Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
При участии представителей:
От ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
От заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" им. профессора С.И. Сергеева: представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев материалы дела N 7-3/766 по обращению заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" им. профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Заказчик, Учреждение) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" (далее также - Поставщик, Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта на поставку реактивов для анализатора кислотно-щелочного и газового состава крови ABL800FLEX (извещение 0122200002521007490), Комиссия Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
02.09.2021 между Заказчиком и ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" заключен государственный контракт N1455/021-з (реестровый номер 2272400261621000859, далее - Контракт), согласно условиям которого предметом контракта является поставка реактивов для анализатора кислотно-щелочного и газового состава крови ABL800FLEX (далее - Товар). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1).
В силу п. 2.1 Контракта цена контракта составляет 1 444 631,64 (Один миллион четыреста сорок четыре тысячи шестьсот тридцать один) рубль 64 копейка, НДС не облагается.
Источник финансирования контракта - Хабаровский край - Средства бюджетных учреждений. (п. 2.3 Контракта).
Согласно п. 2.4 Контракта цена контракта включает в себя стоимость Товара, расходы на упаковку, маркировку, поставку, разгрузку Товара в месте доставки, а также расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и иных платежей, взимаемых с Поставщика в связи с исполнением контракта.
Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта (п. 4.1.1 Контракта).
В соответствии с п. 4.4.1 Контракта установлено, что Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
Согласно п. 4.4.5 Контракта Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего контракта.
Срок поставки Товара определен в соответствии с графиком поставки товара (п. 5.1 Контракта).
Условия поставки товара: поставка товара осуществляется на условиях доставки и разгрузки в месте доставки. Приемка Товара осуществляется заказчиком с 09-00 до 15-00 часов (время местное) в режиме 5-ти дневной рабочей недели (понедельник - пятница). Поставщик уведомляет Заказчика о предполагаемой дате поставки Товара не менее чем за 2 рабочих дня. (п. 5.3 Контракта).
Согласно п. 9.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Приложением N1 к Контракту предусмотрена спецификация товара, включающая в себя следующие сведения о поставляемом товаре, количестве товара, подлежащего поставке, общая стоимость.
Согласно приложению N2 к Контракту поставке подлежат две разновидности калибровочного раствора Radiometer "Радиометр Медикал АпС", Radiometer Medical ApS, Дания Akandevej 21, DK-2700 Bronshoj, Denmark. Товар приобретается к анализатору кислотно-щелочного и газового состава крови серии ABL800 FLEX, вариант исполнения: ABL800 FLEX, серийный номер R0989N008, года выпуска - 2010, (производитель ''Радиометр Медикал АпС'', Дания), имеющемуся и используемому Заказчиком. Рег.удостоверение на анализатор РЗН N 2015/2415
Приложение N3 к Контракту содержит график поставки товара, согласно которому предусмотрена поставка товара отдельными партиями:
- С момента заключения контракта по 25.12.2021 года;
- 2 декада января 2022 года.
Из представленной сторонами документов и сведений Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок, ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" исполнило контракт в части обязательств на 972 347,60 рублей. Указанная сумма оплачена заказчиком в адрес Общества.
В оставшейся части обязательства Поставщиком не исполнены, в связи с чем заказчиком направлены претензии от 28.07.2022 N4418, от 23.08.2022 N4830, от 21.10.2022 N5827 с требованиями об уплате неустойки в связи с просрочкой обязательств.
В соответствии с письменными пояснениями ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ", представленными в Хабаровское УФАС России, Общество указывает, что контракт заключен на поставку продукции зарубежного производства для анализатора закрытого типа, в связи с чем поставки из государства Дания прекращены в связи с недружественными действиями указанного государства.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Пунктом 1 разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 25) следует, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 1 постановления Пленума ВС РФ N25 оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Из п. 2 ст. 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу п. 4 ст. 450.1 ГК РФ сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
Пунктом 1 ст. 518 ГК РФ предусмотрено, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Пункт 2 ст. 523 ГК РФ предусматривает существенность нарушения поставщиком условий договора поставки, в том числе в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Как следует из материалов дела, ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" от поставки товара по контракту не уклонялось, предприняло меры к поставке товара, осуществив поставку на сумму 972 347,60 рублей. Товар заказчиком принят и оплачен.
При этом в осуществляя исполнение контракта в 2022 году, Общество столкнулось с невозможностью приобретения товаров, происходящих из иностранного государства (Дания), в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц" отнесенные к перечню государств, совершающих недружественные действия в отношении российских юридических лиц.
При этом заключая государственный контракт в 2021 году, ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" не имело возможности предусмотреть совершение соответствующих действий иностранным государством.
При этом Комиссия Хабаровского УФАС России учитывает доводы Общества относительно закрытого типа анализатора, в связи с чем поставка товара иных производителей, в том числе происходящих из стран ЕЭАС, невозможна.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о неумышленном нарушении ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" условий контракта.
В данном случае, несмотря на то, что Правилами N 1078 при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрена оценка действий Подрядчика при исполнении контракта с позиции добросовестности, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В рассматриваемом случае, Комиссией Хабаровского УФАС России, оценив представленные материалы, установлено, что причиной (обстоятельствами), повлекшими нарушение Обществом обязательств по контракту, явились возникшие в 2022 году препятствия к поставке товара, происходящего из иностранного государства - члена Европейского союза.
ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" при заключении государственного контракта не имело возможность предвидеть (предусмотреть) наступление чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, выразившихся в невозможности поставки товара из иностранного государства.
Также Общество предпринимало меры к поставке товара в пределах возможностей, осуществив поставку на сумму 972 347,60 рублей.
Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено конкретных обстоятельств, свидетельствующих об недобросовестном поведении, совершение ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
При этом само по себе обстоятельство нарушения сроков поставки, отраженное в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии с условием Контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), убытков, однако без наличия доказательств, подтверждающих умышленный характер действий (бездействия) Подрядчика в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N1078) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно п. 15 Правил N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Оценив обстоятельства исполнения контракта, исследовав все представленные материалы дела и переписку сторон по контракту, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии умышленного неисполнения ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" условий контракта, наличию обстоятельств, предусмотренных пп. "а" п. 15 Правил N1078.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в реестр недобросовестных поставщиков об ООО "МЕДПРОФМАРКЕТ" в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта на поставку реактивов для анализатора кислотно-щелочного и газового состава крови ABL800FLEX (извещение 0122200002521007490) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23 ноября 2022 г. N РНП-27-581
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2022