Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>,
при участии в режиме видеоконференцсвязи представителей МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" <_>, <_>, доверенность от 16.11.2022 N 04-0055, представителя ИП <_> по доверенности от 04.04.2022 <_>,
рассмотрев обращение МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Заказчик) (вх. от 16.11.2022 N 6936) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений в отношении индивидуального предпринимателя <_> (далее, в т.ч. Подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключенного по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по установке и демонтажу ИДН, устройству металлических ограждений, N 0302300048722000153 (далее - Запрос котировок), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов Заказчика следует, что 18.03.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен муниципальный контракт по установке и демонтажу ИДН, устройству металлических ограждений (далее - контракт), на сумму 2 455 000,00 рублей.
Согласно условиям контракта срок выполнения работ - до 01.07.2022. По состоянию на 25.10.2022 выполнено работ на общую сумму 1 974 502,74 рублей, Заказчиком принято и оплачено, остальные работы по состоянию на 03.11.2022 не выполнены, в связи с чем, на основании статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 13.2 контракта, Заказчиком 03.11.2022 принято решение N 04-2150 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган для рассмотрения.
ИП <_> представлено письменное пояснение, исходя из которого следует, что в рамках заключенного контракта, Подрядчик выполнял работы в несколько этапов: первоначально были выполнены работы по установке металлических ограждений, работы были приняты 20.05.2022 и произведена оплата Заказчиком 31.05.2022, на сумму 1 974 502,74 рублей. Затем Подрядчик приступил к выполнению работ по демонтажу ИДН и устройству ИДН согласно ведомости работ. Так, в период май - июнь 2022 г. проведены работы по демонтажу ИДН по ул. Мунгонова, ул. Пирогова, что подтверждается подписанными актами скрытых работ, затем были осуществлены работы по устройству ИДН по ул. Революции 1905 г., д. 90, ул. Сахьяновой 9-14, ул. Сахьяновой 1Б. После завершения данного этапа работ представитель Заказчика приостановил работы по устройству ИДН по ул. Забайкальской и ул. Боевая. На протяжении длительного времени вопрос по устройству ИДН не решался (исх. N 36 от 28.06.2022). В связи со значительным увеличением сроков по контракту, ИП <_> продолжил выполнение работ. Так, 09.09.2022 осуществлены работы по фрезерованию в рамках подготовки к устройству ИДН по ул. Забайкальская 2B, 11А., однако, Заказчик остановил работы и потребовал заасфальтировать отфрезерованный участок дороги (данный факт находит свое подтверждение в различных социальных сетях и публикациях в СМИ). Работы Заказчиком вновь были приостановлены, аналогичная ситуация складывалась и в отношении устройства ИДН по ул. Боевая (ост. Гормолзавод) (письмо исх. N 41 от 10.09.2022).
04.10.2022 состоялась Комиссия по безопасности дорожного движения при Администрации г. Улан-Удэ, на котором принято решение о ликвидации пешеходного перехода по ул. Забайкальская 2В, 11А (копия протокола передана 12.10.2022). Только после проведенного совещания, Заказчиком разрешено было выполнить работы по устройству ИДН по ул. Боевая (ост. Гормолзавод), работы выполнены 31.10.2022 г. (письмо исх. N71 от 31.10.2022).
01.11.2022 в отдел бухгалтерии Подрядчиком переданы КС-2, КС-3 на проверку, документы возвращены на доработку, 10.11.2022 вновь предоставлены документы на проверку, 14.11.2022 проверены, однако Заказчиком не подписаны, так как куратор по контракту находился на больничном, 16.11.2022 вся исполнительная документация вновь передана нарочным способом, позже поступило письмо от Заказчика о возврате части документов.
Подрядчик указывает, что Заказчиком созданы неблагоприятные условия для сдачи работ по контракту, приемка работ не осуществлена в порядке, предусмотренном контрактом и решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.11.2022 принято после фактически выполненных работ.
Таким образом, работы по контракту выполнены в согласованном объеме, умысла или уклонения от выполнения работ по контакту у Подрядчика не имелось. Просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителей).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, ИП <_>, установила следующее.
Дата размещения на официальном сайте в Единой информационной системе извещения о проведении Запроса котировок - 04.03.2022. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2022 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки идентификационный N 111489055 (ИП <_>).
Контракт по установке и демонтажу ИДН, устройству металлических ограждений между МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" и ИП <_> заключен 18.03.2022, на сумму 2 455 000,00 рублей.
Пунктом 3.1 контракта предусмотрены календарные сроки выполнения работ: начало работ: с даты заключения контракта. Окончание работ: до 01.07.2022.
Заказчиком 15.07.2022 направлено в адрес Подрядчика письмо N 04-1375 о необходимости выполнения работ по установке ИДН монолитного типа, совмещенных с пешеходным переходом по ул. Боевая, 7, 12 (в прямом и обратном направлении), ул. Сахьяновой, 9/14, ул. Революции 1905 г, 90, ул. Забайкальская, 11А, 2В в кратчайшие сроки. 26.10.2022 Заказчиком направлено письмо N 04-2079 о необходимости выполнения работ в срок до 31.10.2022.
03.11.2022 Заказчиком на основании частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе принято, пункта 13.2 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено через единую информационную систему Подрядчику.
Общая сумма оплаченных Заказчиком работ по контракту составила 1 974 502,74 рублей.
Частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (части 1, 2).
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, выслушав пояснения, пришла к выводу, что в действиях ИП <_> отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.
31.05.2022 Заказчиком приняты частично выполненные Подрядчиком работы и оплачена сумма в размере 1 974 502,74 рублей. 28.06.2022 письмом N 36 Подрядчик просит согласовать изменение сроков выполнения работ по устройству ИДН по ул. Забайкальская, 11А, 2В и Боевая, 12, в связи с приостановкой работ. 10.09.2022 ИП <_> (письмо N 41) указывает, что работы приостановлены по ул. Забайкальская, и ул. Боевая, однако он приступил к выполнению работ по устройству ИДН по ул. Забайкальская, 2В, 11А, просит согласовать объем работ и направить уведомление о дальнейшем выполнении работ по контракту. В письме от 25.10.2022 N 65 Подрядчик сообщает об объеме выполненных работ и указывает, что принято решение о прекращении работ и отмены данного адреса (ул. Забайкальская, 2В, 11А) из объема работ по контракту и в отношении ул. Боевая, 7 вопрос на протяжении двух недель находится на обсуждении устройства ИДН. В письме от 15.11.2022 N 114 ИП <_> сообщает, что работы завершены и направляет Заказчику исполнительную документацию, просит заключить дополнительное соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон по объекту ул. Забайкальская, 11А, 2В, в связи с отменой Заказчиком данных работ. Протоколом Комиссии по безопасности дорожного движения при Администрации г. Улан-Удэ от 04.10.2022 принято решение о ликвидации пешеходного перехода ул. Забайкальская, 2В, 11, 12/1. На заседании Комиссии Бурятского УФАС России Подрядчик пояснил, что фактически работы в полном объеме выполнены, однако, отсутствуют доказательства о принятых работах по спорным объектам со стороны Заказчика.
Таким образом, ИП <_> предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта, Заказчиком не представлены доказательства, однозначно свидетельствующие о недобросовестности поведения Подрядчика, следовательно, в действиях ИП <_> отсутствует вина.
При рассмотрении таких обращений, антимонопольный орган дает оценку добросовестности/недобросовестности поведения, наличие/отсутствие вины поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении условий заключенного контракта.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта, индивидуальный предприниматель был заинтересован в исполнении контракта и выполнял работы на объекте, большая часть работ по контракту принята Заказчиком и оплачена, Подрядчик вел переписку с Заказчиком и высказывал должную озабоченность по факту выполнения работ.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
р е ш и л а:
1. Отказать заказчику - МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об индивидуальном предпринимателе <_>.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 23 ноября 2022 г. N 003/06/104-906/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022