Резолютивная часть решения оглашена 29.11.2022
В полном объеме решение изготовлено 02.12.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Никита Кожемяка" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0869200000222004801 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Семеновой М.А., действующего на основании доверенности N 33 от 27.06.2022,
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Соколова К.С., действующего на основании доверенности N 19 от 27.06.2022,
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Бронского А.В., действующего на основании доверенности N 19 от 27.06.2022,
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Хафизова В.Д., действующего на основании доверенности от 14.06.2022,
- представителя ООО "Никита Кожемяка" Жирковой А.П., действующего на основании доверенности от 10.11.2022,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Никита Кожемяка".
Согласно представленным документам 18.10.2022 ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" и ООО "Никита Кожемяка" заключили контракт по цене 567 000, 00 рублей.
Решением от 07.11.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду того, что общество не приступило к выполнению работ, в связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО "Никита Кожемяка" представило документы и письменные пояснения, а также представитель общества указал, что в ходе исполнения обязательств обнаружено, что на маршруте, по которому исполнитель должен осуществлять перевозку, работает дублирующий перевозчик, о чем общество неоднократно уведомляло заказчика, при этом выполнение работ на таких условиях является нерентабельным для исполнителя. При этом, общество не отказывалось от исполнения обязательств при компенсации затрат со стороны заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 12.2 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 07.11.2022 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 08.11.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 22.11.2022.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 23.11.2022.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 18.10.2022 заключен государственный контракт N 33 АВ (39)/2022 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам, при этом в пункте 1.3 контракта указано, что общий объем работ, подлежащий выполнению, устанавливается в километрах пробега транспортных средств каждого класса (Приложение N 3).
В пункте 1.8 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: не позднее 5 календарных дней с даты заключения контракта до 30.11.2022 (включительно).
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами, 21.10.2022 (исх. 3812), 27.10.2022 (исх. 3949) заказчик направлял в адрес общества письма о необходимости приступить к выполнению работ, вместе с тем в ответ на указанные письма общество пояснило, что выполнение работ не представляется возможным, так как по маршруту, указанному в контракте, осуществляется выполнение работ другим перевозчиком по нерегулируемому тарифу (письма от 24.10.2022, от 28.10.2022).
При этом, общество неоднократно в письмах от 07.11.2022, 09.11.2022, от 24.10.2022, 28.10.2022 просило принять меры для пресечения работы перевозчика по маршруту N 39 "Чичерина - ЧТЗ" по нерегулируемому тарифу. При этом, в материалы дела обществом предоставлены документы, подтверждающие наличие у него на праве аренды транспортных средств для выполнения работ (договор N 3 от 01.09.2022, договор N 2 от 24.02.2022, договор N1 от 24.02.2022), комплектов оборудования систем видеонаблюдения (договор N 25-02-22 от 10.10.2022), а также предоставлен договор N 440 от 25.04.2022 на оказание услуг по определению географического местоположения транспортных средств, оснащенных оборудованием GPS, ГЛОНАСС/GPS.
В связи с тем, что общество не приступило к выполнению работ по контракту заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании статьи 723 ГК РФ.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество не приступило к выполнению работ по причине наличия на маршруте перевозчика, который осуществлял перевозки по нерегулируемому маршруту, что не отрицается сторонами.
Таким образом, только на момент исполнения контракта общество, имея намерение приступить к выполнению работ по осуществлению регулярных перевозок на маршруте N 39 "Чичерина - ЧТЗ", обнаружило, что фактически работы по осуществлению перевозки по указанному маршруту параллельно осуществляются как по регулируемому, так и по нерегулируемому тарифу, что не позволило обществу на момент проведения закупки объективно оценить возможные затраты для выполнения указанных работ.
Следует отметить, что Челябинским УФАС России установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, в том числе при организации перевозок по маршруту N 39 "ЧТЗ - Чичерина" по нерегулируемому тарифу, в связи с чем выдано предупреждение N 22-07/2022 от 22.11.2022 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При этом, в письмах, адресованных заказчику, общество выражало намерение исполнять обязательства при увеличении стоимости работ для компенсации недополученных средств из-за деятельности дублирующего перевозчика, а также просило принять меры в отношении перевозчика, осуществляющего деятельность по нерегулируемому тарифу.
Более того, в материалы дела представлен документы, из которых следует, что общество имело намерения выполнять работы по осуществлению перевозки с учетом наличия у него необходимых транспортных средств и бортового оборудования, что свидетельствует о добросовестном поведении хозяйствующего общества, направленном на исполнение контракта.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие у общества явных намерений уклониться от исполнения контракта, наличие необходимых транспортных средств и оборудования для обслуживания маршрута, а также принимая во внимание отсутствие у общества информации о наличии дублирующего маршрута на пути следования, указанного в контракте, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Никита Кожемяка", его участнике, единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" в отношении ООО "Никита Кожемяка" (ИНН 7460053967), участника, единоличного исполнительного органа общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 декабря 2022 г. N 074/06/104-3288/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2022