рассмотрев материалы дела N 7-3/768 по обращению КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Фабрика инновационных решений" (ИНН 1841103415), а также директоре общества Данилове Владиславе Антоновиче (ИНН 183509662180) учредителе общества Шубине Антоне Викторовиче (ИНН 183206088008) в связи с односторонним отказом от контракта N 262/2022 от 22.06.2022 (реестровый номер контракта 2272102605522000266) заключенного по результатам закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N0122200002522003061) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Фабрика инновационных решений",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт N 262/2022 от 22.06.2022 на поставку медицинских изделий между КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края и ООО "Фабрика инновационных решений" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N0122200002522003061 (далее - контракт).
Согласно извещению об осуществлении закупки необходимо поставить следующие товары: Простыня для стола для осмотра/терапевтических процедур, одноразового использования; Салфетка нетканая, нестерильная.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 594800,00 рублей.
Контракт заключен по цене 279523,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1 предмет контракта: поставка медицинских изделий (далее- товар). Заказчик поручает, а поставщик принимает на себя обязательства по поставке товара в соответствии со спецификацией (приложение 1).
Согласно пункту 1.2 контракта поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в Технической части (Приложение 2).
Пунктом 1.3 контракта установлено что, при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в настоящем контракте. При этом не допускается замена товара или страны (стран) происхождения товара, или производителя товара, в отношении которого нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, иначе как в порядке, предусмотренном такими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1.4 контракта поставка товара должна сопровождаться предоставлением товарной накладной, счета или счета-фактуры, а также регистрационного удостоверения на медицинское изделие или Сведений о серии (партии) медицинского изделия по форме согласно Приложению N 2 на условиях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 430 "Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия".
Согласно П. 4.4.1 контракта, поставщик обязан: своевременно и надлежащим образом поставить товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
П. 5.1 контракта установлен, срок поставки товара: В соответствии с графиком поставки товара.
Согласно графику поставки товара, товар необходимо поставить двумя партиями: 1 партия - в течение 30 дней с момента заключения контракта; 2 партия - с 14.11.2022 по 24.11.2022.
Пунктом 5.2 контракта определено место поставки товара: Российская Федерация, В соответствии с графиком поставки товара (далее - место поставки).
П. 5.3. контракта, установлены условия поставки товара: поставка товара осуществляется на условиях доставки и разгрузки в месте доставки. Приемка товара осуществляется заказчиком с 09-00 до 15-00 часов (время местное) в режиме 5-ти дневной рабочей недели (понедельник - пятница). Поставщик уведомляет заказчика о предполагаемой дате поставки товара не менее чем за 2 рабочих дня.
Согласно п. 6.2. контракта, при поставке товара поставщик передает Заказчику все документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
Пунктом 6.5 контракта установлено что, приемка товара осуществляется заказчиком по количеству, ассортименту и комплектности (при необходимости) в соответствии со спецификацией, по качеству в соответствии с технической частью.
Согласно п. 9.1. контракта, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11.1 настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 24.01.2023 г. включительно.
Согласно пункту 13.1 контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 13.2. контракта, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: (п. 13.2.1) в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней; (п. 13.2.2) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
ООО "ФИР" в адрес КГБУЗ "ККЦО" 07.10.2022 осуществлена поставка товара. При поставке товара приложено регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2013/641 от 21.06.2018.
В связи с несоответствием наименования товара, указанного в РУ N РЗН 2013/641 от 21.06.2018 г., наименованиям на этикетках, Заказчиком сделан запрос производителю - ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М".
От ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" получен ответ, согласно которому следует, что производство и продажа данной продукции ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" не осуществлялись, а также, что ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" утверждает, что продукция является фальсифицированной
На основании вышеизложенного, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 262/2022 от 22.06.2022 (решение от 28.10.2022).
В результате изучения материалов дела 7-3/768, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, а также подтверждено материалами дела, что по условиям контракта требовалось поставить товар в срок двумя партиями. Согласно графику поставки товара, первый этап поставки - в течение 30 дней с момента заключения контракта, т.е. до 22.07.2022 г.
Поставщик должен поставить: - простыня для стола для осмотра/терапевтических процедур, одноразового использования, Россия в количестве 3 900 шт.; - салфетка нетканая, нестерильная, Россия в количестве 24 000 штук.
ООО "ФИР" в адрес КГБУЗ "ККЦО" 07.10.2022 г. осуществлена поставка товара. При поставке товара приложено регистрационное удостоверение на медицинское изделие N РЗН 2013/641 от 21.06.2018 г.
В связи с несоответствием наименования товара, указанного в РУ N РЗН 2013/641 от 21.06.2018 г., наименованиям на этикетках, Заказчиком был сделан запрос производителю - ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М".
От ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" был получен ответ, согласно которому следует, что производство и продажа данной продукции ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" не осуществлялись, а также, что ООО "ЗДРАВМЕДТЕХ-М" утверждает, что продукция является фальсифицированной
На основании вышеизложенного, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 262/2022 от 22.06.2022 (решение от 28.10.2022).
28.10.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения договора было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 07.11.2022.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
08.11.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки ООО "Фабрика инновационных решений" в адрес Хабаровского УФАС России представлены пояснения согласно которым, поставленный товар соответствует техническим условиям контракта. Замена товара указанного в регистрационном удостоверении связана с отсутствием товара - простыня для стола для осмотра/терапевтических процедур, одноразового использования произведенного в России.
Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
ООО "Фабрика инновационных решений" при подаче заявки на участие в закупке выражено согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Согласно заявке общества предложено к поставке: - простыня для стола для осмотра/терапевтических процедур, одноразового использования, Россия; - салфетка нетканая, нестерильная, Россия. При этом поставленный обществом товар, не соответствует товару указанному в заявке. Дополнительного соглашения к контракту о поставке товара с улучшенными характеристиками обществом не заключалось.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, выявленные при поставке товара нарушения обществом не устранены, равно как не представлено доказательств невозможности поставки товара указанного обществом в заявке.
Доводы указанные в пояснении участника закупки о необходимости проведения заказчиком экспертизы подлежат отклонению, поскольку исходя из положений ст. 94 Закона о контрактной системе, соответствующую экспертизу заказчик проводит самостоятельно. Установив в ходе экспертизы несоответствие товара условиям контракта, заказчик обоснованно отказался от его принятия.
Таким образом, обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Фабрика инновационных решений" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Фабрика инновационных решений" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Фабрика инновационных решений", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные КГБУЗ "Краевой клинический центр онкологии" министерства здравоохранения Хабаровского края об ООО "Фабрика инновационных решений" (ИНН 1841103415), а также директоре общества Данилове Владиславе Антоновиче (ИНН 183509662180), учредителе общества Шубине Антоне Викторовиче (ИНН 183206088008) в связи с односторонним отказом от контракта 22.06.2022 N 262/2022 (реестровый номер контракта 2272102605522000266) заключенного по результатам закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N0122200002522003061) сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 ноября 2022 г. N РНП-27-565
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2022