Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок <_>, члены Комиссии -начальник отдела контроля органов власти и рекламы <_>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <_>, с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "ЭКСТРЕМФАРМ-С", (далее также - ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С", заявитель), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <_>, <_>,
заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "ОКБ", заказчик), представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заказчика,
уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_> (до перерыва),
оператор электронной площадки, акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "ОКБ", комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (меропенем) для ГБУЗ ЯО "ОКБ" (извещение N 0171200001922003648) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "ОКБ", комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (меропенем) для ГБУЗ ЯО "ОКБ" (извещение N 0171200001922003648).
Заявитель считает, что заказчик и комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (меропенем) для ГБУЗ ЯО "ОКБ" (извещение N 0171200001922003648) были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
- комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа и заказчик неправомерно не применили пункт 1.4 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что повлекло за собой неправильный выбор лица, с которым заключается контракт.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать комиссию по осуществлению закупок, заказчика и уполномоченный орган нарушившими положения законодательства о контрактной системе, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 26.10.2022 размещено извещение N 0171200001922003648 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (меропенем) для ГБУЗ ЯО "ОКБ".
Начальная (максимальная) цена контракта 3 472 950,00 рублей.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 3 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов; при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных указанным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0171200001922003648 объектом закупки является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (меропенем) для ГБУЗ ЯО "ОКБ.
Поставляемый товар (меропенем) входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) установлены ограничения допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 определено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, ограничение, установленное постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, в совокупности и при наличии не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 данного постановления, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, при этом иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 определено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 указанного постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами определяются приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н).
Заказчиком и уполномоченным органом в извещении о проведении аукциона в электронной форме установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Ограничение допуска и условия допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
В пункте 3 раздела Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению:
1. указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения товара
2. сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами
или
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации"
или
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В целях применения пункта 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участникам закупки рекомендуется по форме Приложения к требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению продекларировать:
- сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";
- сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В рекомендуемой форме (приложение к требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению) указано на необходимость указания информация о характеристиках, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, товарном знаке (при наличии у товара товарного знака), информации о наименовании страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира:
Международное непатентованное наименование |
Информация о характеристиках, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки * |
Торговое наименование, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)** |
Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира *** |
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, является декларирование участником закупки в заявке: |
|||
Сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя**** |
Сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса***** |
||||||
Лекарственная форма |
Дозировка, концентрация |
Дополнительные характеристики лекарственного препарата |
|||||
МЕРОПЕНЕМ |
|
|
|
|
|
|
|
* заполняется в соответствии с требованиями таблицы Описания объекта закупки. При этом участник закупки указывает четко показатели предлагаемого к поставке товара.
Характеристики лекарственного препарата рекомендуется указать в соответствии с информацией, содержащейся в ГРЛС.
** указывается торговое наименование предлагаемого к поставке товара и товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара. Торговое наименование и товарный знак (при наличии у товара товарного знака), могут отличаться друг от друга, в этом случае следует указать оба наименования; в случае отсутствия товарного знака (при наличии у товара товарного знака), или совпадения наименований, указывается только одно наименование
*** - указывается наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира
**** - сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
***** - сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0171200001922003648 от 08.11.2022 на участие в аукционе подано 12 заявок, проанализировав содержание данных заявок, Комиссия установила следующее.
1. Участник закупки ООО "Йотта-Фарм" (идентификационный номер заявки 1817228) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" торговым наименованием ФармАмеропен (регистрационное удостоверение ЛП-005985 от 16.12.2019, держатель РУ: АО "Фармасинтез"), производитель АО "Фармасинтез", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2017000111, выданный союзом "Торгово-промышленная палата Восточной Сибири (Иркутская область)").
2. Участник закупки ООО "Медикэр" (идентификационный номер заявки 1817365) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Мерексид (регистрационное удостоверение ЛСР-008460/10 от 19.08.2010, держатель РУ: ООО "Джодас Экспоим"), производитель ООО "Рузфарма", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2021000161, выданный союзом "Московская торгово-промышленная палата").
3. Участник закупки ООО "ЛайфХелсКэр" (идентификационный номер заявки 1818095) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем-ТФ (регистрационное удостоверение ЛП-006523 от 20.10.2020, держатель РУ СООО "ТрайплФарм"), производитель СООО "ТрайплФарм", Республика Беларусь (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N BYRU21 03309001, выданный унитарным предприятием по оказанию услуг "Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты").
4. Участник закупки ООО "Темп" (идентификационный номер заявки 1818459) предлагает к поставке:
- лекарственные препараты с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем (регистрационное удостоверение ЛП-000189 от 25.01.2011, держатель РУ: ПАО "Красфарма"; регистрационное удостоверение ЛП-005987 от 16.12.2019, держатель ООО "ПромомедРус"), производители ПАО "Красфарма", Россия; АО "Биохимик", Россия (документы, подтверждающий страну происхождения предлагаемых к поставке лекарственных препаратов: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2015000894, выданный союзом "Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата"; сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1056000004, выданный союзом "Торгово-примышлена палата Республики Мордовия").
5. Участник закупки ООО "Редфарм" (идентификационный номер заявки 1818911) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем-Джиэфси (регистрационное удостоверение ЛП-008064 от 20.04.2022, держатель РУ ООО "ДЖИЭФСИ"), производитель ООО "Рузфарма", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2021014869, выданный союзом "Московская торгово-промышленная палата").
6. Участник закупки ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" (идентификационный номер заявки 1819063) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем-ДЕКО (регистрационное удостоверение ЛП-001718 от 02.07.2012, держатель РУ ООО "КОМПАНИЯ "ДЕКО"), производитель ООО "КОМПАНИЯ "ДЕКО", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2120000025, выданный союзом "Торгово-Промышленная палата Сергиев-Посадского района").
7. Участник закупки ООО "Оптово-розничная фармацевтическая компания" (идентификационный номер заявки 1819116) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем (регистрационное удостоверение ЛСР-007395/10 от 30.07.2010, держатель РУ М.Дж. Биофарм Пвт. Лтд), производитель М.Дж. Биофарм Пвт. Лтд, Индия).
8. Участник закупки ООО "Глобал Фарма" (идентификационный номер заявки 1819423) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем (регистрационное удостоверение ЛП-005073 от 26.09.2018, держатель РУП "Белмедпрепараты"), производитель РУП "Белмедпрепараты", Республика Беларусь (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N BYRU21 03164808, выданный унитарным предприятием по оказанию услуг "Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты").
9. Участник закупки ООО "МЕДПРЕПАРАТЫ" (идентификационный номер заявки 1819506) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем (регистрационное удостоверение ЛСР-002913/10 от 02.04.2010, держатель РУ ЗАО "Фармгид"), производитель ООО "Интерфарма", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1050000623, выданный союзом "Тульская торгово-промышленная палата").
10. Участник закупки ООО "ИРВИН 2" (идентификационный номер заявки 1819521) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем (регистрационное удостоверение ЛП-005073 от 26.09.2018, держатель РУП "Белмедпрепараты"), производитель РУП "Белмедпрепараты", Республика Беларусь (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N BYRU21 03164808, выданный унитарным предприятием по оказанию услуг "Минское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты").
11. Участник закупки ООО "Виренд Интернейшнл" (идентификационный номер заявки 1819623) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем (регистрационное удостоверение ЛП-005948 от 02.12.2019, держатель РУ ООО "Виренд Интернейшнл"), производитель ООО "ФармКонцепт", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1051000037, выданный союзом "Тверская торгово-промышленная палата").
12. Участник закупки ООО "Мартфарм" (идентификационный номер заявки 1819908) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем (регистрационное удостоверение ЛП-005940 от 25.11.2019, держатель РУ ОАО "Синтез"), производитель ОАО "Синтез", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1187000041, выданный союзом "Торгово-промышленная палата города Кургана).
Таким образом, в данном случае имеется как минимум две заявки, которые содержат предложения о поставке необходимого заказчику лекарственного препарата, страной происхождения которого являются государства - члены Евразийского экономического союза, а также содержат предложения о поставке такого препарата различных производителей.
Следовательно, в данном случае применяются требования постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (в данном случае заявки участника закупки ООО "Оптово-розничная фармацевтическая компания" (идентификационный номер заявки 1819116).
Пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289, как уже было указано выше по тексту настоящего решения, определено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 указанного постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из пункта 1.2 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно подпункту 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6981) (далее - Постановление N 1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Из приведенных выше положений постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н следует, что основанием для применения специального порядка условий допуска (подпункт 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н) является, во-первых, одновременное соблюдение двух условий: отклонены заявки (окончательные предложения) с предложением о поставке иностранного лекарства (за исключением происходящего из государств - членов ЕАЭС, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики) (пункт 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) и в числе оставшихся есть заявки (окончательные предложения) с предложением о поставке лекарств, которые на всех стадиях производятся на территориях государств - членов ЕАЭС, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций данных лекарств осуществляется в этих государствах, сведения о которых включены в регистрационное досье на такие лекарства (пункт 1.1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289).
При этом согласно положениям пункта 1.2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) (1) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и (2) сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
То есть без декларирования участником закупки в заявке сведений о каждом из двух поименованных выше документов заказчик не может сделать вывод о том, что все стадии производства лекарственного препарата, предлагаемого участником закупки к поставке, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
При рассмотрении Комиссией оставшихся заявок участников закупки (ООО "Йотта-Фарм", ООО "Медикэр", ООО "ЛайфХелсКэр", ООО "Темп", ООО "Редфарм", ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С", ООО "Глобал Фарма", ООО "МЕДПРЕПАРАТЫ", ООО "ИРВИН 2", ООО "Виренд Интернейшнл", ООО "Мартфарм") установлено, что сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств, а также о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке, задекларировали только два участника:
1. Участник закупки ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" (идентификационный номер заявки 1819063) который предложил к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем-ДЕКО (регистрационное удостоверение ЛП-001718 от 02.07.2012, держатель РУ ООО "КОМПАНИЯ "ДЕКО"), производитель ООО "КОМПАНИЯ "ДЕКО", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 2120000025, выданный союзом "Торгово-Промышленная палата Сергиев-Посадского района").
ООО "ЭКСТРЕМФАРМ-С" в составе заявки были представлены в том числе следующие сведения:
- сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации СП -0001265/12/2021 от 23.12.2021; документ, подтверждающий соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", а именно сертификат N GMP/EAEU/RU/00353-2022 от 25.04.2022.
Однако при анализе документа СТ-1 N 2120000025 установлено, что напротив препарата МНН "Меропенем" в графе 9 указан критерий происхождения лекарственного препарата "Д3004". Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 установлены определенные критерии. Так, в соответствии с разделом 7, содержащего требования и порядок заполнения сертификата, следует, что обозначение "П" присваивается товару, полностью произведенному в государстве - участнике Соглашения, а обозначение "Д" - товару, подвергнутому достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по TH ВЭД конечной продукции.
Таким образом, в сертификате СТ-1 указано, что лекарственный препарат "Меропенем" подвергнут достаточной обработке/переработке на территории стран СНГ. Следовательно, невозможно утверждать, что при производстве данного лекарственного препарата все стадии технологического процесса производства изготовления лекарственного препарат осуществляются на территории стран ЕАЭС.
Кроме того, в имеющемся в материалах дела документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП -0001265/12/2021 от 23.12.2021, напротив разделов 2.Б.1. "Получение полупродукта (введение в процесс основного и вспомогательного сырья", 2.Б.2. "Получение готового нерасфасованного продукта" стоит прочерк, что также свидетельствует о том, что заявителем не подтвержден факт того, что все стадии лекарственного препарата произведены на территории стран ЕАЭС.
2. Участник закупки ООО "Мартфарм" (идентификационный номер заявки 1819908), который предложил к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Меропенем" с торговым наименованием Меропенем (регистрационное удостоверение ЛП-005940 от 25.11.2019, держатель РУ ОАО "Синтез"), производитель ОАО "Синтез", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1187000041, выданный союзом "Торгово-промышленная палата города Кургана).
ООО "Мартфарм" в составе заявки были представлены в том числе следующие сведения:
- сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации СП -0001457/03/2022 от 02.03.2022; документ, подтверждающий соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", а именно сертификат N GMP-0061-000372/19 от 19.04.2019.
Однако при анализе документа СТ-1 N 1187000041 было установлено, что напротив препарата МНН "Меропенем" в графе 9 указан критерий происхождения лекарственного препарата "Д3004".
Таким образом, по основаниям, указанным выше по тексту настоящего решения в сертификате СТ-1 указано, что лекарственный препарат "Меропенем" подвергнут достаточной обработке/переработке на территории стран СНГ. Следовательно, невозможно утверждать, что при производстве данного лекарственного препарата все стадии технологического процесса производства изготовления лекарственного препарат осуществляются на территории стран ЕАЭС.
Кроме того, в представленной ООО "Мартфарм" в составе заявки копии документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП -0001457/03/2022 от 02.03.2022, напротив разделов 2.А.1. "Стадии производства до получения молекулы", 2.А.2. "Стадия обработки (без изменения молекулы)", 2.А.3. "Завершающие стадии производства", 2.А.4. "Фасовска фармацевтической субстанции", 2.А.5. "Упаковка, "Номер регистрационного удостоверения и дата выдачи или сведения о включении в государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения" стоит прочерк, что также свидетельствует о том, что ООО "Мартфарм" не подтвержден факт того, что все стадии лекарственного препарата произведены на территории стран ЕАЭС.
Указанные выше по тексту настоящего решения выводы Ярославского УФАС России подтверждаются судебной практикой (например, решение Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-9193/2021, постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-9193/2021, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу N А82-9193/2021).
Таким образом, Комиссией Ярославского УФАС России не выявлено ни одной заявки, которая содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты.
Следовательно, положения подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н (при приведенных выше обстоятельствах) не применяются.
Контракт подлежит заключению с участником закупки предложившим наименьшее ценовое предложение и, чья заявка признана соответствующей требованиям извещения, а именно, с ООО "Редфарм" (идентификационный номер заявки 1818911).
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа нарушений законодательства о закупках по доводам, изложенным в жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКСТРЕМФАРМ-С" (ИНН: 3459070488, ОГРН: 1163443074926) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (ИНН: 7603004103, ОГРН: 1027600622301), комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (меропенем) для ГБУЗ ЯО "ОКБ" (извещение N 0171200001922003648), необоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (ИНН: 7603004103, ОГРН: 1027600622301), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), нарушений в действиях указанных субъектов контроля не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 ноября 2022 г. N 076/06/106-1099/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022