Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Крымский республиканский онкологический клинический диспансер им. В.М. Ефетова" (далее - Заказчик) - А.Ю. Федоров (по доверенности),
- ООО "Новотон" (далее - Заявитель) - И.В. Войтов (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования ("Elekta Synergy")" (извещение N0375200049022000301) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно Заказчик неправомерно установил требование к наличию у участника закупки соответствующей лицензии, а также неправомерно предъявлены избыточные требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление деятельности в части эксплуатации источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении закупки, в разделом "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" установлено, что Заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
3) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям:
1) 3.1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ (оказание услуг), являющихся объектом закупки: требуется
2)
Лицензия выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: а) техническое обслуживание следующих групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия - в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
либо
В случае, если лицензия выдана участнику закупки после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", то участник закупки обязан иметь лицензию на Техническое обслуживание следующей группы медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия - в соответствии с пунктом 2 Перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), содержащегося в Приложении N1 к Положению о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2129.
либо
В случае, если лицензия выдана участнику закупки до вступления в силу постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", и не была переоформлена после вступления в силу указанного постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1445, участник закупки обязан иметь выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения лицензию на выполнение следующих работ в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: контроль технического состояния медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники (подпункты "а-г" п. 2 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. N469).
ИЛИ выписки из реестра лицензий сформированная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" ;
Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения, эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Используемые радиационные источники: аппараты медицинские для лучевой терапии.
ИЛИ выписки из реестра лицензий сформированная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий"
Согласно Техническому заданию Заказчиком предъявлены требования к наличию следующих разрешительных документов:
2.1. Для выполнения работ участник закупки должен иметь разрешительные документы, предусмотренные Приложением N2 к настоящему техническому заданию и предоставить Заказчику копии данных разрешительных документов в течение 5 (пяти) дней с даты заключения контакта.
2.2. Участник закупки сообщает Заказчику обо всех изменениях в разрешительных документах участника закупки, включенных в перечень, предусмотренный в Приложении N2, в течение 5 (пяти) дней со дня таких изменений с предоставлением копий подтверждающих документов.
2.3. Для выполнения работ Исполнитель должен иметь разрешительные документы, предусмотренные приложениями N 2,3,4 к настоящему техническому заданию и предоставить Заказчику копии данных разрешительных документов в течение 5 (пяти) дней с даты заключения контракта.
2.4. Заказчик не допускает Исполнителя к проведению работ в случае отсутствия разрешительных документов, предусмотренных приложениями N 2,3,4 к настоящему техническому заданию.
2.5. Отсутствие у Исполнителя полного перечня разрешительных документов, перечисленных в приложениях, 2,3,4 к настоящему техническому заданию, или непредставление их по требованию Заказчика считается существенным нарушением договора и является основанием для отказа Заказчика от договора в одностороннем порядке.
В соответствии с Приложением N2 к техническому заданию:
N |
Вид документа |
Описание документа |
Нормативный акт, предписывающий наличие данного разрешительного документа |
1 |
Лицензия выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: а) техническое обслуживание следующих групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия - в соответствии с требованиями Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники". либо В случае, если лицензия выдана участнику закупки после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", то участник закупки обязан иметь лицензию на Техническое обслуживание следующей группы медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия - в соответствии с пунктом 2 Перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), содержащегося в Приложении N1 к Положению о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2129. либо В случае, если лицензия выдана участнику закупки до вступления в силу постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1445 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", и не была переоформлена после вступления в силу указанного постановления Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1445, участник закупки обязан иметь выданную Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения лицензию на выполнение следующих работ в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники: контроль технического состояния медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники (подпункты "а-г" п. 2 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 г. N469). ИЛИ выписки из реестра лицензий сформированная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" |
В условиях действия лицензии должны быть предусмотрены следующие разрешенные виды работ: контроль технического состояния медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники. либо техническое обслуживание групп медицинской техники класса 2б потенциального риска применения: Группа МТ (радиологические медицинские изделия) |
ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок"; п.17 ч.1 ст.12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" N99-ФЗ либо п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) |
2 |
Лицензия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: техническое обслуживание источников ионизирующего излучения, эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Используемые радиационные источники: аппараты медицинские для лучевой терапии. ИЛИ выписки из реестра лицензий сформированная в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" |
В составе лицензии должен быть представлен следующий перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих): - Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих). - Эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих). Указанные перечни работ должны быть предусмотрены в отношении радиационных источников, перечисленных в приложении N1 к настоящему техническому заданию. |
п. 39 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Постановление Правительства РФ от 25 января 2022 г. N 45 ''О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)'' п.5.1. ГОСТа Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" п.п. 3.3.1.4. - 3.3.1.5. СанПиН 2.6.1.2891-11 "Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения" |
Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в заявке лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на виды работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: техническое обслуживание источников, так как данным требованием без возможности предоставления лицензии субподрядчика, Заказчик ограничивает круг участников.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходимы соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежат лицензированию.
Таким образом, заказчик при определении исполнителя на оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования вправе установить в извещении о закупке требование к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения.
Согласно доводам Заказчика:
"В Приложении N2 к техническому заданию предусмотрена эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующих излучений (генерирующих) с перечислением конкретных технологических операций по проверке работоспособности систем автономных блокировок и сигнализации, контроль уровней шума в процедурном помещении, контроль защиты от воздействия электричества.
Детализируя состав отдельных видов работ, отмечаем, что при проведении работ по проверке работоспособности систем блокировки необходимо провести процедуры, как:
- калибровка системы получения изображений IVievGT,
-калибровка системы получения изображений XVI,
-- проверка блокировки аппарата и других средств безопасности, предотвращающих возможность клинического использования в условиях, отличных от условий, выбранных на пульте управления.
- проверка работоспособности автономных систем блокировки
-- проверка невозможности включения ускорителя без включенных блокировок.
- визуальный осмотр процедурного помещения и лабиринтов;
- включение расположенных на стенах блокировок перед закрытием двери в процедурное помещение;
- включение ускорителя;
- проверка отсутствия возможности открывания двери в процедурное помещение в режиме облучения до получения сигналов от ускорителя (о прекращении генерации пучка излучения) и от аппаратуры контроля мощности дозы (о снижении мощности дозы в процедурном помещении до допустимых величин);
- проверка отсутствия возможности включения режима облучения при открытой двери
процедурного помещения;
- проверка отключения режима облучения на ускорителе при открывании двери в процедурное помещение;
- проверка выключения режима облучения на ускорителе и блокировки возможности его
включения при отказе любой из систем блокировок;
- проверка отключения режима облучения и остановки всех движений ускорителя в случае контакта подвижный частей ускорителя с испытуемым объектом;
- проверка возможности повторного включения режима облучения только после
активации пусковой кнопки на пульте управления, после экстренного отключения режима облучения;
- проверка возможности открытия входной двери в процедурное помещение ускорителя при возможных экстренных ситуациях в любой момент проведения сеанса лучевой терапии.
Данные виды работ выходят за пределы технического обслуживания. В связи с этим также следует обратиться внимание на то, что предмет закупки определен как Оказание услуг по техническому сопровождению медицинского оборудования ("Elekta Synergy") в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту). Техническое сопровождение является более широким понятием, поскольку включает в себя связанные с эксплуатацией технические работы, технический ремонт и другие работы, поэтому заказчик и включил в состав работ элементы эксплуатации оборудования, о чем изложено выше.
Согласно ГОСТ Р 57501-2017, под техническим обслуживанием понимается "Комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности МИ при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем)".
Согласно ГОСТ 25866-83 "Эксплуатация техники" под эксплуатацией понимается стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Указанные выше виды работ относятся к эксплуатации медицинского изделия, поскольку подразумевают проведение этих работ при работающем оборудовании, что уже является элементом эксплуатации, исходя из вышеприведенного определения понятия "эксплуатация".
В ходе технического обслуживания исполнитель должен не только обеспечить работоспособность обслуживаемого оборудования, но и выполнять иные работы, связанные с выполнением требований нормативно-технических документов по обеспечению радиационной безопасности. В целях проверки обеспечения защиты сотрудников и населения от воздействия радиационных факторов, предупреждения радиационных аварий и происшествий, в том числе повреждений радиационной защиты аппарата или кабинета, переоблучение персонала или пациентов и обеспечения бесперебойной и устойчивой работы средств радиационной защиты источников ионизирующих излучений (генерирующих), исполнитель обязан руководствовать требованиями СанПиН 2.6.1.1192-03 и выполнять работы/оказывать услуги по их проверке и наладке в процессе эксплуатации.
Как видно из изложенного, понятие эксплуатации по своему содержанию шире понятия "техническое обслуживание" и в данном случае провести техническое обслуживание без эксплуатации, т.е. без приведения оборудования в рабочее состояние, невозможно.
Согласно п.39 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность в области источников ионизирующего излучения подлежит обязательному лицензированию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.01.2022 г. N45 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)(за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), в Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, входит эксплуатация источников ионизирующего излучения(генерирующих), техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно части 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": "Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия". Таким образом, понятие эксплуатация шире чем понятие техническое обслуживание, и именно поэтому в приложении к Постановлению Правительства РФ от 25.01.2022 N 45 эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерируемых) выделены в отдельный вид выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования названных источников.
Таким образом, в рассматриваемой закупочной документации требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта спорной закупки сформулированы с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики деятельности, и не противоречат требованиям законодательства, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам предмета закупки заказчик учитывает необходимость конечного результата - оказание надлежащего технического обслуживания медицинского оборудования, отвечающего потребностям заказчика.
Возможность устанавливать параметры необходимого объекта закупки, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, оказания услуг, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В связи с изложенным, заказчик, предъявляя требования к участникам закупки о наличии лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения, никак не ограничивает конкуренцию и круг потенциальных исполнителей, а обеспечивает свои потребности в качественном техническом обслуживании оборудования".
Таким образом, согласно позиции Заказчика, работы по эксплуатации средств радиационной защиты содержатся в Приложении N5 Технического задания "Проверка и наладка средств радиационной защиты источников ионизирующих излучений (генерирующих) в процессе эксплуатации", выполнение данных работ требует наличие у участника специальной лицензии на эксплуатацию средств радиационной защиты, помимо лицензии на техническое обслуживание медицинской техники и лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего изучения.
Понятие технического сопровождение шире, чем понятие технического обслуживание одной конкретной единицы медицинского оборудования. В техническое сопровождение также включаются работы по проверке работоспособности систем автономных блокировок, сигнализации, систем радиационной безопасности, в том числе датчиков дозиметрических приборов, расположенных непосредственно в процедурном помещении, которые не относятся к техническому обслуживанию непосредственно линейного ускорителя.
Особенностью эксплуатации средств радиационной защиты является их технологическая связанность, направленная на обеспечение работоспособности и безопасности, блокировок дверей в процедурном помещении, систем сигнализации, систем оповещения возникновения нештатной (аварийной) ситуации, систем очистки воздуха связаны между собой и при срабатывании должны отключать работу самого ускорителя. Для выполнения комплекса данных работ необходимо производить проверку и наладку средств радиационной защиты в процессе эксплуатации, размещенных как на самом линейном ускорителе, так и в смежных с ним помещениях. Согласно п.9.4 СанПиН 2.6.1.2573-10 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МэВ", периодический контроль за уровнями ионизирующего излучения в радиационно опасной зоне на наружной поверхности защиты, на рабочих местах персонала, в смежных помещениях должен производиться не реже двух раз в год.
Согласно Федеральному закону N99-ФЗ и постановлению Правительства РФ N278 юридическим лицам, использующим ИИИ при осуществлении медицинской деятельности, не требуется лицензии на деятельность в области использования ИИИ. Следовательно, Заказчик не может самостоятельно выполнять весь спектр работ и оказывать все виды услуг, составляющие деятельности в области использования ИИИ (и конкретно в данном случае - эксплуатацию средств радиационной защиты). Однако, задача по защите сотрудников и населения от воздействия радиационных факторов, в том числе за счет обеспечения средствами радиационной защиты - задача Заказчика, в соответствии с ОСПОРБ-99/2010. Проведение этих работ является потребностью Заказчика.
Перечисленные работы определены на основании п.3.3 "Требования безопасности к аппаратам для лучевой терапии" СанПиН 2.6.1.2891-11 "Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения".
Заказчик обязан обеспечивать меры по защите сотрудников и населения от воздействия радиационных факторов, в том числе за счет обеспечения кабинета средствами радиационной защиты в кабинетах лучевой терапии. Чтобы предупредить радиационные аварии и происшествия (в том числе, повреждение радиационной защиты аппарата или кабинета; переоблучение персонала или пациентов - п.6.19. СанПиН 2.6.1.1192-03) и обеспечить бесперебойную и устойчивую работу средств радиационной защиты источников ионизирующих излучений (генерирующих), необходимо выполнять работы/оказывать услуги по их проверке и наладке в процессе эксплуатации.
Таким образом, эксплуатация ускорителя электронов это не только выполнение сеансов лучевой терапии, но и проведение технического сопровождения, так как во время проведения регламентных работ по техническому обслуживанию осуществляется включение и тестирование систем линейного ускорителя. В связи с тем, что средства радиационной защиты (коллективной защиты) не относятся к конструкции линейного ускорителя их эксплуатация (проверка работоспособности и ремонт) это отдельный вид деятельности, который в ПП 278 определен как эксплуатация средств радиационной защиты.
При обращении с источниками ионизирующего излучения согласно статье 143 Федерального закона "О радиационной безопасности населения" организации обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов, норм и правил, и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности, планировать и осуществлять мероприятия по радиационной безопасности".
Таким образом, проанализировав информацию, доводы сторон Комиссия Крымского УФАС признает жалобу Заявителя необоснованной, так как в техническом задании заказчика содержатся виды работ, относящиеся к эксплуатации и включены требования проведения проверки и наладки средств радиационной защиты в процессе эксплуатации, для которых необходима соответствующая лицензия на эксплуатацию средств радиационной защиты, помимо лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения.
Принимая во внимание социальную значимость объекта закупки, исходя из определенных целей, заказчик установил требования в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 9 декабря 2022 г. N 082/06/106-1235/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022