Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области"
...
, в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер"
...
, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в присутствии представителя ООО "ТЕХНОИМПОРТ"
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОИМПОРТ" N111 от 16.11.2022 (вх. N3048-ЭП/22 от 16.11.2022) на действия Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия: сейф для хранения медикаментов, с расстановкой и демонстрацией работоспособности для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (извещение N0859200001122013793 от 09.11.2022) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным казенным учреждением Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области" (далее - Заказчик, ГКУ РО "УКС РО") инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского изделия: сейф для хранения медикаментов, с расстановкой и демонстрацией работоспособности для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани" (далее - электронный аукцион).
09 ноября 2022 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 20 538 359 рублей 22 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС):
1. Заказчик указал код позиции 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", однако ему необходимо было установить код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия - 32.50.50.190, КТРУ 32.50.50.190-00000626 "Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов" (является медицинским изделием);
2. Пунктом 8 постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 предусмотрено, что в помещении, относящемся к 4-й категории, наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому, однако Заказчиком установлено требование в ТЗ: класс устойчивости к взлому не хуже IV;
3. Заказчик не применил типовой контракт согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 N724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу б/н от 21.11.2022 Заказчик сообщил, что описание объекта закупки и извещения о проведении электронного аукциона соответствуют законодательству о ФКС и не ограничивает круг потенциальных участников закупки, а также пояснил, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В отзыве на жалобу N474 от 22.11.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что извещение о проведении электронного аукциона соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
В ходе заседания представитель Государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" поддержал позицию Заказчика и сообщил, что считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик указал код позиции 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", однако ему необходимо было установить код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия - 32.50.50.190, КТРУ 32.50.50.190-00000626 "Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов" (является медицинским изделием).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о ФКС заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Таким образом, использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для заказчика.
В силу пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014
Так, в каталоге товаров, работ, услуг, размещенном в ЕИС, присутствует позиция КТРУ: 32.50.50.190-00000626 "Сейф-термостат для хранения наркотических препаратов", которая содержит в себе следующее описание: "Устройство в виде холодильника, с питанием от сети переменного тока, специально разработанное для обеспечения безопасного хранения наркотических или психотропных веществ при определенной температуре. Оно может иметь двойные стены, замки, укрепляющие стержни и другие решения по обеспечению безопасности и предотвращению несанкционированного доступа. Сейф имеет функцию поддержания теплового режима, необходимого для хранения наркотических и/или психотропных веществ, с обеспечением контроля температуры".
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского изделия: сейф для хранения медикаментов, с расстановкой и демонстрацией работоспособности для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани".
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком применен код ОКПД 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
В ходе заседания комиссии представители Заказчика и ГБУ РО "ОКОД" пояснили, что позиция КТРУ 32.50.50.190-00000626, на которую ссылается Заявитель в своей жалобе, не отвечает потребностям Заказчика, поскольку приведенное выше описание товара не соответствует потребностям Заказчика. Лечебным учреждением закупается сейф, предназначенный для кратковременного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а не сейф-термостат.
Данная позиция подтверждается, в том числе тем следующим обстоятельством.
В частности, ГОСТ Р 57266-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Сейфы для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Требования, классификация и методы испытаний" (далее - ГОСТ 57266-2016) распространяется на сейфы, предназначенные для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенных для медицинского применения, а также других лекарственных средств.
Согласно п. 4.1 ГОСТа 57266-2016 медицинские сейфы классифицируют по назначению:
- сейфы-термостаты, предназначенные для продолжительного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- сейфы, предназначенные для кратковременного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- сейфы, предназначенные для транспортирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Таким образом, Заказчику требуется сейфы, предназначенные для кратковременного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, предусмотренные позицией 2 классификации медицинских сейфов, а не сейфы-термостаты, предназначенные для продолжительного хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку Заказчиком при описании объекта закупки применена позиция код ОКПД 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки" в соответствии с п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145.
Вместе с тем с учетом итогов проведения электронного аукциона, отраженных в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.11.2022 NИЭА1, Комиссия Рязанского УФАС России полагает, что при описании предмета закупки Заказчику необходимо удостовериться, что рынке медицинских изделий присутствует товар с характеристиками, установленными в описании объекта закупки, и обладающий соответствующими документами, а именно: регистрационным удостоверением, выданным уполномоченным органом Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Согласно доводу Заявителя пунктом 8 постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N1148 предусмотрено, что в помещении, относящемся к 4-й категории, наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому, однако Заказчиком установлено требование в ТЗ: класс устойчивости к взлому не хуже IV.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе заседания Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N1148 утратили силу с 01.09.2022.
Вместе с тем постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 N 809 "О хранении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (далее - Постановление N809) утверждены новые правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил помещения подразделяются на 5 категорий. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются требования к условиям хранения в них наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Согласно п. 8 Правил к 4-й категории относятся помещения медицинских и ветеринарных организаций, предназначенные для хранения трехдневного запаса наркотических средств и психотропных веществ, а также помещения медицинских организаций, предназначенные для хранения неиспользованных наркотических средств, принятых от родственников умерших больных.
Таким образом, с учетом устных и письменных пояснений Заказчика, согласно которым к поставке требуются сейфы, предназначенные для кратковременного (трехдневного) хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, помещение в котором будет храниться наркотические средства и психотропные вещества относится к 4-й категории.
В силу п. 15 Правил в помещении, относящемся к 4-й категории, наркотические средства и психотропные вещества хранятся в запирающихся насыпных или прикрепленных к полу (стене) сейфах не ниже 3-го класса устойчивости к взлому. Сейф массой менее 1000 килограммов прикрепляется к полу или стене либо встраивается в стену с помощью анкерного крепления.
В разделе "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, установлено, что класс устойчивости к взлому не хуже IV, что не отвечает положениям Правил, утвержденных Постановлением N 809.
Комиссия Рязанского УФАС России также считает необходимым отметить, что наличие в проектной документации такой характеристики как "класс устойчивости к взлому не хуже IV" не отменяет требования правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных постановлением N 809.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что довод Заявителя обоснован, поскольку описание объекта закупки по классу устойчивости к взлому не соответствует Постановлению N809, действия Заказчика нарушают ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчик не применил типовой контракт согласно приказа Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 2015 N724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о ФКС Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
При этом согласно части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону, до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.2015 N 724н (далее - Приказ N 724н) утвержден типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Учитывая изложенное, вышеуказанный типовой контракт необходимо использовать при размещении закупки, которая включает в себя одновременно: поставку медизделия, его ввод в эксплуатацию, а также обучение специалистов эксплуатирующих и осуществляющих техобслуживание данного медизделия.
Вместе с тем объектом рассматриваемого аукциона является поставка медицинского изделия: сейф для хранения медикаментов, с расстановкой и демонстрацией работоспособности для оснащения строящегося объекта: "Главный лечебный корпус государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический онкологический диспансер" в г. Рязани".
Таким образом, в данном конкретном случае у заказчика отсутствовала обязанность применять типовой контракт, утвержденный Приказом N 724н.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку положения проекта контракта не противоречит требованиям Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОИМПОРТ" обоснованной в части установления требование к классу устойчивости к взлому не хуже IV.
2. Признать Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области") нарушившим ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. В остальной части признать жалобу необоснованной.
4. Выдать предписание Заказчику (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Управление капитального строительства Рязанской области"), Уполномоченному учреждению (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы по делу N062/06/33-660/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 28 ноября 2022 г. N 062/06/33-660/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022