севеламер" на условиях указанных в извещении об электронном аукционе, повлечет не целевое расходование бюджетных средств"
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ обстоятельствами непреодолимой силы являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 7 Постановления Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N А40-25926/2011-13-230 разъяснено, что чрезвычайность предполагает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным. Это выход за пределы нормального, обыденного, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.
К обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести природную чрезвычайную ситуацию, явление общественной жизни.
Торгово-промышленная палата России включает в перечень обстоятельств непреодолимой силы стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций и другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон договора (контракта) (п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы, утв. Постановлением Правления ТПП России от 23.12.2015 N 173-14, п. 1.3 Положения о свидетельствовании уполномоченными ТПП обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утв. Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2).
При этом следует иметь в виду, что непреодолимой силой не признаются обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, в частности, отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами.
Таким образом довод Заказчика не может быть отнесен к обстоятельствам непреодолимой силы.
Таким образом, неразмещение Заказчиком проекта контракта в ЕИС является нарушением п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу акционерного общества "Фирма ЕВРОСЕРВИС" на действия государственного заказчика - Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка лекарственного препарата "Севеламер" для медицинского применения" (извещение от 21.09.2022 N 0878500000222000743), признать обоснованной.
2. Признать действия государственного заказчика - Департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области нарушившими требования пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", допущенных при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Поставка лекарственного препарата "Севеламер" для медицинского применения" (извещение от 21.09.2022 N 0878500000222000743).
3. Выдать государственному заказчику - Департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области предписание для устранения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указанных в настоящем решении.
4. В соответствии с требованиями статьи 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии: <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 14 ноября 2022 г. N 079/06/106-27/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.11.2022
Об обжаловании настоящего решения, см. Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 6 марта 2023 г. по делу N А16-3135/2022