Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение муниципального учреждения "Городская Служба Единого Заказчика" (далее - заказчик) (вх. N 2678/22 от 24.11.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Строй-Ленд" (далее - подрядчик, общество, ООО "Строй-Ленд") (ИНН 7100001434; 300041, г. Тула, ул. Ленина, д. 7, офис 7/этаж 2,) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 10.06.2022 N Н.2022.27 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли и дымвентканалов в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1; ремонту домиков для выхода на кровлю многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Приупская, д. 8 (закупка N 0366200035622002610) (далее - контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя заказчика на основании доверенности;
- - представителя общества на основании доверенности;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение заказчика о размещении информации об ООО "Строй-Ленд" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту мягкой кровли и дымвентканалов в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1; ремонту домиков для выхода на кровлю многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Приупская, д. 8 (закупка N 0366200035622002610) (далее - Электронный аукцион, Закупка), в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении Закупки размещено 18.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 428 875,53 рублей.
10.06.2022 по итогам Электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен Контракт на сумму 4 428 875,53 рублей.
В соответствии с разделом 1 контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по ремонту мягкой кровли и дымвентканалов в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1; ремонту домиков для выхода на кровлю многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Приупская, д. 8 (далее - работы) в соответствии со сметной документацией (Приложение N 1), описанием объекта закупки (Приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта, и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их.
Место выполнения работ: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1; г. Тула, ул. Приупская, д. 8.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта работы должны быть выполнены подрядчиком в сроки установленные контрактом:
начало работ: с момента заключения контракта.
окончание работ: в течение 45 календарных дней с момента заключения контракта.
Разделом 6 контракта установлены права и обязанности сторон, в том числе указано следующее:
6.1. Подрядчик обязан:
6.1.3. Приступить к выполнению работ не позднее 3 (трех) дней со дня подписания настоящего контракта.
6.1.4. Перед началом выполнения работ подрядчик обязан:
6.1.4.1. Предоставить на согласование заказчику график выполнения работ в течении 3-х календарных дней после подписания контракта, а также назначить ответственное лицо за производство работ на объекте (объектах), в отношении которых проводятся работы по ремонту в соответствии с настоящим муниципальным контрактом (предоставить соответствующие приказы на ответственных).
В случае несоблюдения сроков, установленных графиком выполнения работ, подрядчик несет ответственность в соответствии с разделом 8 настоящего контракта;
6.1.5. При проведении работ подрядчик обязан:
6.1.5.1. Ежедневно до 9-00 ч. предоставлять заказчику в электронном виде (адрес электронной почты: mugsez@tularegion.org) информацию и фотоматериалы о ходе выполнения работ.
6.1.5.2. Обеспечить заказчику возможность контроля и надзора за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов и оборудования на месте производства работ в любое время;
6.1.5.3. Приобрести и ежедневно вести общий журнал работ в соответствии с Порядком ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ РД-11-05-2007, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 года N 7. Предоставить журнал на регистрацию заказчику до начала производства работ. Журнал должен находиться на объекте в течение всего срока работ и по первому требованию предоставляться заказчику и органу строительного контроля. В журнале отражается весь ход выполнения работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с выполнением работ, имеющие значение во взаимоотношениях заказчика и подрядчика. Требования заказчика, касающиеся хода выполнения работ и ведения журналов, исполняются Подрядчиком в обязательном порядке и отражаются в журналах в виде записи, подтверждающей выполнение этих требований.
6.1.8. Использовать ограждающие средства, предупреждающие о ремонтных работах в местах их производства, согласно Правилам благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 N 47/1156.
6.1.9. Обеспечить сохранность имущества третьих лиц, инженерных коммуникаций, принадлежащих третьим лицам. В случае причинения ущерба имуществу и (или) инженерным коммуникациям третьих лиц подрядчик обязан самостоятельно в полном объеме возместить причиненный ущерб. В случае наступления любых неблагоприятных последствий у третьих лиц, в связи с выполнением работ подрядчиком в период их проведения, гарантийного срока и в течение срока исковой давности, самостоятельно нести ответственность перед третьими лицами.
6.1.12. При выполнении скрытых работ подрядчик обязан уведомить заказчика о необходимости их освидетельствования не позднее, чем за 2 (два)дня. Каждый вид скрытых работ сдавать пооперационно с оформлением актов освидетельствования скрытых работ. Скрытые работы, выполненные без освидетельствования заказчика, принятию и оплате заказчиком не подлежат. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается. По требованию заказчика подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, а затем восстановить ее.
6.1.13. Подрядчик обязан своевременно устранять недостатки и дефекты, выявленные заказчиком в процессе производства работ, при приемке работ и в период гарантийного срока эксплуатации объекта.
6.1.14. Результат выполненных работ должен обеспечивать безопасную эксплуатацию объекта и отсутствие угрозы для жизни и здоровья третьих лиц.
6.1.15. Подрядчик обязан исполнять полученные в процессе работ указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям контракта и не представляют собой вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
6.1.17. Подрядчик обязан немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения работы;
- иных обстоятельств, влияющих на результаты выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика о возникших обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь ответа на предупреждение, или, несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе ссылаться на указанные обстоятельства.
6.1.18. Подрядчик обязан за свой счет осуществлять систематическую, а по окончании работ, окончательную уборку территории объекта от строительного и бытового мусора. До приемки работ обеспечить вывоз строительного и другого мусора, возникшего в ходе производства работ, в течение одного календарного дня с момента его образования. В случае повреждения в процессе работ элементов благоустройства внутридомовой территории (асфальтовое покрытие, газоны, деревья, ограждения и т.п.) - восстановить их за свой счет.
6.1.20. В течение 10 (десяти) дней с момента заключения контракта на объекте следует установить информационные таблички с указанием наименования муниципальной программы, ремонтных работ, названия исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, представителя заказчика, курирующего работы по настоящему контракту, сроков начала и окончания работ. При изготовлении информационных табличек подрядчик должен использовать материалы, устойчивые к погодным воздействиям. Нанесение информации на таблички может производиться по технологии аппликации пленкой или широкоформатной печати на плёнке. Размер информационной таблички должен быть не менее 500 мм х700мм. Содержание и формат табличек должны быть согласованы с заказчиком.
Подрядчик обязан ежедневно следить за наличием и надлежащим состоянием информационных табличек и предоставлять соответствующий фотоматериал заказчику в электронном виде (адрес электронной почты: mugsez@tularegion.org).
6.3. Заказчик вправе:
6.3.1. Требовать от подрядчика качественного выполнения работ, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
6.3.2. Требовать от подрядчика предоставления надлежащим образом оформленной отчетной документации, подтверждающей исполнение обязательств в соответствии с настоящим контрактом.
6.3.3. В любое время осуществлять контроль за соблюдением подрядчиком условий настоящего контракта. Осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, своими силами или с привлечением сторонней организации путем заключения договора на передачу (или исполнение) функций по строительному контролю или функции технического заказчика, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных подрядчиком материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. При обнаружении в ходе проверки каких-либо нарушений оформляется акт, который подписывается сторонами. В случае отказа подрядчика от подписания такого акта, акт оформляется заказчиком в одностороннем порядке.
6.3.4. При возникновении недостатков в работе, возникших по вине подрядчика, заказчик вправе требовать от него безвозмездного их устранения.
В разделе 5 контракта закреплен порядок сдачи и приемки работ.
В соответствии с пунктом 12.1 контракта срок действия контракта: с момента заключения до 31 декабря 2022 года (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы).
Из материалов дела установлено, что заказчиком в адрес подрядчика направлены многочисленные письма (от 31.08.2022, 02.09.2022, 22.09.2022, 23.09.2022, 27.09.2022, 05.10.2022, 06.10.2022, 12.10.2022, 14.10.2022, 17.10.2022, 21.10.2022, 28.10.2022, 08.11.2022, 18.11.2022), в которых указано на то, что работы обществом выполняются медленно, а также в ходе осмотре объекта комиссией заказчика выявлены нарушения технологии выполнения работ и зафиксировано протекание кровли о чем составлены акты.
В представленных в материалы дела актах обследования кровли объектов по контракту (от 08.09.2022, 15.09.2022, 19.09.2022, 28.09.2022, 29.09.2022, 03.10.2022, 06.10.2022, 11.10.2022, 18.10.2022, 19.10.2022, 24.10.2022, 27.10.2022, 02.11.2022, 07.11.2022, 14.11.2022, 24.11.2022) содержится информация о том, что работы на объекте ведутся медленно, те работы, к которым подрядчик приступил, выполнены не качественно, с нарушением условий контракта и не завершены, зафиксировано неоднократное протекание кровли.
В связи с данными обстоятельствами заказчик в письмах требует от подрядчика устранить выявленные замечания в кратчайшие сроки.
Кроме того, заказчик направил обществу претензии в количестве 25 штук, в которых указал на то, что работы по ремонту кровли ведутся с нарушением сроков, в связи с чем начислил штраф за ненадлежащие исполнение обязательств по контаркту.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ определено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- в случае, если в установленный настоящим контрактом, срок подрядчик не приступил к непосредственному выполнению работ;
- систематического нарушения подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания работ более чем на 30 дней (несоблюдение подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 30 дней;
- отступления подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенного нарушения подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ);
- при определении подрядчика подрядчик предоставил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с тем, что обществом не исполнены в полном объеме обязательства по контракту в установленный срок, 15.08.2022, 29.08.2022, 15.09.2022 заказчиком, на основании статьи 715 ГК РФ принимались решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.06.2022 N Н.2022.27 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли и дымвентканалов в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1; ремонту домиков для выхода на кровлю многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Приупская, д. 8 (далее - решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (Подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (Подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (Подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (Подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (Подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (Подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, Подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что решения об одностороннем отказе от исполнения контракта сформированы и размещены заказчиком с использованием единой информационной системы 15.08.2022, 29.08.2022, 15.09.2022 и поступили обществу в указанные даты соответственно.
Частью 14.1 статьи 95 Закона предусмотрено, что в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
Поскольку общество предпринимало попытки к исправлению нарушений, послуживших основанием принятия заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, а получение результата работ является значимым для заказчика, последний принял 25.08.2022, 07.09.2022, 22.09.2022 решения об их отмене.
Комиссией установлено, что извещения об отмене решений об одностороннем отказе сформированы заказчиком с использованием единой информационной системы 25.08.2022, 07.09.2022, 22.09.2022 и в указанные даты поступили обществу. Однако, по состоянию на 11.11.2022 общество в полном объеме не исполнило свои обязательства по контракту, результат работ заказчику не передан.
В связи с тем, что ООО "Строй-Ленд" не исполнило своих обязательств по контракту, 09.11.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.06.2022 N Н.2022.27 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли и дымвентканалов в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1; ремонту домиков для выхода на кровлю многоквартирного дома по адресу: г. Тула, ул. Приупская, д. 8 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 4).
Комиссией установлено, что заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 4 сформировано с использованием единой информационной системы 10.11.2022.
Следовательно, датой поступления подрядчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 4, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона считается дата размещения в единой информационной системе такого решения - 10.11.2022.
Посчитав решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 4, вступившим в законную силу и контракт расторгнутым, заказчик направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.
Из письменных и устных пояснений представителя общества следует что оно имело намерение исполнить обязательства по контракту в полном объеме. Так, подрядчиком выполнялись работы по контракту до момента вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 4 и выполнена большая часть работ, что свидетельствует об отсутствии действий, направленных на уклонение от исполнения контракта.
Кроме того, обращает внимание на то, что при разборке старого кровельного покрытия при производстве работ было обнаружено, что фактические работы не соответствуют сметной документации, в связи с чем с заказчиком заключен дополнительный договор N 120-н от 22.09.2022 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли и дымвентканалов в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1. Данный договор был исполнен обществом в полном объеме, но оплата заказчиком до настоящего времени не произведена, что послужило, в том числе препятствием при исполнении контракта.
Также общество поясняет, что ООО "Строй-Ленд" является подрядчиком по 10 государственным контрактам и зарекомендовало себя надежным и добросовестным участником закупок.
На основании изложенного, представитель общества просил информацию об ООО "Строй-Ленд" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, оценив действия сторон контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Частью 1 статьи 2 Закона определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Как было указано выше, пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что работы должны быть выполнены подрядчиком в сроки установленные контрактом, а именно:
начало работ: с момента заключения контракта (10.06.2022).
окончание работ: в течение 45 календарных дней с момента заключения контракта (24.07.2022).
Как следует из материалов дела, с момента заключения контракта (10.06.2022) по состоянию на 09.11.2022 (с учетом конечного срока исполнения обязательств по контракту 24.07.2022) подрядчик не выполнил в полном объеме работы, предусмотренные контрактом.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 4.
Кроме этого, из представленных в материалы дела документов и сведений, а также из пояснений представителя заказчика Комиссией установлено, что заказчиком неоднократно принимались решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением обществом его условий. Вместе с тем, ООО "Строй-Ленд" не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий контракта, устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком таких решений.
Доводы подрядчика о том, что обществом в полном объеме не выполнены работы по контракту ввиду не оплаты заказчиком подрядчику выполненных работ по ранее заключенному контракту от договор N 120-н от 22.09.2022 на выполнение работ по ремонту мягкой кровли и дымвентканалов в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1, а также о надлежащем исполнении им других контрактов, Комиссия не может принять поскольку рассмотрение вопросов исполнения ООО "Строй-Ленд" иных контрактов не относится к обстоятельствам настоящего дела и, соответственно, не может быть подвергнуто администрированию со стороны антимонопольного органа в рамках рассмотрения данного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
В силу пункта 6.1.17 контракта к обязанности подрядчика отнесена обязанность немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения работы;
- иных обстоятельств, влияющих на результаты выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика о возникших обстоятельствах, либо продолживший работу, не дожидаясь ответа на предупреждение, или, несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе ссылаться на указанные обстоятельства.
В рассматриваемом случае, подрядчик о каких-либо трудностях, возникших в ходе исполнения контракта, заказчику не сообщал.
Информации, свидетельствующей об обратном, в материалы дела не представлено.
Равно как подрядчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащим образом исполнить условия контракта по независящим от него обстоятельствам.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 4 не противоречит Закону и является обоснованным.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы, как в установленный контрактом срок (24.07.2022), так и по состоянию на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 4 (09.11.2022) является нарушением существенных условий контракта и нарушение данных условий контракта фактически не позволило заказчику получить требуемый результат.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В рассматриваемом случае, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, подрядчик недобросовестно отнесся к своим обязанностям, предусмотренным Законом, действовал без должной степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась.
Таким образом, доказательств возникновения у ООО "Строй-Ленд" вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Участие общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения контракта ООО "Строй-Ленд" были известны абсолютно все условия такого контракта. При этом общество должно было оценить все риски исполнения контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "Строй-Ленд" оценило свои возможности по исполнению контракта и согласился со всеми его условиями.
В случае несогласия с какими-либо условиями электронного аукциона и подлежащего впоследствии заключению контракта подрядчик вправе был не принимать участие в аукционе либо, в случае возникновения вопросов, связанных с содержанием аукционной документации, вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений документации.
При этом такой запрос может быть направлен в случаях, если аукционная документация содержит противоречия, неточности, ошибки либо в ней отсутствует информация, необходимая для подготовки заявки на участие в аукционе.
В данном случае участник аукциона не обращался к заказчику с запросом о разъяснении положений аукционной документации, из чего следует, что подрядчику до подведения итогов электронного аукциона были понятны и ясны предъявляемые к предмету работ требования.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
Согласно актам обследования, подрядчик не приступил к выполнению работ в установленные сроки, после начала работ заказчиком неоднократно выявлен факт невыполнения работ и отсутствия подрядчика на объекте.
По состоянию на 29.11.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлено 25 претензий о взыскании неустойки (штраф, пени) за просрочку исполнения обязательств и нарушения условий контракта.
Согласно протоколу собрания жителей, об участии в проекте "Народный бюджет" от 09.08.2021 по объекту: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1 количество благополучателей составляет 210 человек.
Согласно протоколу собрания жителей, об участии в проекте "Народный бюджет" от 28.07.2021 по объекту: г. Тула, ул. Приупская, д. 8 количество благополучателей также составляет 210 человек.
Финансирование контракта осуществляется по программе "Народный бюджет" из нескольких бюджетов:
- Бюджет мо г.Тулы в размере 664 331,34 руб.;
- Бюджет Тульской области в размере 3 533 535,42 руб.;
- Софинансирование со стороны жителей в размере 231 008, 77 руб.
Действия ООО "Строй-Ленд" привели к срыву сроков сдачи объектов, а также риску не реализации программы "Народный бюджет", по которой осуществляется финансирование контракта, благополучатели не получили должного результата и понесли убытки от залитая помещений.
ООО "Строй-Ленд" нанёс существенный вред жителям и благополучателям, проживающим по адресу: г. Тула, ул. Ю. Фучика, д. 22, к. 1, поскольку в период с 28.09.2022 по 03.10.2022 произошло неоднократное залитие квартир N22 ,28, 29, 42, 43, 44, 45 52, 54, 55, 100, 105, 113, 115 и подъездов с 1 по 3; благополучатели в количестве 420 человек не получили должный результат, более того благополучатели, проживающие по адресу: г. Тула, ул. Ю.Фучика, д. 22, к. 1 понесли убытки ввиду залития квартир при производстве ООО "Строй-Ленд" работ на объекте.
До настоящего момента подрядная организация ООО "Строй-Ленд" не осуществила компенсацию денежных средств за залитие помещений, ремонт пострадавших помещений ООО "Строй-Ленд" также не осуществлён.
Таким образом, своим бездействием ООО "Строй-Ленд" не обеспечило соблюдение прав заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что подрядчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.
Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, и включение ООО "Строй-Ленд" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение информации в отношении Индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "Строй-Ленд", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило неисполнение ООО "Строй-Ленд" условий контракта, при этом факт неисполнения условий контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "Строй-Ленд" условий контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта, либо по вине третьих лиц, обществом также не предоставлено.
Оценка действий ООО "Строй-Ленд", совершенных им в ходе исполнения контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных обществом существенных нарушениях положений контракта и необходимости на основании части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "Строй-Ленд" (ИНН 7100001434; 300041, г. Тула, ул. Ленина, д. 7, офис 7/этаж 2; генеральный директор (участник/учредитель) - _, ИНН _) по причине одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Строй-Ленд" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
|
|
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.11.2022 |
23.11.2022 |
23.11.2022 |
0 |
24.11.2022 |
30.11.2022 |
30.11.2022 |
0 |
05.12.2022 |
02.12.2022 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 30 ноября 2022 г. N 071/10/104-1394/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022