Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 декабря 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии - начальник отдела контроля органов власти и рекламы Савичева К. А., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С.,
с участием:
заявитель, филиал "Ярославский" акционерного общества "Московское протезно-ортопедическое предприятие" (далее также - филиал "Ярославский" АО "Московское ПрОП", общество, заявитель), участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
заказчик, государственное учреждение - Ярославское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее также - ГУ-Ярославское РО фонда социального страхования Российской Федерации, заказчик), о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя,
общество с ограниченной ответственностью "Стан" (далее также - ООО "Стан") участие в рассмотрении жалобы не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом,
оператор, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу филиала "Ярославский" АО "Московское ПрОП" на действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, ГУ-Ярославского РО фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению аппаратов ортопедических для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0271100000322000191) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба филиала "Ярославский" АО "Московское ПрОП" на действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, ГУ-Ярославского РО фонда социального страхования Российской Федерации, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению аппаратов ортопедических для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0271100000322000191) (далее - жалоба).
Заявитель полагает, что комиссия заказчика по осуществлению закупок неправомерно не применила ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленные постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что привело к неверному определению победителя закупки.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии заказчика по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Заказчиком, ГУ-Ярославским РО фонда социального страхования Российской Федерации, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 26.10.2022 размещено извещение N 0271100000322000191 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению аппаратов ортопедических для обеспечения инвалидов в 2023 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 796 989,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В отношении довода заявителя о неправомерном неприменении комиссией заказчика по осуществлению закупок ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств, установленных постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617) Комиссией установлено следующее.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В извещении, сформированном заказчиком с использованием единой информационной системы, установлено ограничение допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в частности, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать помимо прочего информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 предусмотрено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров;
г) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Согласно пункту 9(1) постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне и предусмотренных пунктом 3(1) настоящего постановления, является указание участником закупки в составе заявки регистрационного номера сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
В электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению", являющемся составной частью извещения об осуществлении закупки, заказчиком в числе прочего установлено следующее:
N п/п |
Наименование пункта |
Условия проведения Аукциона |
1 |
Заявка на участие в закупке должна содержать: |
|
6) |
информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами |
Для целей реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий: а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации"; б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов); в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров; г) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики. Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) или регистрационный номер сертификата СТ-1 о поставляемом товаре включаются в контракт. |
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.11.2022 NИЭА1 следует, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано три заявки; все заявки признаны комиссией заказчика по осуществлению закупок соответствующими требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки; победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером 112992070 (ООО "Стан").
Изучив заявки на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению аппаратов ортопедических для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0271100000322000191), Комиссия установила, что участники закупки в составе своих заявок в качестве документов, подтверждающих в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 страну происхождения предложенных к изготовлению товаров, представили следующую информацию о номерах реестровых записей из реестра российской промышленной продукции:
1) ООО "Стан":
N реестровой записи |
наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) |
2097\7\2021 |
ФГУП "ЦИТО" |
2097\44\2021 |
ФГУП "ЦИТО" |
2097\25\2021 |
ФГУП "ЦИТО" |
2097\10\2021 |
ФГУП "ЦИТО" |
2097\37\2021 |
ФГУП "ЦИТО" |
2097\29\2021 |
ФГУП "ЦИТО" |
2097\40\2021 |
ФГУП "ЦИТО" |
2) АО "Московское ПрОП":
N реестровой записи |
наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) |
2359\22\2021 |
АО "Московское ПрОП" |
2359\21\2021 |
АО "Московское ПрОП" |
2359\20\2021 |
АО "Московское ПрОП" |
392\17\2022 |
АО "Московское ПрОП" |
3) ООО "ОРТОТИС-ЮГ":
N реестровой записи |
наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя) |
N 3064\2\2022 |
ООО "ОРТОТИС-ЮГ" |
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по изготовлению аппаратов ортопедических.
Подлежащий заключению по результатам настоящей закупки контракт является по своей природе договором подряда, поскольку предполагает выполнение по заданию заказчика определенных работ и передачу результатов этих работ заказчику (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
В соответствии с пунктом 4.1.15 проекта контракта, являющегося составной частью извещения об осуществлении закупки, исполнитель в числе прочего обязан выполнять работы своими силами и средствами из материалов, имеющих соответствующие сертификаты и другие документы, удостоверяющие их качество.
Из приведенного положения извещения о закупке следует, что в рамках заключаемого по результатам рассматриваемой закупки контракта подрядчик (исполнитель) принимает на себя обязательство выполнять работы лично, без привлечения субподрядчиков (соисполнителей).
Соответственно, применительно к рассматриваемому электронному аукциону участник закупки в целях подтверждения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 страны происхождения предлагаемых им к изготовлению товаров должен представить в составе своей заявки документы, указывающие на возможность исполнить обязательства по подлежащему заключению контракту именно этим участником, а не иным лицом. Из изложенного следует, что указание участником закупки в составе своей заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, относящихся к иным производителям, не является надлежащим подтверждением таким участником страны происхождения товара. В этой связи заявка такого участника закупки в силу части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ должна быть приравнена к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что в составе заявки участника закупки ООО "Стан", признанного комиссией заказчика по осуществлению закупок победителем электронного аукциона, в качестве документов, подтверждающих в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 страну происхождения товара, указаны номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, относящиеся к иному производителю - ФГУП "ЦИТО"; при этом указание на номера реестровых записей, принадлежащих ООО "Стан", в составе заявки отсутствует.
Учитывая изложенное, заявка участника закупки ООО "Стан" должна быть приравнена к заявке, содержащей предложение об изготовлении товара иностранного происхождения, и, как следствие, должна быть отклонена комиссией заказчика по осуществлению закупок на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, комиссия заказчика по осуществлению закупок, признав заявку участника закупки ООО "Стан" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, в то время как имелось основание для отклонения такой заявки по пункту 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, допустила тем самым нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия комиссии заказчика по осуществлению закупок образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В отношении довода заявителя о неправомерном неприменении комиссией заказчика по осуществлению закупок условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н) Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
Изучив положения извещения, сформированного заказчиком с использованием единой информационной системы, в том числе положения его раздела "Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона N 44-ФЗ", Комиссия установила, что применительно к рассматриваемой закупке условия допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н заказчиком не установлены.
Таким образом, учитывая, что комиссия заказчика по осуществлению закупок при рассмотрении заявок, поданных на участие в закупке, оценивает такие заявки на предмет их соответствия требованиям извещения об осуществлении закупки, а сформированное заказчиком применительно к настоящей закупке извещение не устанавливает условий допуска товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, в рассматриваемом случае положения приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н не могли быть применены комиссией заказчика по осуществлению закупок. Довод заявителя об обратном признается Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее нарушение со стороны заказчика при проведении рассматриваемой закупки.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по изготовлению аппаратов ортопедических.
Подлежащий заключению по результатам настоящей закупки контракт является по своей природе договором подряда, поскольку предполагает выполнение по заданию заказчика определенных работ и передачу результатов этих работ заказчику (пункт 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем в рассматриваемом случае результат работ, передача заказчику которого является конечной целью договора подряда, представляет собой индивидуально-определенные изделия (товары), характеризуемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 кодом 32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие" (указание на данный код ОКПД2 содержится в извещении, сформированном заказчиком с использованием единой информационной системы).
Целями установления законодательных запретов на допуск товаров (работ, услуг) иностранного происхождения, а также ограничений и условий допуска таких товаров (работ, услуг) являются, в частности, защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики и поддержка российских товаропроизводителей. При этом возможность достижения указанных целей не должна быть поставлена в зависимость от избираемого заказчиком вида договора, по которому подлежит передаче требуемый заказчику товар.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что примененный заказчиком при проведении данной закупки код ОКПД2 (32.50.22.129 "Приспособления ортопедические прочие") включен в перечень согласно приложению N 1 к приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н (позиция 261 перечня), заказчику в извещении об осуществлении закупки надлежало установить условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Вместе с тем, изучив сформированное заказчиком извещение об осуществлении закупки, Комиссия установила, что указанные выше условия допуска заказчиком применительно к рассматриваемой закупке установлены не были.
Таким образом, действия заказчика, выразившиеся в неустановлении в извещении об осуществлении закупки условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, являют собой нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 1.1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу филиала "Ярославский" акционерного общества "Московское протезно-ортопедическое предприятие" (ИНН 7743384198, ОГРН 1227700368279) на действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, государственного учреждения - Ярославского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению аппаратов ортопедических для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0271100000322000191) обоснованной в части нарушения комиссией заказчика по осуществлению закупок подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
2. Признать комиссию заказчика по осуществлению закупок, государственного учреждения - Ярославского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344), нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению аппаратов ортопедических для обеспечения инвалидов в 2023 году (извещение N 0271100000322000191) признать заказчика, государственное учреждение - Ярославское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344), нарушившим пункт 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункт 1.1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику, государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 7604006689, ОГРН 1027600676344), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Т. В. Потемкина
Члены Комиссии: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 1 декабря 2022 г. N 076/06/106-1158/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2022