Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председателя Комиссии:
Яфизова А.А. - заместителя руководителя,
Членов Комиссии:
Кучеевой А.С. - главного государственного инспектора,
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста -эксперта,
в присутствии представителей заказчика ГАУЗ "ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" Г. КАЗАНИ - Давлеева Э.Р. (по доверенности), Оськиной А.С. (по доверенности), Юсуповой Л.Ш. (по доверенности), Ярмушевой Ю.Е. (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ИП Золотухина С.Г. - Жиляковой М.А. (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ИП Золотухина С.Г. заявителя (вх. N14223/ж от 16.11.2022 г., в ЕИС от 15.11.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" Г. КАЗАНИ при проведении закупки N0711200020322000066 на предмет: Поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200020322000066 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 08.11.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 990 000,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, были представлены письменные и устные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия и позиции заказчика, изучения документации электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя об указании в техническом задании недостоверных показателей времени дезинфекции и промывки эндоскопов.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N11017/10.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка машины моющей/дезинфицирующей для эндоскопов.
Техническим заданием извещения о проведении аукциона были установлены следующие требования к показателям времени дезинфекции и промывки эндоскопов, оспариваемые заявителем и являющиеся, по его мнению, недостоверными:
N п/п
Наименование и описание объекта закупки
Сведения о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки
Требования ГОСТ/обоснование необходимости использования дополнительных характеристик
1.20
Устанавливаемое время дезинфекции эндоскопов
от 5 до 10 мин
Для выставления времени выдержки в растворе согласно перечня средств в эксплуатационной документации
1.21
Устанавливаемое время промывки эндоскопов
0т 01 до 60 мин
При необходимости возможность изменить параметры цикла, для улучшения качества обработки
Заказчиком были представлены следующие пояснения и сведения относительно причины необходимости установления вышеуказанных показателей.
Все дезинфицирующие средства для проведения дезинфекции высокого уровня согласно требованиям СанПин 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (далее - СанПин) должны иметь испытания на воздействия на материалы, из которых сделан эндоскоп. Они обусловлены техническими характеристиками имеющихся на рынке и надлежащим образом зарегистрированных в РФ дезинфицирующих средств, предназначенных для обработки гибких эндоскопов, что, в свою очередь, определяет возможность их практического использования при эксплуатации предмета закупки. Диапазон времени устанавливается не производителем машины, а определяется на основании инструкции заливаемого средства в оборудование.
При анализе технического задания установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В извещении были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, были указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые не противоречат требованиям действующего законодательства.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей медицинского учреждения.
Кроме того, Заказчиком были представлены коммерческие предложения от трёх организаций, подтверждающие возможность поставки оборудования на условиях, отвечающих требованиям Заказчика.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
На основании изложенного, учитывая, что заявителем не представлено мотивированных доказательств, обосновывающих вывод о допущенных нарушениях заказчиком при установлении технических характеристик товара, довод заявителя не подтвержден и признан Комиссией необоснованным.
2. Относительно довода заявителя о неправомерном требовании о предоставлении собственной лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) подлежит лицензированию.
В соответствии с Методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденными Минздравом России и Минпромнауки России 10 октября 2003 (Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 октября 2003 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники"), ввод в эксплуатацию медицинской техники - процедура проведения комплекса регламентированных нормативной и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по подготовке к эксплуатации приобретенной медицинским учреждением медицинской техники, завершающаяся передачей медицинской техники медицинскому персоналу для использования по назначению.
В соответствии с п.5.2. вышеуказанных методических рекомендаций, виды работ по техническому обслуживанию включают в себя: ввод в эксплуатацию, контроль технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание, текущий ремонт. Ввод в эксплуатацию изделий медицинской техники охватывает комплекс работ по их распаковке, расконсервации, установке, монтажу, сборке, настройке и регулировке, сдаче-приемке в эксплуатацию.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническом) обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридическою лица и индивидуального предпринимателя) медицинской техники" техническое обслуживание медицинской техники включает в себя действия по монтажу наладке, контролю технического состояния, периодическое и текущее техническое обслуживание и ремонт медицинской техники.
Согласно техническому заданию на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для ГАУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" г.Казани заказчиком было установлено требование к поставщику оборудования о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.
При этом, в требованиях по сопутствующему монтажу оборудования, пуско-наладочным и иным работам заказчиком указано, что Ввод в эксплуатацию медицинской техники должен проводиться поставщиком лично или с привлечением соисполнителя, имеющего лицензию на техническое обслуживание медицинской техники, на основании заключенного договора с поставщиком на оказание услуг. Ввод в эксплуатацию должен осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями "Техническое обслуживание медицинской техники", утвержденных Минпромнауки РФ (10.10.03г.) и МЗ РФ (24.09.03г.) и нормативно-технической документацией на данное оборудование.
Согласно изложенным доводам заявителя из содержания установленных в техническом задании требований, невозможно однозначно определить возможность предоставления лицензии на соисполнителя, учитывая, что в рамках предмета контракта возможно исполнение контракта с привлечением соисполнителей. По мнению заявителя, требуемую лицензию должны иметь лица, которые непосредственно будут осуществлять деятельность по вводу в эксплуатацию данного оборудования, поэтому требовать лицензию Заказчик вправе у тех лиц, которые непосредственно будут осуществлять и оказывать сопутствующие услуги.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, поставка медицинского оборудования не является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит только техническое обслуживание медицинских изделий.
При объединении в один предмет закупки на поставку медицинского оборудования и выполнение сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии на лицензируемый вид работ (услуг) у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии и предоставлении указанной лицензии в составе заявки на участие в закупке.
Согласно статье 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
К выполнению указанных сопутствующих работ (услуг) поставщик вправе привлечь субподрядчика, имеющего лицензию на данный вид деятельности.
Таким образом, при проведении закупки на поставку оборудования и выполнение сопутствующих работ (услуг), например, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, установление требования о наличии и предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявок на участие в закупках и наличии лицензии у участников закупки неправомерно.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Кроме того, из представленных представителями Заказчика на заседании Комиссии пояснений следовало, что, в случае предоставления в составе заявки на участие копии лицензии субподрядчика на техническое обслуживание медицинской техники данный участник будет допущен до участия в аукционе.
Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе изучения извещения выявлено, что заказчиком не установлено запрета о привлечении субподрядной организации при выполнении работ, предусмотренных контрактом.
Таким образом, извещением не ограничивается право участников закупки привлекать субподрядные организации для выполнения лицензируемых видов работ, предусмотренных государственным контрактом.
Вместе с тем, установление в техническом задании требования о наличии собственной лицензии непосредственно у участника закупки противоречит условиям проекта контракта, а также ввело заявителя при ознакомлении с условиями аукциона и принятии решения об участии в обжалуемой закупке в заблуждение.
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком нарушены требования части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу заявителя ИП Золотухина С.Г. заявителя (вх. N14223/ж от 16.11.2022 г., в ЕИС от 15.11.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" Г. КАЗАНИ при проведении закупки N0711200020322000066 на предмет: Поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий обоснованной частично по доводу 2.
2. Признать в действиях заказчика ГАУЗ "ГОСПИТАЛЬ ДЛЯ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" Г. КАЗАНИ нарушение требований части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
А.С. Кучеева |
|
Л. А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А.
8(843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 21 ноября 2022 г. N 016/06/42-1757/2022 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - техническое обслуживание - характеристика - ввод в эксплуатацию - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2022