Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 24.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О.
Гареевой Д.Ф
Сорокиной Т.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России |
рассмотрев обращения от образовательных учреждений г. Магнитогорска (далее - заказчики) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Ай-Ти Троник" (далее - ООО "Ай-Ти Троник", Общество, участник закупки) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения совместного аукциона на поставку принтеров (извещение N 0369300203422000003) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
-представителя МОУ СОШ N40 г. Магнитогорска Салеевой А.В., действующей на основании доверенности N 280 от 17.11.2022;
- представителя МОУ СОШ N50 г. Магнитогорска Салеевой А.В., действующей на основании доверенности N57 от 17.11.2022;
- представителя МОУ СОШ N21 г. Магнитогорска Салеевой А.В., действующей на основании доверенности N56 от от 17.11.2022;
-представителя МОУ СОШ N3 г. Магнитогорска Салеевой А.В., действующей на основании доверенности N 407 от 17.11.2022;
- представителя МОУ СОШ N62 г. Магнитогорска Салеевой А.В., действующей на основании доверенности N15 от 17.11.2022;
- представителя МОУ СОШ N39 г. Магнитогорска Салеевой А.В., действующей на основании доверенности N2 от 17.11.2022;
- представителя МДОУ ДС N9 общеразвивающего вида г. Магнитогорска Салеевой А.В., действующей на основании доверенности N9 от 17.11.2022;
- представителя МГТУ им Г.И. Носова Салеевой А.В., действующей на основании доверенности N19 от 10.11.2022,
- представителя МДОУ "ДС N93 Г. Магнитогорска, Салеевой А.В., действующего на основании доверенности N84 от 17.11.2022;
- представителя ООО "Ай-Ти Троник" Хакимова И.В., действующего на основании доверенности N 12 от 10.11.2022.
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили обращения от образовательных учреждений г. Магнитогорска о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ай-Ти Троник".
Согласно представленным документам 17.10.2022 образовательные учреждения г. Магнитогорска объявили о проведении совместного электронного аукциона путем опубликования в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 449 385,00 рублей.
Снижение цены контракта составило 17,50% от установленной начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно протоколу подведения итогов совместного аукциона от 27.10.2022 NИЭА1 победителем закупки признано ООО "Ай-Ти Троник".
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_10 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_11 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_2 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_3 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_4 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_5 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_6 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_7 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_8 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Протоколом от 14.11.2022 NППУ20_9 ООО "Ай-Ти Троник" признано заказчиком уклонившимся от заключения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
На дату заседания Комиссии контракты по итогам проведения соместного аукциона не заключены, направлены на подписание участнику, занявшему второе после победителя место по результатам проведения совместного аукциона.
Согласно пояснениям представителя заказчиков в регламентированный законом срок ООО "Ай-Ти Троник" не предоставило подписанные со своей стороны проекты контрактов, обеспечение исполнения контрактов, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контрактов, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Представитель ООО "Ай-Ти Троник" на заседание Комиссии направил письменные пояснения и указал, что при заключении контрактов общество не имело намерения уклониться от заключения контрактов, так как полагало, что цены, по которым должны быть заключены контракты, не подлежат снижению на 15%, в связи с чем ранее направило жалобу в антимонопольный орган, не согласившись с действами заказчиков, аукционной комиссии.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать условия, предусмотренные подпунктами "а-е" указанной статьи.
Подпунктами "а, б" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
- в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
- вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки также вправе сформировать протокол разногласий либо осуществить отказ от подписания контракта, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Закона о контрактной системе.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, информацию, предусмотренную статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта), а также обязан внести денежные средства за заключение контракта либо разместить документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Как следует из документов, представленных заказчиками совместного аукциона, проекты контрактов размещены в единой информационной системе 31.10.2022, то есть на 2 рабочий день после опубликования протокола подведения итогов от 27.10.2022, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе. Таким образом, обязанность по направлению проектов контрактов заказчик исполнил в полном объеме.
При этом, в проектах контрактов каждым из заказчиков указана цена контракта, сниженная на 15% от цены, предложенной обществом, ввиду применения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н).
Так, 06.11.2022 обществом размещены на электронной площадке протоколы разногласий в части изменения ценового предложения без учета снижения цены контракта на 15%, а также изменения с учетом указанных обстоятельств размера обеспечения исполнения контрактов. В ответ на протоколы разногласий общества 07.11.2022 заказчики повторно направили проекты контрактов, а также обоснования отказа учесть замечания со ссылкой на применения условий допуска товаров в соответствии с Приказом N 126н.
Так, до 08.11.2021 до 23.59 обществом не размещен на электронной площадке со своей стороны проекты контрактов, а также документы об обеспечении исполнения контрактов, что свидетельствует о нарушении обществом порядка заключения контрактов.
При этом, факт неподписания проектов контрактов, непредставления обеспечения исполнения контрактов в регламентированные законом сроки зафиксированы заказчиками путем принятия и опубликования в единой информационной системе протоколов признания участника электронного аукциона уклонившимся от 14.11.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1, подпункту "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
- такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
- заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной систем протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
На заседании Комиссии представитель общества пояснил, что проекты контрактов не подписаны со стороны общества ввиду того, что в ходе участия в закупке участник заблуждался в части применения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, так как полагал, что принтеры, требуемые заказчику, производятся только на территории иностранных государств, а не на территории РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются подачей 08.11.2022 жалобы в Челябинское УФАС России на действия заказчиков, комиссии по осуществлению закупок при проведении совместного аукциона, признанной необоснованной на основании решения N 074/06/105-3107/2022 (N 606-ж/2022) от 17.11.2022.
Так, при рассмотрении жалобы установлено, что общество предложило к поставке принтеры производства Xerox B310, продекларировав страну происхождения товара - Китай.
При этом, в направленных протоколах разногласий общество фактически не соглашается только с ценой контрактов, сниженной на 15%, что свидетельствует о выражении обществом намерения заключить контракты на условиях технического задания и предложить к поставке товары иностранного производства.
Из указанных документов и сведений следует, что ООО "Ай-Ти Троник" на протяжении все процедуры проведения аукциона выражало намерение и волю одержать победу в закупке и заключить контракт на поставку принтеров китайского производства.
Следует отметить, что при проведении внеплановой проверки установлено, что протоколы уклонения от заключения контрактов размещены в единой информационной системе 14.11.2022, тогда как регламентированный законом срок для формирования такого протокола составляет не более 1 дня с момента истечения срока, предусмотренного для подписания контракта участником закупки, что не соответствует подпункту "а" пункту 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил в случае, если заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации к признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание, что ООО "Ай-Ти Троник" совершало действия, направленные на подписание проектов контрактов и не отказывалось от предложения к поставке продукции, указанной в составе заявки при проведении аукциона, ввиду отсутствия со стороны общества явно выраженных действий, свидетельствующих о намерении уклониться от заключении контрактов, а также принимая во внимание допущенные заказчиками нарушения в части срока размещения проколов уклонений, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения ООО "Ай-Ти Троник", лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные образовательными учреждениями г. Магнитогорска в отношении ООО "Ай-Ти Троник" (455036, Челябинская Область, г. Магнитогорск, ул. Советской Армии, д. 15, кв. 61 ИНН 7456045106), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
И.О. Кокшарова
Д.Ф. Гареева
Члены Комиссии
Т.А. Сорокина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 ноября 2022 г. N 074/10/104-3170/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022