Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" <_>, доверенность от 16.11.2022 N 04-0055, в присутствии представителя ООО "Автодор" <_>, доверенность от 03.10.2022 N 3,
рассмотрев обращение МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Заказчик) (вх. от 16.11.2022 N 6937) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Автодор" (далее- Подрядчик, Общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключенного по результатам проведенного проведенного запроса котировок в электронной форме на ремонт автомобильных дорог (приведение в соответствии с ГОСТ остановочных карманов), N 0302300048722000543 (далее - Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов Заказчика следует, что 27.06.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт на ремонт автомобильных дорог (приведение в соответствии с ГОСТ остановочных карманов) (далее - контракт), на сумму 2 016 000,00 рублей.
Согласно условиям контракта срок выполнения работ - до 01.09.2022. К указанному сроку работы не выполнены, составлен акт выявленных нарушений от 31.10.2022 по объекту: ремонт автомобильных работ (приведение в соответствии с ГОСТ остановочных карманов) ул. Совхозная. В ходе обследования объекта выявлено, что процент выполнения работ не превышает 30% от объема, указанного в контракте. По объекту: ремонт автомобильных работ (приведение в соответствии с ГОСТ остановочных карманов) ул. Тобольская, 63 - работы не выполняются. В связи с чем, на основании статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 13.2 контракта, Заказчиком 02.11.2022 принято решение N 04-2125 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган для рассмотрения.
Обществом представлено письменное пояснение, исходя из которого следует, что фактически работы выполнены 14.11.2022 по объекту: ремонт автомобильных работ (приведение в соответствии с ГОСТ остановочных карманов) ул. Тобольская, д.63 - 100% исполнение, по ул. Совхозная - 90%, однако, Заказчик отказался от приемки работ по причине вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением сроков выполнения работ со стороны Подрядчика. Нарушение сроков выполнения работ связано с несвоевременными поставками строительных материалов и оборудования, а также с повышением цен на материалы и работы. Общество считает, что в его действиях отсутствовало недобросовестное поведение, какое-либо намерение и умысел на неисполнение муниципального контракта, в качестве подтверждения добросовестности представлен опыт исполнения контрактов, напротив, Подрядчиком приняты все меры для надлежащего исполнения своих обязательств по контракту, в связи с чем, просит не включать сведения о нем в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.
Дата размещения на официальном сайте в Единой информационной системе извещения о проведении Запроса котировок - 10.06.2022. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 373 144,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.06.2022 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного запроса котировок признается участник закупки идентификационный N 112120176 (ООО "Автодор").
Контракт между МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" и ООО "Автодор" на ремонт автомобильных дорог (приведение в соответствии с ГОСТ остановочных карманов) заключен 27.06.2022 на сумму 2 016 000,00 рублей.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрены календарные сроки выполнения работ: Начало работ: с даты заключения контракта. Окончание работ: до 01.09.2022 г.
В установленный контрактом срок, работы Подрядчиком не выполнены, Заказчиком направлено письмо от 27.09.2022 N 04-1876 в адрес Общества с требованием о выполнении работ в срок до 01.10.2022, позже направлен акт выявленных нарушений от 31.10.2022, в котором указано, что произведено обследование объекта и установлено, что по объекту: ремонт автомобильных работ (приведение в соответствии с ГОСТ остановочных карманов) ул. Совхозная - процент выполнения работ не превышает 30% от объема, указанного в контракте. По объекту: ремонт автомобильных работ (приведение в соответствии с ГОСТ остановочных карманов) ул. Тобольская, 63 - работы не выполняются. В связи с неисполнением условий заключенного контракта, на основании частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 13.2 контракта Заказчиком 02.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено через единую информационную систему Подрядчику.
Частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (части 1, 2).
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, выслушав пояснения, пришла к выводу, что в действиях ООО "Автодор" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.
В ответ на письмо Заказчика, Общество сообщает (письмо от 10.10.2022 N 026), что существуют трудности с поставкой блоков ФБС для подпорной стенки и указывает срок завершения работ - 25.10.2022. Письмом от 20.10.2022 N 035 Подрядчик сообщает, что работы выполнены по контракту на 90% и причиной невыполнения оставшихся объемов работ является сбой поставки материалов, просит предоставить 5 дней для завершения работ в полном объеме. Подрядчик представил фотографии дороги- ул. Тобольская, где работы, как поясняет Общество, выполнены в полном объеме и фотографии дороги - ул. Совхозная, где как поясняет Общество работы выполнены на 90%. Кроме того, прилагает документы по опыту исполнения ранее таких контрактов.
При рассмотрении таких обращений, антимонопольный орган дает оценку добросовестности/недобросовестности поведения, наличие/отсутствие вины поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении условий заключенного контракта.
Таким образом, ООО "Автодор" предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта, следовательно, в действиях Подрядчика отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО "Автодор" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта, Общество вело переписку с Заказчиком, было заинтересовано в исполнении контракта и осуществляло ремонтные работы.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
р е ш и л а:
1. Отказать заказчику - МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Автодор" (ИНН 0326556354, адрес: 670033, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, д. 4, кв. 30).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 22 ноября 2022 г. N 003/06/104-900/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2022