Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущий заседание Комиссии - Бабаев К.А. - Руководитель Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев обращение Министерства образования Республики Дагестан (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Каспий Про" (ИНН: 0573009356) (далее - Общество), с участием представителя Общества - Гасанбекова Т.А. (по доверенности), в отсутствии представителя Заказчика (извещен),
УСТАНОВИЛА:
07.11.2022 г. в Дагестанское УФАС России поступило обращение Заказчика в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) направившего сведения в отношении Общества для рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением контракта заключенного по результатам проведенного электронного аукциона N 0303200035022000090 "82-2022-нр5173 Поставка товаров для реализации федерального проекта "ЦОС" для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (145) - 6" (далее - Аукцион).
На основании поступивших сведений Дагестанским УФАС России было направлено сторонам уведомление о рассмотрении обращения с необходимостью явки 10.11.2021 в 12 часов 00 минут по адресу: город Махачкала, пл. Ленина, 2, 4-этаж кабинет N 88.
Комиссия в результате рассмотрения документов и материалов при осуществлении проверки содержащихся в указанных документах информации и фактов в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе установила следующее.
11.04.2022 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), было размещено извещение о проведении электронного Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 987 555,96 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2022 NИЭА1 на участие в закупке поданы две заявки, которые признаны соответствующими требованиям. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - N 2 (ООО "КАСПИЙ ПРО").
30.04.2022 Заказчиком с ООО "КАСПИЙ ПРО" заключен государственный Контракт N 0303200035022000090 (далее - Контракт) по результатам проведенного Аукциона.
04.10.2022 Заказчиком, в соответствии с п. 12.2 Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором указывается, что Обществом не исполнены свои обязательства по поставке товара.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4.1. Контракта поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
4.1.2. обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом;
4.1.3. обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом;
4.1.4. осуществить поставку Товара в соответствии с приложением N 1 к Контракту.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов..
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией, 04.10.2022 размещено решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации размещенной в ЕИС предполагаемая дата вступления решения в силу 17.10.2022.
На рассмотрении обращения представитель Общества пояснил, что все мониторы были поставлены по адресам, в соответствии с условиями контрактов, некоторые образовательные учреждения начали пользоваться данными товарами.
При фактическом подписании актов приемки мониторов с Министерством образования и науки Республики Дагестан, приемочной комиссией было установлено, что товар имеет глянцевый экран, в соответствии со спецификацией он должен был быть матовым. Поступивший товар не был перепроверен и доставлен по адресам согласно описанию объекта закупки. На момент рассмотрения обращения, мониторы из трех образовательных учреждений не возвращены, а некоторые и пользуются мониторами.
Из статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств.
При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках.
Таким образом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Термин "неисполнение контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства и положений контракта, но и фактические обстоятельства которые послужили не исполнению требований положений контракта, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения поставщика (подрядчика исполнителя).
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Соответственно, неисполнение победителем обязательств по контракту может являться как следствием недобросовестного поведения победителя аукциона, имеющего намерение таким образом не исполнить контракт, так и не являться таковым.
Конституционный Суд Российской Федерации исходит из того, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как признание участника недобросовестным поставщиком, неисполнение государственного контракта, антимонопольный орган не вправе ограничиваться констатацией факта нарушения сроков исполнения контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства нарушения, определить вину нарушителя, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Дагестанского УФАС России, при рассмотрении обращения учитывает, что ООО "Каспий Про" фактически поставил товар, понес финансовые расходы по доставке по адресам образовательных учреждений, является реально действующей организацией, а также не установлены обстоятельства, свидетельствующие о намеренном и умышленном нарушении условий контракта и полном игнорировании претензий со стороны Заказчика.
При таких условиях Комиссия приходит к решению о не включении сведений об ООО "Каспий Про" в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с вышеизложенным Комиссия Дагестанского УФАС России, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством образования Республики Дагестан в отношении ООО "Каспий Про" (ИНН: 0573009356; адрес: ул. Аукшинского д. 94, кв 151 г. Махачкала, Республики Дагестан 367000), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Багамаев Т.Р.
8(8722) 67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 10 ноября 2022 г. N РНП-005/10/104-2226/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022