Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ИП <_> (ИНН 182907811858) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Можга)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122011093, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя ИП <_> - <_> (доверенность от 24.11.2022 N18АБ1899132),
в отсутствие: представителя Заказчика - Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР, представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
01.08.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 955 999,88 рублей.
09.08.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2022 NИЭА1 поступила одна заявка, признанная соответствующей установленным требованиям, победителем признана ИП <_>.
22.08.2022 между ИП <_> и Заказчиком был заключен контракт N 0813500000122011093 (далее - Контракт), согласно которому ИП приняла на себя обязательство по продаже жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цена Контракта 1 955 999,88 руб.
В связи с неисполнением ИП <_> условий контракта Заказчиком 21.10.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2. Контракта предметом контракта является купля-продажа недвижимого имущества, в соответствии с которым Продавец обязуется в течение 30 календарных дней с даты заключения контракта, передать в собственность Покупателя (собственность Удмуртской Республики) Квартиру, а Покупатель обязуется принять и оплатить ее в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с п. 11.4. Контракта контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом о контрактной системе.
Согласно письменным пояснениям представителя ИП <_> между ИП и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР заключены контракты N 0813500000122010959 и N 0813500000122011093. Оба контракта заключены на приобретение одной и той же квартиры, расположенной по адресу: УР, г. Можга, ул. Устюжанина, д.13, кв.3, кадастровый номер объекта недвижимости 18:29:001320:277.
Согласно пояснениям, данная ситуация сложилась в результате участия ИП <_> в двух Аукционах. 05.08.2022 по закупке с номером извещения в ЕИС 0813500000122010959 был размещен протокол подачи ценовых предложений, в соответствии с которым заявке на участие ИП <_> был присвоен порядковый номер 2. В тот же день ИП подала заявку на участие в аукционе с номером извещения в ЕИС 0813500000122011093, где оказалась единственным участником.
09.08.2022 по закупке с номером извещения в ЕИС 0813500000122010959 был размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому заявка участника, которой был присвоен порядковый номер 1, была отклонена по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, заявке ИП <_> был присвоен порядковый номер 1.
Таким образом, ИП <_> стала победителем по двум аукционам, контракты по которым предусматривали продажу одной и той же квартиры.
Чтобы надлежащим образом исполнить свои обязательства по обоим контрактам, Продавец 29.08.2022 направил в адрес Заказчика письмо с предложением заключить дополнительное соглашение к контракту N 0813500000122011093, предусматривающее замену товара- квартиры.
В соответствии с ответом на письмо от 01.09.2022 N10-01/12/9273 Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР отказалось от заключения дополнительного соглашения.
04.10.2022 ИП <_> направила в адрес Заказчика письмо с просьбой расторгнуть контракт N 0813500000122011093 по соглашению сторон.
Таким образом, по состоянию на 04.10.2022 Продавец не исполнил своих обязанностей, предусмотренных п. 1.2. Контракта, а предлагал заказчику несоответствующие Закону способы изменения условий контракта и его расторжения.
В соответствии с п. 11.4. Контракта Заказчиком было принято решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
ИП <_> приняла на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ИП <_>, выразившемся в следующем.
В установленные Контрактом сроки, Продавец не передал квартиру Заказчику.
ИП <_>, является профессиональным участником закупок, является риэлтором, на постоянной основе участвует в закупочных процедурах по реализации квартир, имеет значительный опыт участия в закупочных процедурах, соответственно не могла не знать, что, победитель закупки определяется не в ходе проведения аукциона, а по результатам рассмотрения заявок участников. Соответственно, в случае присвоения заявке порядкового номера 2, но признания заявки с порядковым номером 1 не соответствующей требованиям, победителем может быть признан участник с порядковым номером 2. Однако, <_> не стала дожидаться публикации протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а с целью скорейшей реализации жилого помещения подала заявку на участие во второй закупочной процедуре с той же квартирой.
Приостанавливая свое участие в закупочных процедурах до момента подведения итогов по текущей закупке, добросовестный участник закупки предупреждает возможные риски нарушений действующего законодательства со своей стороны. Таким образом, если бы ИП <_> дождалась публикации протокола подведения итогов определения поставщика по Аукциону, ИП исключила бы возможность предложения одного жилого помещения по двум разным закупкам.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае ИП <_> предпочла не дождаться подведения итогов первой закупки, предложила тоже жилое помещение во второй закупке, понимая невозможность поставки данного товара одновременно по двум контрактам.
<_> ставя во главу угла исключительно свои интересы по скорейшей реализации жилого помещения, фактически поставила под угрозу исполнение Министерством строительства функции по предоставлению жилых помещений для детей-сирот. Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ИП <_> (ИНН 182907811858) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Приобретение жилого помещения в виде квартиры в собственность Удмуртской Республики для формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (г. Можга)" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122011093) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП <_> (ИНН 182907811858) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
21.10.22 |
07.11.22 |
22.11.22 |
15 |
24.11.22 |
01.12.22 |
29.11.22 |
0 |
02.12.22 |
02.12.22 |
0 |
15 |
||
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 ноября 2022 г. N 018/06/104-941/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022