Резолютивная часть решения оглашена 21 ноября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Родина" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому Федеральному округу (далее - ФГКУ Комбинат "Родина", Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Газизовой Эльзе Рахимжановне (далее - ИП Газизова Э.Р.), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на приобретение бочки пожарной (извещение N 0869400000221000082),
- представителя ФГКУ Комбинат "Родина": Басырова М.К., действующего на основании доверенности N 17 от 21.09.2022;
- в отсутствие представителя ИП Газизовой Э.Р., надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, ходатайств и заявлений не представлено,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение ФГКУ Комбинат "Родина" о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе ИП Газизовой Э.Р., в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на приобретение бочки пожарной (извещение N 0869400000221000082) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам 25.11.2021 объявлено о проведении аукциона путем опубликования в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 509 999 рублей 49 копеек.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило - 6,99%.
Протоколом подведения итогов аукциона N 0869400000221000082-3 от 07.12.2021 победителем аукциона признана индивидуальный предприниматель Газизова Эльза Рахимжановна.
Проект контракта направлен победителю аукциона 07.12.2021.
Регламентированный срок заключения контракта в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (редакция от 02.07.2021, действовавшей на дату признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта) - 13.12.2021.
Как следует из сведений, размещенных в ЕИС, победитель аукциона в установленный Законом о контрактной системе срок, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В связи с тем, что победитель аукциона не исполнил обязанность по заключению контракта в срок, установленный Законом о контрактной системе, заказчик 21.12.2021 признал победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ1 для закупки N 0869400000221000082 от 20.12.2021 размещен в ЕИС - 21.12.2021.
При этом обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в срок, предусмотренный статьей 104 Закона о контрактной системе, заказчиком направлено с нарушением сроков, в связи с чем в действиях Заказчика решением N 074/06/99-2646/2 022 по делу N 218-ВП/2022 от 21.09.2022 антимонопольным органом установлено нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (редакция от 02.07.2021) в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (редакция от 02.07.2021) предусмотрена обязанность участника закупки в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта подписать проект контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта посредством размещения указанных документов на электронной площадке либо разместить протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. В случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, то победитель аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе (редакция от 02.07.2021) контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Из документов, представленных заказчиком следует, что проект контракта направлен победителю аукциона посредством электронного документооборота - 07.12.2021, что подтверждается информацией, размещенной в ЕИС.
Регламентированный срок подписания проекта контракта со стороны победителя аукциона - 20.12.2021.
Как следует из сведений, представленных в материалы дела, победитель аукциона в срок, установленный Законом о контрактной системе для заключения контракта, не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, победитель аукциона при заключении контракта не исполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 83.2, частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, согласно которым победитель аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта обязан, разместить на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (редакция от 02.07.2021) победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя или он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Факт уклонения победителя аукциона от заключения контракта зафиксирован заказчиком в Протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ1 для закупки N 0869400000221000082 от 20.12.2021, который размещен в ЕИС - 21.12.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе (редакция от 02.07.2021) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Протоколом подведения итогов аукциона N 0869400000221000082-3 от 07.12.2021 победителем аукциона признана индивидуальный предприниматель Газизова Э.Р.
Проект контракта размещен заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы 07.12.2021.
Срок подписания контракта участником электронного аукциона Индивидуальным предпринимателем истек 13.12.2021.
Победитель закупки не подписал контракт, не представил заказчику обеспечение исполнения контракта.
Участник электронного аукциона ИП Газизова Э.Р. признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
Обязанность по заключению контракта с заказчиком участником электронного аукциона Индивидуальным предпринимателем не исполнена. Банковская гарантия победителем электронного аукциона не получена, денежные средства в обеспечение исполнения контракта не перечислены. Кроме того, не подтверждено намерение победителя электронного аукциона на заключение контракта с заказчиком (переписка победителя закупки с заказчиком по вопросу заключения контракта не велась, в том числе участник закупки не обращался к заказчику с письменными пояснениями о причинах невозможности заключить контракт).
В ходе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков участник электронного аукциона ИП Газизова Э.Р. не представила документы и сведения, позволяющие сделать вывод о его намерении заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией, и предоставить обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии или перечислением Заказчику денежных средств, а также объективные причины, по которым контракт не заключен в установленный законом срок.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
С учетом изложенного, участник электронного аукциона ИП Газизова Э.Р. на стадии заключения контракта не предпринял меры, направленные на подписание проекта контракта, в том числе не предоставил обеспечение исполнения контракта, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли физического лица в части заключения контракта, и, следовательно, добросовестного исполнения обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
До регламентированного частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе срока подписания контракта участник электронных аукционов ИП Газизова Э.Р. контракт не подписал, обеспечение исполнения контракта не представил. Документального подтверждения невозможности участника закупки подписать контракт и представить заказчику обеспечение исполнение контракта в адрес заказчика, в материалы дела не представлено.
Таким образом, подтвержден факт недобросовестного поведения участника закупки, выразившийся в неисполнении требований документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе о подписании контракта и представлении надлежащего обеспечения исполнения контракта, что, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, является основанием для включения сведений об участнике электронного аукциона ИП Газизовой Э.Р. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, Комиссия отмечает следующее.
Законом о контрактной системе (редакция от 02.07.2021, действовавшей на дату признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта) предусмотрено следующее:
- в соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт;
- согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта;
- в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения;
- частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом того, что дата признания ИП Газизовой Э.Р. уклонившимся от заключения контракта - 21.12.2021, предельный срок направления в контрольный орган в сфере закупок информации, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта - 24.12.2021, предельный срок принятия антимонопольным органом решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков - 31.12.2021, дата включения сведений в реестр - не позднее 12.01.2022.
Принимая во внимание указанное, датой исключения сведений из Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является 12.01.2024.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА*:
Включить сведения, представленные ФГКУ Комбинат "Родина" об участнике электронного аукциона Газизовой Эльзе Рахимжановне (ИНН 743300404903) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 ноября 2022 г. N 074/06/104-3209/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022