Резолютивная часть решения оглашена 21.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 24.11.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф.
Сорокиной Т.А. |
|
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
рассмотрев обращения МДОУ "Центр развития ребенка детский сад N 97" г. Магнитогорска, МДОУ "Детский сад N 170 общеразвивающего вида" г. Магнитогорска, МДОУ "Детский сад N 141 общеразвивающего вида" г. Магнитогорска, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 63" г. Магнитогорска, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 28" г. Магнитогорска, МУДО "Центр детского творчества Орджоникидзевского района" г. Магнитогорска, МДОУ "Детский сад N 155 комбинированного вида" г. Магнитогорска, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 56 с углубленным изучением математики" г. Магнитогорска, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 13 им. Ю.А. Гагарина" г. Магнитогорска (далее - заказчики совместного аукциона) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ай-Ти Троник" в связи с уклонением от заключения контрактов по результатам проведения электронного аукциона на поставку принтеров (извещение N 0369300203422000003) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя заказчиков совместного аукциона Салеевой А.В., действующего на основании доверенностей от 17.11.2022,
- представителя ООО "Ай-Ти Троник" Хакимова И.В., действующего на основании доверенности от 10.11.2022,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступили обращения заказчиков совместного аукциона о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Ай-Ти Троник".
Согласно представленным документам 17.10.2022 МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 40" города Магнитогорска объявила о проведении совместного электронного аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 27.10.2022 победителем аукциона признано ООО "Ай-Ти Троник".
Согласно пояснениям представителя заказчиков в регламентированный законом срок ООО "Ай-Ти Троник" не предоставило подписанные со своей стороны проекты контрактов, обеспечение исполнения контрактов, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контрактов, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Представитель ООО "Ай-Ти Троник" на заседание Комиссии направил письменные пояснения и указал, что при заключении контрактов общество не имело намерения уклониться от заключения контрактов, так как полагало, что цены, по которым должны быть заключены контракты, не подлежат снижению на 15%, в связи с чем ранее направило жалобу в антимонопольный орган, не согласившись с действами заказчиков, аукционной комиссии.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент проведения закупки), пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать условия, предусмотренные подпунктами "а-е" указанной статьи.
Подпунктами "а, б" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
- в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
- вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки также вправе сформировать протокол разногласий либо осуществить отказ от подписания контракта, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Закона о контрактной системе.
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, информацию, предусмотренную статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта), а также обязан внести денежные средства за заключение контракта либо разместить документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Как следует из документов, представленных заказчиками совместного аукциона, проекты контрактов размещены в единой информационной системе 31.10.2022, то есть на 2 рабочий день после опубликования протокола подведения итогов от 27.10.2022, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе. Таким образом, обязанность по направлению проектов контрактов заказчик исполнил в полном объеме.
При этом, в проектах контрактов каждым из заказчиков указана цена контракта, сниженная на 15% от цены, предложенной обществом, ввиду применения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н).
Так, 06.11.2022 обществом размещены на электронной площадке протоколы разногласий в части изменения ценового предложения без учета снижения цены контракта на 15%, а также изменения с учетом указанных обстоятельств размера обеспечения исполнения контрактов. В ответ на протоколы разногласий общества 07.11.2022 заказчики повторно направили проекты контрактов, а также обоснования отказа учесть замечания со ссылкой на применения условий допуска товаров в соответствии с Приказом N 126н.
Так, до 08.11.2021 до 23.59 обществом не размещен на электронной площадке со своей стороны проекты контрактов, а также документы об обеспечении исполнения контрактов, что свидетельствует о нарушении обществом порядка заключения контрактов.
При этом, факт неподписания проектов контрактов, непредставления обеспечения исполнения контрактов в регламентированные законом сроки зафиксированы заказчиками путем принятия и опубликования в единой информационной системе протоколов признания участника электронного аукциона уклонившимся от 14.11.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1, подпункту "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
- такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
- заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной систем протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
На заседании Комиссии представитель общества пояснил, что проекты контрактов не подписаны со стороны общества ввиду того, что в ходе участия в закупке участник заблуждался в части применения пункта 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, так как полагал, что принтеры, требуемые заказчику, производятся только на территории иностранных государств, а не на территории РФ.
Данные обстоятельства подтверждаются подачей 08.11.2022 жалобы в Челябинское УФАС России на действия заказчиков, комиссии по осуществлению закупок при проведении совместного аукциона, признанной необоснованной на основании решения N 074/06/105-3107/2022 (N 606-ж/2022) от 17.11.2022.
Так, при рассмотрении жалобы установлено, что общество предложило к поставке принтеры производства Xerox B310, продекларировав страну происхождения товара - Китай.
При этом, в направленных протоколах разногласий общество фактически не соглашается только с ценой контрактов, сниженной на 15%, что свидетельствует о выражении обществом намерения заключить контракты на условиях технического задания и предложить к поставке товары иностранного производства.
Из указанных документов и сведений следует, что ООО "Ай-Ти Троник" на протяжении все процедуры проведения аукциона выражало намерение и волю одержать победу в закупке и заключить контракт на поставку принтеров китайского производства.
Следует отметить, что при проведении внеплановой проверки установлено, что протоколы уклонения от заключения контрактов размещены в единой информационной системе 14.11.2022, тогда как регламентированный законом срок для формирования такого протокола составляет не более 1 дня с момента истечения срока, предусмотренного для подписания контракта участником закупки, что не соответствует подпункту "а" пункту 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпунктов "а", "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил в случае, если заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации к признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание, что ООО "Ай-Ти Троник" совершало действия, направленные на подписание проектов контрактов и не отказывалось от предложения к поставке продукции, указанной в составе заявки при проведении аукциона, ввиду отсутствия со стороны общества явно выраженных действий, свидетельствующих о намерении уклониться от заключении контрактов, а также принимая во внимание допущенные заказчиками нарушения в части срока размещения проколов уклонений, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения ООО "Ай-Ти Троник", лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиками совместного аукциона в отношении ООО "Ай-Ти Троник" (ИНН 7456045106), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Т.А. Сорокина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 ноября 2022 г. N РНП-74-514/2022 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - государственные и муниципальные нужды - электронная торговая площадка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022