На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) N 49/1 от 20 июля 2022 года, обращения гражданина Лукьянова С., перенаправленного Прокуратурой г. Якутска (вх. N 8224 от 27.10.2022), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
<_> - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
<_> - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчика МКУ "СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" при осуществлении закупки с единственным поставщиком на ремонт фасада дома по улице Пояркова (реестровый N 3143510304222000057).
Полное наименование проверяемой организации: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" (далее также - МКУ "СЭГХ" ГО "г. Якутск" , заказчик).
Юридический адрес проверяемой организации: 677008, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ), ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЯКУТСК, ГОРОД ЯКУТСК, УЛ ГОГОЛЯ, Д. 1
Почтовый адрес проверяемой организации: 677008, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ), ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЯКУТСК, ГОРОД ЯКУТСК, УЛ ГОГОЛЯ, Д. 1
ОГРН 1021401072110
ИНН 1435103042
КПП 143501001
Проверка проведена с 15 ноября 2022 года по 28 ноября 2022 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком МКУ "СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" норм законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки с единственным поставщиком на ремонт фасада дома по улице Пояркова (реестровый N 3143510304222000057).
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения гражданина Лукьянова С., перенаправленного Прокуратурой г. Якутска, из которых следует, что заказчиком неправомерно заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из представленных к проверке материалов, а также сведений с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) установлено следующее.
Контракт N 13-ЧС на восстановление фасада здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 18, пострадавшего после пожара 23.04.2022 заключен 25.08.2022 на основании с пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Цена контракта - 2 192 630,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объемах, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
В отчете о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) указано, что протоколом комиссии по предупреждению ситуации и обеспечения пожарной безопасности городского округа "г. Якутск" (далее также- Протокол) NПР-КЧС-25 от 15.07.2022, рекомендовано заключить договор со специализированной организацией на оказание дополнительной помощи в виде проведения работ по ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Якутск, ул. Пояркова, д.18, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, обоснование невозможности и нецелесообразности использования иных способов поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствует.
Также протоколом NПР-КЧС-15 от 17.05.2022 определена задача для Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска внести предложение по возможным вариантам проведения ремонтных работ общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу г. Якутск, ул. Пояркова, д.18, где 23.04.2022 произошел пожар. Срок до 20.05.2022.
Протоколом совещания по рассмотрению вопроса проведения ремонтных работ фасада и цокольного перекрытия многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу г. Якутск, ул. Пояркова, д.18, пострадавшего в результате пожара от 23.04.2022 за счет средств собственников, принято решение о направлении в адрес Управления муниципальных закупок ОА г.Якутска запрос по вопросу возможности закупки материалов для проведения силами УК, ТСЖ аварийно-восстановительных работ фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Якутск, ул. Пояркова, д.18 на основании в том числе Закона о контрактной системе в срок до 04.07.2022.
Заказчик 25.08.2022 заключил договор с ООО "ТЕХПРОМАЛЬП" на восстановление фасада здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 18, пострадавшего после пожара.
Вместе с тем, заказчиком в адрес Управления муниципальных закупок Окружной Администрации города Якутска направлено письмо о размещении извещения о приеме заявок на проведение предварительного отбора единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на официальном сайте Окружной администрации г. Якутска 01 июля 2022 года в соответствии с постановлением Окружной администрации города Якутска от 30 мая 2022 года N 144п "Об утверждении Порядка проведения предварительного отбора единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определённых товаров, работ, услуг вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации на территории городского округа (город Якутск)" (далее - Постановление ОА N144п ).
Из представленных заказчиком сведений следует, что заказчик 25 июля 2022 года письмом N2426 направил запрос предложений в адрес двух организаций ООО "Перспектива", ООО "Техпромальп" в соответствии с Постановлением ОА N144п со сроком предоставления предложения в течении 1 рабочего дня.
Вместе с тем Постановлением ОА N144п установлено, что Извещение о проведении отбора размещается на официальном сайте Окружной администрации города Якутска, прием заявок производится в течение 5 рабочих дней с момента публикации извещения.
Письмом от 25 июля 2022 года ООО "Техпромальп" сообщило заказчику о готовности заключить контракт по начальной (максимальной) цене контракта.
Также Протоколом определения единственного поставщика по проведению ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Якутск, ул. Пояркова д.18 без номера от 25.07.2022 победителем признана единственная заявка ООО "Техпромальп".
Таким образом, Заказчик 25.08.2022 (спустя более 4 (четырех) месяцев с даты пожара) заключил договор с ООО "ТЕХПРОМАЛЬП" на восстановление фасада здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 18, пострадавшего после пожара 23.04.2022.
Доказательств, подтверждающих характер острой необходимости выполнения работ, обусловленной возможным причинением вреда жизни и здоровью населения, в деле не имеется.
Исходя из понятия, данного в статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К квалифицирующим признакам понятия непреодолимой силы, содержащимся в статье 401 ГК РФ, относится чрезвычайность обстоятельств, делающих невозможным исполнение обязательства, и невозможность их предотвращения. Одновременно в ГК РФ содержится примерный перечень обстоятельств, не имеющих непреодолимой силы.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм при выборе заказчиком способа осуществления закупки у единственного поставщика необходимо иметь конкретные доказательства и факты того, что без оперативного вмешательства возможно возникновение чрезвычайной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью людей и приводящей к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде. Основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и соответственно запланировать подобные нужды.
Факт аварии, либо наличие иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчиком при заключении контракта с единственным поставщиком не установлено, на заседание Комиссии Якутского УФАС России документы, подтверждающие наличие таких обстоятельств, не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Исходя из пункта 2 части 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" авария представляет собой опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или повреждению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесению ущерба окружающей среде.
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2015 N Д-28и-2188 в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом суд исходил из того, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным.
Так в техническом задании и сметном расчете содержатся следующие виды работ, которые не направлены на ликвидацию последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, и которые требуют безотлагательного выполнения.
Работы, предусмотренные контрактом направлены на устранение последствий действий не аварии, а пожара, не имеющие острый и срочный характер, что подтверждается также сроком заключения контракта (4 месяца после пожара).
Доказательств, подтверждающих характер острой необходимости выполнения всех поименованных работ, обусловленной возможным причинением вреда жизни и здоровью населения, в материалах дела не имеется.
Законом о контрактной системе, предусмотрены конкурентные процедуры закупок (запрос котировок, электронный аукцион с ценой контракта не более 3 млн. руб.), а также п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, позволяющие осуществить закупку и выполнить работы в сроки, установленные в контракте.
Таким образом, фактические сроки заключения и исполнения контракта указывают на отсутствие срочности во всех работах и указывают на возможность проведения конкурентных процедур.
Данные сроки указывают на имевшуюся у заказчика возможность контролировать и прогнозировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.
Учитывая изложенное, заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, т.к. большая часть видов и объемов работ по контракту не направлена на ликвидацию аварии, а также у заказчика была возможность применить иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), (например: провести "короткий" электронный аукцион или запрос котировок).
Следовательно, ни фактических, ни правовых оснований для заключения муниципального контракта с единственным поставщиком ООО "ТЕХПРОМАЛЬП" у МКУ "СЭГХ" ГО "г. Якутск" не было.
Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.
Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Следовательно, при определении правовых оснований для совершения сделки МКУ "СЭГХ" ГО "г.Якутск" обладало информацией о характере и объеме требуемых работ и было обязано руководствоваться положениями Закона о контрактной системе, с соблюдением иных требований действующего законодательства, в том числе касающихся обеспечения конкуренции.
Заключение же контракта с единственным поставщиком на восстановление фасада здания, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Пояркова, д. 18 при отсутствии реально подтвержденного аварийного состояния указанного здания, без проведения конкурентных процедур, недопустимо.
Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.
Заключение государственного контракта в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить контракт на выполнение работ, предусмотренных в вышеназванном муниципальном контракте.
Вред публичным правам и интересам, т.е. посягательство на правопорядок в сфере конкуренции, определяется через категории недопущения, ограничения или устранения конкуренции, либо через категорию "вред конкуренции".
Недопущение конкуренции - это такая ситуация, при которой исключается возможность конкуренции; ограничение конкуренции - когда существенно снижается возможность конкуренции, устранение конкуренции - когда устраняется ее возможность, вплоть до нуля.
При этом, доказательств принятия МКУ "СЭГХ" ГО "г.Якутск" всех зависящих от них мер по соблюдению действующего законодательства, равно как и доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для его соблюдения при рассмотрении дела не представлено.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения части 1, 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Также Комиссией установлено следующее:
Согласно части 1 статьи 103 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 23, 42, 44 и пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включаются следующие информация и документы: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
Согласно сведениям единой информационной системы акт сдачи-приемки выполненных работ составлен и подписан заказчиком МКУ "СЭГХ" ГО "г. Якутска" 06 сентября 2022 года, вместе с тем, информация об исполнении контракта опубликована 31 октября 2022 года.
Таким образом, заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. В действиях (бездействии) заказчика МКУ "СЛУЖБА ЭКСПЛУАТАЦИИ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" при осуществлении закупки с единственным поставщиком на ремонт фасада дома по улице Пояркова (реестровый N 3143510304222000057) выявлены нарушения положений части 1, 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93, часть 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .
2. В связи с тем, что муниципальный контракт исполнен, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 28 ноября 2022 г. N 014/06/99-1598/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2022