Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии:<_>. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Администрации МО "Муниципальный округ Увинский район УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ГОРНЫЙ" (ИНН 1832159316) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок "Приобретение щебня на ремонт дороги" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122016535),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей ООО "ГОРНЫЙ": законного представителя Общества <_>. (выписка из ЕГРЮЛ), <_>. (доверенность от 15.11.2022 б/н),
представителя Администрации МО "Муниципальный округ Увинский район УР" посредством видеоконференцсвязи <_>. (доверенность от 16.09.2022 N124/01-40),
в отсутствие представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
26.10.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении запроса котировок на поставку щебня на ремонт дороги.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 200 550,00 рублей.
02.11.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.11.2022 NИЗК1 поступило три заявки на участие в закупке, победителем признано ООО "ГОРНЫЙ".
08.11.2022 Заказчиком сформирован и размещен в ЕИС проект контракта, далее этот проект контракт передан на ЭП.
В связи с не подписанием проекта контракта, протоколом от 10.11.2022 NППУ20_1 ООО "ГОРНЫЙ" признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 ст. 50 Закона.
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 Закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона, не допускается.
Таким образом, контракт по результатам проведения запроса котировок должен быть подписан победителем в течение 1 рабочего дня после размещения его в ЕИС заказчиком, формирование и направление протокола разногласий не допускается.
08.11.2022 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта, следовательно, в срок не позднее 09.11.2022 ООО "ГОРНЫЙ" должно было подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта. Установлено, что в установленный срок ООО "ГОРНЫЙ" не подписало контракт, обеспечение исполнения контракта не внесено, что со стороны Общества не отрицается.
09.11.2022 ООО "ГОРНЫЙ" направило Заказчику не через ЕИС протокол разногласий с просьбой изменить пункт 3.1. контракта в связи с некорректно указанной ценой контракта. Указанная цена - 1 300 рублей - указанна за тонну Товара, а не за весь объем.
В соответствии с ответом Заказчика от 14.11.2022 N6759/01-20 указанный протокол поступил заказчику 14.11.2022, то есть с нарушением сроков, установленных требованиями Закона о контрактной системе, и, следовательно, не может быть подписан Заказчиком.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "ГОРНЫЙ", выразившемся в следующем.
В установленные сроки, ООО "ГОРНЫЙ" не осуществило подписание контракта.
Согласно письменным пояснениям ООО "ГОРНЫЙ" в закупочной документации отсутствуют какие-либо указания относительно указания цены за весь поставляемый объем товара, а не за тонну, в связи с чем, Обществом сформирована информация о цене за единицу/тонну, а не цена контракта.
Указанное в корне противоречит информации, размещенной в ЕИС, а также требованиям Закона.
Согласно ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Вместе с тем рассматриваемый Комиссией Аукцион в своей документации содержал указание на конкретное количество требуемого к поставке товара.
Так, согласно извещению запроса котировок, к поставке требуется 150 тонн щебня, цена за тонну - 1 337 руб., начальная (максимальная) цена контракта- 200 550 руб. То есть в закупке определен объем товара, цена за единицу (тонну) и максимальная цена контракта. Извещение не содержит информации о том, что количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить (ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) и участник в составе своей заявки будет указывать не цену контракта, а сумму цен единиц товара, работы, услуги (п. 4 ч.1 ст. 43 Закона).
Также не находят своего подтверждения и доводы Общества о том, что оно было введено в заблуждение интерфейсом электронной площадки и ошибочно указало информацию о стоимости единицы товара (1300 руб.), а не цены контракта.
Согласно приложенным к пояснениям ООО "ГОРНЫЙ" скриншотам личного кабинета поставщика на электронной торговой площадке РТС-тендер (далее - ЭТП), содержится пункт "Предложение о цене контракта". Таким образом, интерфейс ЭТП прямо указывает на необходимость указания участником закупки полной стоимости контракта.
Кроме того, представленные Обществом в материалы дела контракты с номерами извещений в ЕИС 0813500000122016711, 0813500000122014562 и 0813500000122016114 содержат прямое указание на то, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется в соответствии c ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта указанного в приглашении на участие в закупке и документации о закупке.
Таким образом, довод Общества о том, что при указании цены контракта на ЭТП ООО "ГОРНЫЙ" руководствовалось опытом заполнения заявок по закупкам с номерами извещений в ЕИС 0813500000122016711, 0813500000122014562 и 0813500000122016114 опровергается тем, что ценовое предложение в представленных ООО "ГОРНЫЙ" контрактах подано в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. В случае рассматриваемой закупки количество Товара было определено, следовательно, Общество должно было подать ценовое предложение в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
С учетом пояснений представителей Общества, представленных на заседании Комиссии, о двухгодичном опыте участия Общества в закупочных процедурах, ООО "ГОРНЫЙ" не могло не знать о требованиях Закона, а именно: случаях когда объем товара определен/не определен.
Таким образом, интерфейс ЭТП ясен, понятен и не имеет каких-либо элементов, способных ввести участника закупки в заблуждение относительно предоставляемого ценового предложения, что подтверждается ценовыми предложениями других участников закупки, подавшими ценовое предложение, соответствующее требованиям Закона о контрактной системе, что подтверждается сведениями, размещенными в ЕИС.
Комиссия Удмуртского УФАС России отмечает, что, с учетом НМЦК, Общество могло совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков, путем заключения контракта с Заказчиком и его исполнения. Безусловно, Общество в результате данных действий понесет убытки. Однако, несмотря на то, что предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли, вместе с тем, она подразумевает наличие определенных рисков для Общества.
Вместе с тем, Общество из корыстных побуждений предпочло не заключать контракт по предложенной им же цене, тем самым переложив негативные последствия от своих действий на Заказчика.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "ГОРНЫЙ", так как Обществом не было предпринято мер, направленных на своевременное заключение контракта по предложенной им цене, в то время как при должной осмотрительности оно должно было совершить все действия, направленные на исполнение требований действующего законодательства.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ГОРНЫЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ГОРНЫЙ" (ИНН 1832159316) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок "Приобретение щебня на ремонт дороги" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122016535) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ГОРНЫЙ" (ИНН 1832159316) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
10.11.22 |
11.11.22 |
10.11.22 |
0 |
11.11.22 |
18.11.22 |
17.11.22 |
0 |
22.11.22 |
22.11.22 |
0 |
0 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> ___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 17 ноября 2022 г. N 018/06/104-887/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2022