Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок _____.., членов Инспекции: начальника отдела контроля органов власти и рекламы _____.., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок _____..,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Канцкнига, Ко" (далее также - "Канцкнига, Ко", общество), обеспечило участие в рассмотрении сведений до перерыва представителя по доверенности _____.., после перерыва представителя не направило,
заказчик, муниципальное дошкольное образовательным учреждением "Детский сад N 91" (далее - МДОУ "Детский Сад N 91", заказчик), участие в рассмотрении сведений до перерыва представителя по доверенности _____.., после перерыва представителя не направило,
уполномоченный орган, департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля ( далее - ДСЭРГ Мэрии Г. Ярославля, уполномоченный орган), направил ходатайство о рассмотрении сведений в отсутствие представителя,
оператор, АО "Сбербанк-АСТ", представителя не обеспечил, о времени, дате и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МДОУ "Детский Сад N 91" в отношении ООО "Канцкнига, Ко", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), проверку факта уклонения ООО "Канцкнига, Ко" от заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646), с заказчиком, МДОУ "Детский Сад N 91", внеплановую проверку соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский Сад N 91", законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646), проверку соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский Сад N 91", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 22.11.2022 N 205/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчика, МДОУ "Детский Сад N 91", поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ООО "Канцкнига, Ко", уклонившемся, по мнению заказчика, от заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646).
Изучив представленные материалы и сведения, а также заслушав пояснения сторон, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, Департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru; ЕИС) 07.09.2022 размещено извещение N 0371300027822000646 о проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой.
Максимальное значение цены контракта составило 464 147,21 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0371300027822000646-2 от 20.09.2022, размещенным заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, победителем признано - ООО "Канцкнига, Ко", предложившее наилучшее ценовое предложение.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры урегулирован статьёй 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте (часть 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
При этом, в соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее 22.09.2022 должен был разместить без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта на поставку бумаги для офисной техники белой.
Как было установлено на заседании Инспекции, заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта на поставку бумаги для офисной техники белой 24.09.2022, в связи с чем допустил нарушение пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
28.09.2022 со стороны ООО "Канцкнига, Ко" в адрес заказчика был направлен протокол разногласий.
Соответственно, МДОУ "Детский Сад N 91" в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее 30.09.2022 необходимо было сформировать с использованием единой информационной системы и разместить в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт.
Однако как было установлено на заседании Инспекции заказчик разместил доработанный проект контракта на поставку бумаги для офисной техники белой 06.10.2022, в связи с чем допустил нарушение пункта 2 части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В регламентированный законом срок (07.10.2022) ООО "Канцкнига, Ко" не подписало усиленной электронной подписью и не разместило на электронной площадке подписанный проект контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646), и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В связи с чем, заказчик в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ должен был в срок не позднее 10.10.2022:
- сформировать с использованием единой информационной системы и подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и разместить в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
- сформировать и направить в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Однако заказчиком было принято решение о признании ООО "Канцкнига, Ко" уклонившемся от заключения государственного контракта на поставку бумаги для офисной техники белой только лишь 21.11.2022, в связи с чем заказчик допустил нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Следовательно, с учетом части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик должен был направить в Ярославское УФАС России обращение о включении сведений об ООО "Канцкнига, Ко" в реестр недобросовестных поставщиков в срок до 11.10.2022 включительно, но не ранее 07.10.2022.
Однако заказчик направил в Ярославское УФАС России обращение о включении сведений об ООО "Канцкнига, Ко" в реестр недобросовестных поставщиков только лишь 21.11.2022, в связи с чем допустил нарушение части 4 статьи 104, подпункта "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "Канцкнига, Ко" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин уклонения от подписания контракта в установленный законодательством срок (с приложением всех необходимых доказательств, документов и сведений) и обеспечить явку представителя ООО "Канцкнига, Ко" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений о данном участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Канцкнига, Ко" представило письменные пояснения и на заседание Инспекции обеспечило участие представителя.
На заседании Инспекции представитель ООО "Канцкнига, Ко" пояснил, что общество принимая решение об участии в рассматриваемой закупке, действовало добросовестно и имело действительное намерение заключить контракт на условиях, указанных в извещении об осуществлении закупки.
ООО "Канцкнига, Ко" нарушило срок подписания указанного контракта по следующим причинам:
"28.09.2022 нами был выставлен протокол разногласий из-за допущенных ошибок в проекте контракта.
Регламентированный срок ответа на протокол со стороны заказчика был 30.09.2022. фактически заказчик ответил на протокол разногласий только 06.2022, чем нарушил срок направления участнику закупки проекта контракта.
06.10.2022 и 07.10.2022 сотрудник, отвечающий за подписание контрактов на площадке отсутствовал на рабочем месте, что подтверждается приказом организации предоставлении отпуска без сохранения заработной платы. В связи с этим нашей организацией был пропущен срок подписания контракта".
Кроме того, необходимо отметить, что ООО "Канцкнига, Ко" обратилось 24.10.2022 в Ярославское УФАС России с просьбой провести проверку соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов Российской Федерации заказчиком, муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 91", при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646); а также рассмотреть сведения о включении/невлючении сведений в отношении ООО "Канцкнига, Ко" в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что ООО "Канцкнига, Ко" исполнило 13 контрактов в рамках проведения совместного аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646), что свидетельствует об отсутствии намерения общества уклониться от заключения еонтракта.
При разрешении вопроса о включении/невключении сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков Инспекция учитывает следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В рассматриваемом случае изложенные выше по тексту решения фактические обстоятельства дела и данные ООО "Канцкнига, Ко" пояснения свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, со стороны участника закупки.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский Сад N 91", порядка признания ООО "Канцкнига, Ко" уклонившимся от заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646), Инспекция выявила в действиях заказчика нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком, муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 91", уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, комиссией по осуществлению закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646) Инспекция выявила в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2 , пункта 2 части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский Сад N 91", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Канцкнига, Ко" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция выявила в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 104, подпункта "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 91" (ИНН 7602024555, ОГРН 1027600519077) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Канцкнига, Ко" (ИНН 7604042101, ОГРН 1027600683901) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский Сад N 91", порядка признания ООО "Канцкнига, Ко" уклонившимся от заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646), Инспекция выявила в действиях заказчика нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиком, муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад N 91", уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, комиссией по осуществлению закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении совместного аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку бумаги для офисной техники белой (извещение N 0371300027822000646) Инспекция выявила в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2 , пункта 2 части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МДОУ "Детский Сад N 91", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Канцкнига, Ко" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция выявила в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 104, подпункта "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: _____.
Члены Инспекции: _____.
_____.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 ноября 2022 г. N 05-03/272П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2022