Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфамедсервис" (далее - ООО Альфамедсервис", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 17" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - БУЗОО "ГБ N 17", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН "АМПИЦИЛЛИН+СУЛЬБАКТАМ" (Реестровый номер 2022.077330) (извещение N 0352300039822000224) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - "_" (доверенность от 11.10.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. 11452-ЭП/22 от 21.11.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 08.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 195000 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 16.11.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 3 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 194024 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112966549 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2022 победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений наиболее низкую цену контракта (ООО "Медикэр").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупок неправомерно не были применены положения пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1289).
По мнению заявителя, победителем аукциона признан участник, предложивший к поставке товар, происходящий из иностранного государства.
БУЗОО "ГБ N 17" были представлены (вх. N 11691-ЭП-22 от 24.11.2022) пояснения на жалобу, согласно которым неприменение ограничений, установленных Постановлением N 1289, обусловлено окончанием срока действия сертификата о происхождении товара СТ-1 (до 12.05.2022), представленного ООО Альфамедсервис" в составе заявки.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В силу пункта 3 части 2 названной статьи извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 такого закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 данного закона).
Порядок рассмотрения заявок участников закупки при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно названной норме не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 данного закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Объектом рассматриваемой закупки является лекарственный препарат с МНН "ампициллин+сульбактам".
В связи с тем, что указанный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, извещение об осуществлении закупки содержало соответствующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Пунктом 1 Постановления N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Обозначенные выше требования к заявкам участников закупки были установлены в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", являющемся приложением к извещению об осуществлении закупки.
Проанализировав содержание заявок всех участников закупки, направленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 11515-ЭП-22 от 21.11.2022) с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в указанном аукционе, Комиссия отмечает, что к поставке двумя участниками закупки были предложены товары российского производства (двух различных производителей), а также одним из участников закупки товар, страной происхождения которого является Индия.
С учетом указанного, во исполнение требований пункта 1 Постановления N 1289 заявка с предложением товара иностранного происхождения с идентификационным номером 112966549 подлежала отклонению.
При этом, признавая несостоятельным довод заказчика об окончании срока действия сертификата о происхождении товара СТ-1, направленного обществом, Комиссия исходит из следующего.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее - Постановление N 353) действие срочных разрешений, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу данного постановления по 31 декабря 2022 г., продлено на 12 месяцев.
В перечень таких срочных разрешений приложения N 1 к Постановлению N 353 включены сертификаты о происхождении товара СТ-1 (пункт 19).
Таким образом, с учетом действительности до 12.05.2022 сертификата о происхождении товара СТ-1, включенного ООО "Альфамедсервис" в свою в заявку, и положений пункта 1 Постановления N 353 его действие считается продленным до 12.05.2023.
Следует отметить, что заявка общества включала обращение к заказчику с просьбой учесть указанные выше обстоятельства при ее рассмотрении.
Дополнительно Комиссия обращает внимание на то, что условия допуска по результатам применения комиссией по осуществлению закупок ограничений, предусмотренных Постановлением N 1289, реализации не подлежали ввиду отсутствия в составе заявок участников закупок сведений о документах, поименованных в пункте 1(2) Постановления N 1289.
Таким образом, в данном случае победителем электронного аукциона в связи с одинаковыми ценовыми предложениями участников закупки, предложивших товар российского производства, могло являться лицо, подавшее ценовое предложение ранее (пункт 1 части 4 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе).
Установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении БУЗОО "ГБ N 17" порядка применения национального режима при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а равно пункта 4 части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 1289.
В связи с указанным жалоба ООО "Альфамедсервис" признается обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченнопо учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфамедсервис" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 17" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН "АМПИЦИЛЛИН+СУЛЬБАКТАМ" (Реестровый номер 2022.077330) (извещение N 0352300039822000224).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 17" нарушение пункта 4 части 12 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 1289.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская больница N 17", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 ноября 2022 г. N 055/06/48-964/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2022