Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев представленные департаментом жилищной политики Администрации города Омска (далее - департамент, заказчик) сведения об индивидуальном предпринимателе "_" (далее - ИП "_", предприниматель, продавец) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 97/2022П3 от 05.10.2022 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) у лиц, не являющихся застройщиками, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда (Реестровый номер 31.1179.22)" (извещение N 0152300011922001175) (далее соответственно - электронный аукцион, контракт), размещенной департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 4 от 26.08.2022),
заказчика - "_", директора департамента, "_" (доверенность от 17.11.2022), "_" (доверенность от 17.11.2022), "_" (доверенность от 17.11.2022), "_" (доверенность от 17.11.2022),
продавца - "_" (доверенность N 08/22 от 16.11.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 11175/22 от 14.11.2022) обращение о включении информации о продавце в Реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 13.09.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 2368000,04 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.09.2022 свидетельствует о том, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем. Комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа принято решение о заключении контракта с участником закупки, подавшим заявку с идентификационным номером 112641056 (ИП "_").
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 05.10.2022 между департаментом и предпринимателем заключен контракт.
28.10.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением продавцом контракта.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 08.11.2022, информация о расторжении контракта размещена на официальном сайте ЕИС 10.11.2022 в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об индивидуальном предпринимателе "_" не подлежат включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно понятию, содержащемуся в пункте 8 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа проект контракта.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта являлось следующее: "Продавец обязуется передать Муниципальному заказчику в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области жилое помещение (квартиру) (далее - квартира), характеристики которого установлены в Приложении к настоящему Контракту, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а Муниципальный заказчик обязуется своевременно принять квартиру и оплатить Продавцу ее стоимость в установленных настоящим Контрактом порядке, форме и размере".
Пунктом 1.2 контракта также предусмотрено место нахождения квартиры: N 380 (Триста восемьдесят) в доме N 39 (Тридцать девять) по улице 2-я Трамвайная в городе Омске.
Аналогичные характеристики предмета контракта определены в Спецификации (приложение к контракту).
Пунктом 1.3 контракта определено, что квартира принадлежит на праве собственности "_" на основании договора купли-продажи квартиры N 380/2Т от 02.09.2022, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13.09.2022, в отношении помещения с кадастровым номером 55:36:160103:8126.
Согласно пункту 3.1 контракта до заключения и в момент государственной регистрации контракта продавец гарантирует, что квартира, в том числе не состоит в судебном споре и под арестом (запрещением).
Статьей 309 ГК РФ регламентировано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Пунктом 1 статьи 551 ГК РФ регламентировано, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
На основании пункта 2 статьи 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Кроме того, статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, данным Кодексом и другими федеральными законами.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрен положениями части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое департаментом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 28.10.2022 в 13:47 (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550320574022000122) признается 28.10.2022 в 13:47 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой продавец.
Таким образом, ИП "_" в период с 29.10.2022 по 07.11.2022 имела право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В силу частей 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Омским УФАС России 15.11.2022 по адресу электронной почты ИП "_": krasnovskaya_s@bk.ru, указанному в контракте, было направлено (исх. N ТШ/8930/22) уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 17.11.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 21.11.2022 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос Омского УФАС России были представлены (вх. N 11361-ЭП/22 от 17.11.2022) пояснения ИП "_", согласно которым односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является неправомерным, вина продавца в обстоятельствах, явившихся причиной принятия заказчиком соответствующего решения, отсутствует.
Представленные заказчиком сведения о взаимодействии с ИП "_" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения контракта, послужившего основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
Из пояснений департамента, представленных в Омское УФАС России, следует, что осуществление регистрационных действий в целях перехода права на приобретаемое жилое помещение оказалось невозможным по причине содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений об ограничении прав и обременении объекта недвижимости в виде запрещения регистрации, что подтверждается выпиской от 27.10.2022.
Основанием установления обременения на недвижимое имущество послужило определение Ленинского районного суда города Омска от 17.10.2022, согласно которому судом в порядке обеспечения иска "_" к ЖСК "УЮТ" о признании членом жилищно-строительного кооператива наложен запрет на совершение каких-либо действий по распоряжению и отчуждению имущества.
20.10.2022 в адрес заказчика поступило (исх. N 91) письмо предпринимателя, содержащее уведомление о передаче квартиры, характеристики которой установлены приложением к контракту, и просьбу об осуществлении приемки.
24.10.2022 предпринимателем были поданы частная жалоба на определение Ленинского районного суда города Омска от 17.10.2022 и ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
31.10.2022 продавцом направлено (исх. N 97) письмо с запросом о предоставлении департаментом информации относительно источника информирования о вышеуказанном определении суда.
ИП "_" в письме от 02.11.2022 (исх. N 98) выражено несогласие с принятым заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта и изложена просьба о предоставлении возможности устранения недостатков путем снятия обременения с недвижимого имущества, подлежащего передаче.
Изложенное выше свидетельствует о том, что причиной неисполнения контракта со стороны предпринимателя и принятия, в свою очередь, заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта явился факт установления судом запрета на отчуждение имущества и распоряжения им.
При этом следует учитывать, что на момент рассмотрения уполномоченным органом заявок участников закупок, поданных для целей участия в рассматриваемой закупке, какие-либо ограничения прав и обременения объекта недвижимости, предложенного к продаже ИП "_", отсутствовали.
В связи с чем Комиссия считает необходимым отметить следующее.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
При применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Комиссия при оценке действий сторон (заказчика и продавца), связанных с осуществлением данной закупки (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) и направленных на обеспечение муниципальных нужд, не пришла к выводу о несоблюдении в данных правоотношениях их сторонами принципов добросовестности, разумности и справедливости.
По убеждению Комиссии, предпринимателем для целей участия в осуществленной закупке были предприняты необходимые и достаточные меры для того, чтобы убедиться в правомерности сделок, направленных на приобретение недвижимого имущества. В будущем продавец, добросовестность которого презюмируется, не знал и не мог знать, что в отношении объекта закупки (предмета контракта) возникнет спор, связанный с установлением ограничений либо обременений на данное имущество.
Комиссия в силу статьи 99 Федерального закона о контрактной системе не наделена полномочиями на осуществление оценки действий сторон с точки зрения соблюдения гражданского и жилищного законодательства, в том числе по установлению добросовестности приобретателя на спорное недвижимое имущество.
При указанных обстоятельствах сведения об индивидуальном предпринимателе "_" не подлежат включению в Реестр.
Одновременно Комиссией выявлено нарушение департаментом установленного законодательством о контрактной системе в сфере закупок требования к сроку направления заказчиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в Реестр.
В силу положений части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе такая информация подлежала направлению в срок не позднее 10.11.2022, в то время как обращение департамента фактически поступило в адрес Омского УФАС России только 11.11.2022 за пределами рабочего времени в связи с чем зарегистрировано контрольным органом 14.11.2022. Доказательств невозможности направления указанной информации в регламентированный законом срок заказчиком представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об индивидуальном предпринимателе "_", ИНН 550300177406.
2. Признать в действиях департамента жилищной политики Администрации города Омска нарушение части 16 статьи 95 и части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 ноября 2022 г. N 055/10/104-919/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022