Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница N1 им. Н.И. Балабанова" (далее - Заказчик) - Нестифорова Е.А., Майданик В.В., Никулина П.И. (по доверенности);
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности),
- ООО ЧОО "Луч" (далее - Заявитель) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки ""Услуги охраны ГБУЗ РК КРКПБ N1 им. Н.И. Балабана г. Симферополь в 2023 году"" (извещение N 0175200000422000527) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего извещение о проведении Закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 6 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены такие критерии оценки:
Показатель оценки: наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: признак N2 (выделенная радиочастота, обеспечивающая радиосвязь на территории Республики Крым) |
Перечень подтверждающих документов: - копия действующего разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; - копия действующего свидетельства об образовании позывных сигналов либо аналогичного иного документа, предусмотренного действующим законодательством и выданного уполномоченным органом; К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов |
Считаем данные требования противоречат нормам действующего законодательства, ограничивают конкуренцию, путем создания преимущественных условий отдельным участникам закупки по следующим основаниям:
1. Согласно открытым сведениям, опубликованным Роскомнадзором в сети Интернет (https://rkn.gov.ru/opendata/7705846236-ResolutionRadioCHF/), на территории Республики Крым имеется информация только о 7-ми выданных разрешений на использование выделенной радиочастоты:
- ООО "ЧОП "МОНОЛИТ-ГАРАНТ" - приостановлено действие лицензии;
- ООО "ЧОП "Гуард" - 1 сухопутная и 1 возимая радиостанция на территории города Евпатория;
- ООО "ЧОП "ВЫМПЕЛ-РЕЗЕРВ" - 1 сухопутная и 1 возимая радиостанция на территории города Ялта;
- ООО "ЧОО "БАКЛЕР-КРЫМ";
- ООО "ЧОП "СТЕНА" - 1 сухопутная и 1 возимая радиостанция на территории с Доброе Симферопольского района;
- ООО "ЧОО "НЕВА-ЮГ";
- ООО "ЧОП "ФАЛЬКОН КРЫМ" - находится в стадии банкротства.
При этом значимость данного показателя нестоимостного критерия оценки составляет 60%, что является фактом сужения круга участников закупки и ограничением конкуренции.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
В силу статьи 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" охранным организациям разрешается использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, в т.ч. средства оперативной радио- или телефонной связи.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 10 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498, для получения лицензии с правом оказания охранных услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию соискатель лицензии представляет копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи.
Таким образом, разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданное уполномоченным органом, требуется только оказания охранных услуг с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
В свою очередь предметом контракта является физическая охрана объектов с осуществлением внутриобъектового и пропускного режима. Также в описании объекта закупки (пункт 1.2.5) и в контракте (Приложение N2) указанно о необходимости на объекте охраны "Иметь средства радиосвязи с наличием собственной выделенной радиочастоты, независимой от операторов сотовых сетей и неработающей на общедоступных частотах, обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях объекта охраны между всеми сотрудниками охраны дежурной смены и ответственным работником от администрации объекта охраны по вопросам обеспечения безопасности (за счет Исполнителя)" (цитата)
Следовательно, при оказании охранных услуг заказчику не требуется наличие у охранной организации выделенной радиочастоты, а данное требование указано только для формального начисления балов отдельным участникам закупки.
3. В соответствии с пунктом 26 Положения об оценке заявок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться следующий показатель:
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.
Согласно ГОСТ ЕН 1070-2003:
3.4 оборудование: Совокупность связанных между собой частей или устройств, из которых по крайней мере одно движется, а также элементы привода, управления и энергетические узлы, которые предназначены для определенного применения, в частности для обработки, производства, перемещения или упаковки материала. К термину "оборудование" относят также машину и совокупность машин, которые так устроены и управляемы, что они функционируют как единое целое для достижения одной и той же цели.
Материальные ресурсы организации - это совокупность сырья, материалов и других предметов труда, которые используются для создания продукции или осуществления услуг.
3.1.1 ресурсы: Используемые и потенциальные источники удовлетворения потребностей общества.
3.1.2 материально-сырьевые ресурсы: Совокупность первичных (добываемых в природе) видов материалов, веществ и вторичных материальных ресурсов (из отходов производства и потребления), из которых получают сырье для хозяйственной деятельности.
19. Радиоволны |
Электромагнитные волны с частотами до 3 ТГц, распространяющиеся в среде без искусственных направляющих линий |
20. Радиочастоты |
Частоты радиоволн |
Таким образом, выделенная радиочастота не является оборудованием или материальным ресурсом, следовательно, не может использоваться как показатель критерия "квалификация участников закупки"".
Согласно Приложению N4 извещения "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" о проведении Закупки, по показателю оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено:
2.1.2. |
Показатель оценки: наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: признак N2 (выделенная радиочастота, обеспечивающая радиосвязь на территории Республики Крым) |
Перечень подтверждающих документов: - копия действующего разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; - копия действующего свидетельства об образовании позывных сигналов либо аналогичного иного документа, предусмотренного действующим законодательством и выданного уполномоченным органом; К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов |
Заявитель полагает, что использование в качестве показателя по критерию оценки требования о наличии выделенной радиочастоты на территории Республики Крым является излишним и ограничивает круг лиц, которые могут набрать баллы по данному показателю оценки.
Согласно возражениям Заказчика:
"При рассмотрении возражения просим обратить внимание на специфику учреждения Заказчика, которая включает:
- наличие отделения судебно-психиатрической экспертизы для арестованных N15(дополнительно охраняемое конвойными из числа сотрудников ФСИН);
-"Психиатрического отделения принудительного лечения специализированного типа N16" с содержанием лиц, которые, согласно статье 101. УК РФ "Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях" по своему психическому состоянию, требуют постоянного наблюдения" подэкспертных лиц, проходящих психиатрическую экспертизу, и имеющих определенный процессуальный статус".
- согласно Акта обследования и категорирования объекта Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымская республиканская клиническая психиатрическая больница N1 им. Н.И. Балабана" подлежащего обязательной охране на предмет инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности" учреждению присвоена I категория антитеррористической защищенности, включающая особый режим деятельности, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.03.2006 N35-ФЗ "О противодействии терроризму", Постановления Правительства Российской Федерации от 13.01.2017 г N8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов(территорий) министерства здравоохранения Российской Федерации.
_
Заказчик при описании объекта закупки руководствовался ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
_
В Описании объекта закупки заказчиком предусмотрено в качестве услуги:
-обеспечение охраны объекта посредством организации круглосуточных постов охраны;
-вызов (при необходимости) скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других служб экстренного реагирования; оперативное информирование Заказчика, подразделений МВД России, МЧС России и других оперативных служб о происшествиях/правонарушениях и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на охраняемом объекте.
Каждый сотрудник исполнителя при оказании услуг на объекте охраны должен иметь средства радиосвязи с наличием собственной выделенной радиочастоты, независимой от операторов сотовых сетей и неработающей на общедоступных частотах, обеспечивающие бесперебойную связь на территории и в помещениях объекта охраны между всеми сотрудниками охраны дежурной смены и ответственным работником от администрации объекта охраны по вопросам обеспечения безопасности (за счет Исполнителя); знать назначение и уметь пользоваться техническими средствами охраны средствами аудио-и видеонаблюдения, системами оповещения, кнопкой экстренного вызова полиции, техническими средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации, средствами и системами контроля доступа, средствами радиосвязи и мобильной связи, ручным металлодетектором и др.), применяемыми на объекте охраны.
Таким образом, требования к объекту закупки, и соответственно требования к участникам закупки, обусловлены конкретной потребностью заказчика.
Требование о наличии выделенной радиочастоты, обеспечивающей радиосвязь на территории Республики Крым, независимой от операторов сотовых сетей и не работающей на общедоступных частотах.
Установление критерия оценки в части наличия у участника закупки выделенной радиочастоты, обеспечивающей радиосвязь на территории Республики Крым, независимой от операторов сотовых сетей и не работающей на общедоступных частотах обусловлено, прежде всего, тем, что для качественного оказания услуг охраны необходимы надежные и стабильные каналы связи с учетом специфики учреждения Заказчика. Из всех имеющихся общедоступных видов связи - проводная телефония, сотовая мобильная связь, любительские радиочастоты и специальные выделенные радиочастоты, именно выделенная радиочастота имеет существенные преимущества перед всеми остальными перечисленными видами связи.
Традиционная проводная и мобильная телефония не приспособлены для решения задач, требующих мобильности, оперативного реагирования, надежной и защищенной связи. С учётом того, что характер объекта охраны (учреждение) является специфическим, связанным с поддержанием антитеррористической защищенности на объекте, и периодически повторяются ситуации, когда на объектах может происходить перегрузка средств мобильной связи, либо наоборот - недостаточность покрытия, вследствие чего возникает слабый сигнал и недостаточный уровень связи. По этой причине оперативно реагировать и поддерживать связь между постами охраны, дежурным подразделением и оперативными службами становится не только сложно, но и часто невозможно. Данный факт не может не отразиться на качестве оказания услуг охраны, особенно при возникновении различных экстренных и нештатных ситуаций, когда от качества связи зависит скорость реагирования на возникшую противоправную ситуацию.
Оперативная радиосвязь обладает высокой скоростью соединения и работает бесперебойно. Среди функциональных особенностей оперативной радиосвязи - возможность прямого ускоренного доступа к абонентам соответствующей группы (групп/зон оповещения), к диспетчерам сети, различные типы и приоритеты вызовов, возможность установления соединений в режиме прямой связи "абонент-абонент", приспособленность конструкции и технических параметров абонентских терминалов к сложным эксплуатационным условиям.
В экстренных ситуациях, когда общественные сети перегружены, оперативная радиосвязь продолжает работу - все абоненты остаются "на связи", причем все они могут быть "собраны" на одном канале. Кроме того, радиосвязь может продолжать свою работу в автономном режиме в условиях, когда возникают сбои в работе электросетей и подаче электроэнергии, что для такого региона, как Республика Крым является особенно актуальным.
Что касается еще одного вида связи - любительской радиосвязи, то согласно п. 1.3. Приказа Минкомсвязи России от 26.07.2012 г. N 184, любительская служба и любительская спутниковая служба в Российской Федерации - служба радиосвязи для целей самосовершенствования, взаимной связи и технических исследований, осуществляемая любителями, то есть лицами, имеющими соответствующее разрешение и занимающимися радиотехникой исключительно из личного интереса и без извлечения материальной выгоды. Решением от 15.07.2010 г. N 10-07-01 Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве информационных технологий и связи РФ "О выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств любительской и любительской спутниковых служб" выделены полосы радиочастот для применения на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств любительской службы физическими и юридическими лицами, при соблюдении ими ряда условий. Однако такая связь, по сравнению со специальной выделенной радиочастотой, не является достаточно устойчивой и помехозащищенной, а также не гарантирует защищенность передаваемой информации и надежность её передачи.
Для оказания услуг по охране объектов, являющихся предметом закупки, с использованием собственной выделенной закрытой радиочастоты, независимой от операторов сотовых сетей и не работающей на общедоступных частотах, необходимо наличие специального разрешения - разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
Право на использование радиочастотного спектра в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
Исходя из данных положений законодательства, закупочной документацией установлено требование о наличии разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов у охранной организации, выданного уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Документацией также установлено требование о наличии у охранной организации свидетельств об образовании позывных сигналов, либо аналогичного иного документа, предусмотренного действующим законодательством и выданного уполномоченным органом и свидетельств о регистрации радиоэлектронных средств, планируемых к использованию при оказании охранных услуг либо аналогичного иного документа, предусмотренного действующим законодательством и выданного уполномоченным органом в целях подтверждения готовности охранной организации использовать имеющиеся радиочастоты при оказании услуг охраны.
Установление требования радиочастоты, обеспечивающей радиосвязь на территории Республики Крым, независимой от операторов сотовых сетей и не работающей на общедоступных частотах не является преимущественным условием участия в открытом конкурсе в электронной форме.
Данное требование не ограничивает и не устраняет конкуренцию, т.к. для подтверждения конкуренции необходимо более одного участника, представителя рынка охранных услуг, с определенными требованиями, а именно: "- выделенной радиочастоты, обеспечивающей радиосвязь на территории Республики Крым, независимой от операторов сотовых сетей и не работающей на общедоступных частотах.
_
Поскольку в жалобе заявитель указывает на сведения, опубликованные федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на территории Республики Крым, из которых видно, что большому количеству юридических лиц, которые осуществляют частную охранную деятельность выданы разрешение на использование выделенной радиочастоты. А это в свою очередь свидетельствует о том, что на рынке охранных услуг есть предложение аналогичных услуг, следовательно, есть конкуренция.
Так, согласно данных сайта Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций имеют выделенные радиочастоты, обеспечивающие радиосвязь на территории Республики Крым 8 организаций, а именно: ООО "ЧОП ГУАРЛ"; ООО ЧОП "ФАЛЬКОН КРЫМ"; ООО ЧОО "БАКЛЕР КРЫМ"; ООО ЧОП "МОНОЛИТ-ГАРАНТ"; ООО "ДРАГОВИТ"; ООО "ЮЖНЫЙ РУБЕЖ"; ООО ЧОП "СТЕНА"; ООО ЧОО "НЕВА-ЮГ". Кроме этого, ФГУП "ОХРАНА" РОСГВАРДИИ также в своей хозяйственной и служебной деятельности при оказании услуг в сфере охранной деятельности использует выделенные радиочастоты, обеспечивающей радиосвязь на территории Республики Крым.
При этом участник закупки не лишен права обратиться в уполномоченный орган за получением в установленном законом порядке соответствующих разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов, в том числе во время оказания услуг, т.е. заявитель вправе это сделать как в процессе своей обычной хозяйственной деятельности, так и во время и после проведения процедуры определения поставщика. Данный ресурс является показателем материально- технической оснащенности организации, наряду с наличием оборудования, транспорта, оружия и прочих материальных вещей, которые организации могут иметь на своё усмотрение либо нет.
Также обращаем внимание, что на сегодняшний день в Республике Крым в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", введен "желтый" уровень террористической опасности", который подразумевает усиление контроля, повышение сил и средств, способствующих не допущению, а также оперативной локализации последствий террористических актов, а также закупка технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ.
Возможность использовать радиочастоты на территории Республики Крым - это оптимальный альтернативный вариант для оперативного взаимодействия заказчика и исполнителя по всем возникающим текущим вопросам, который будет способствовать оперативному реагированию на возникающие штатные и нештатные ситуации, их скорейшему предотвращению и ликвидации.
Требование о наличии выделенной радиочастоты, требуется только для оказания охранных услуг с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Согласно ст.11.2. Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Таким образом, любая охранная организация, получившая в установленном законом порядке лицензию на осуществление частной охранной деятельности, имеет право оказывать охранные услуги в любом регионе в пределах Российской Федерации. Одновременно с этим, Заказчик при проведении процедуры закупки вправе устанавливать требования к охранным услугам и организациям, их осуществляющим, исходя из собственных потребностей и в рамках действующего законодательства.
Таким образом, требование в документации, о наличии у охранной организации собственной выделенной радиочастоты, независимой от операторов сотовых сетей и не работающей на общедоступных частотах, является обоснованным, соответствует характеру оказываемой услуги, не противоречит законодательству и установлено исходя из потребностей заказчика.
Довод заявителя относительно, того, что действующее разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов используется исключительно для получения лицензии с правом оказания услуг по охране объектов и имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и применением соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, а предметом закупки является физическая охрана объектов с осуществлением внутриобъектового и пропускного режима, также является не состоятельным.
_
Учитывая, что законодательство о закупках товаров, работ, услуг, в первую очередь, направлено на обеспечение нужд заказчика в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, а также на защиту интересов заказчика при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, заказчик обязан максимально полно и эффективно реализовать свои интересы при проведении закупочных процедур.
Так, в частности, показатели по критерию Обеспеченность участника закупки были установлены с целью понимания возможности потенциального исполнителя выполнить условия договора, а также уверенности и гарантии, что охранная организация сможет осуществить охрану на должном уровне и с учетом всех потребностей заказчика оказать услуги требуемого характера.
_
Утверждение о том, что выделенная радиочастота не является оборудованием или материальными ресурсами.
Данные доводы, изложенные в жалобе, носят манипуляторный характер и опровергаются следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 26 Положения об оценке заявок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться следующий показатель:
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.
Материальные ресурсы организации - это совокупность сырья, материалов и других предметов труда, которые используются для создания продукции или осуществления услуг.
3.1.1 ресурсы: Используемые и потенциальные источники удовлетворения потребностей общества.
3.1.2 материально-сырьевые ресурсы: Совокупность первичных (добываемых в природе) видов материалов, веществ и вторичных материальных ресурсов (из отходов производства и потребления), из которых получают сырье для хозяйственной деятельности.
Под материальными ресурсами понимаются потребляемые в процессе производства предметы труда в виде сырья, материалов, покупных изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии.
Классификация сырья и материалов производится по следующим критериям:
- по отрасли происхождения сырье может быть промышленным и сельскохозяйственным;
-по степени участия в изготовлении продукции сырье и материалы подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относят те виды сырья и материалов, из которых изготавливается продукция предприятия или которые являются се составной частью.
Вспомогательные материалы применяются для осуществления технологического процесса, изготовлении инструмента, оснастки, ремонта и эксплуатации оборудования, хозяйственных нужд (смазочные, обтирочные материалы и т.п.);
Частью технологического процесса является технологической операции, состоящей из действий человека и (или) оборудования, которые не сопровождаются изменением свойств предметов труда, но необходимы для выполнения технологического перехода.
Наличие у поставщика (охранной организации) разрешения на использования радиочастот или радиочастотных каналов - это часть технологического процесса, без которых поставщик на законных основаниях не может использовать стационарные, носимые или возимые радиостанции.
Право на использование радиочастотного спектра в соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ N 126-ФЗ "О связи" предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов на основании разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, выдаваемое Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Наличие у поставщика (охранной организации) разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов дает легальное и законное право использования средств радиосвязи, поскольку радиосвязь одно из самых простых и надежных средств связи.
Использование рации обеспечивает более быстрое реагирование на сигнал в экстремальной ситуации, что является неотъемлемым условием при осуществлении охраны объектов здравоохранения. В связи с этим заказчик посчитал нужным предъявить требование к участникам закупки о наличии разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя, изложенные в жалобе, не находят своего подтверждения.
Основной задачей законодательства о размещении заказов является не только обеспечение максимально широкого круга участников торгов, но и выявление в их результате лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям правового регулирования в данной сфере, в том числе эффективному использованию денежных средств заказчика, развитию добросовестной конкуренции, результативности, предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке. Установление характеристик товара, работы, услуги обусловлено потребностями заказчика и является правом последнего. Закон не предусматривает ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика
Проведение данной закупки направлено на исполнение обязанности заказчика по обеспечению безопасности объекта здравоохранения, в соответствии с законодательно утвержденными требованиями к безопасности на таких объектах.
Требования к участникам закупки установлены исходя из положений законодательства и обусловлены конкретной потребностью заказчика".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанный порядок оценки по показателю оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" установлен в соответствии с потребностью Заказчика, с учетом характера оказываемых услуг, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а также позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
При этом, показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" не является обязательным и единственным условием для участия в конкурсе и основанием для отклонения заявки участника, а является лишь одним из показателей критерия оценки.
Таким образом, установленный Заказчиком показатель оценки "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода Закупки, не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика.
Любое лицо, как имеющее, так и не имеющее выделенную радиочастоту, обеспечивающую радиосвязь на территории Республики Крым, вправе принять участие в данной Закупке.
При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился, в доводах жалобы не представил доказательства того, что конкурсная документация и установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, а также доказывающих необъективность установленного в конкурсной документации порядка оценки по оспариваемому показателю, а также доказывающих, что установленный порядок оценки создает преимущества одним участникам рынка перед другими и, как следствие, указывающих на нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Учитывая указанные обстоятельства дела и положения законодательства, Комиссия приходит к выводу о том, что довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.Д. Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 ноября 2022 г. N 082/06/106-1193/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022