Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканский перинатальный центр" (далее - Заказчик),
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Тужиной Светланы Васильевны (далее - Заявитель, ИП Тужина С.В.)
, надлежащим образом извещенных уведомлением N АК/109/22 от 06.12.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ИП Тужиной С.В., рассмотрев жалобу ИП Тужиной С.В. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N0379200010322000069 "Поставка расходного материала (перчатки хирургия)" с пользованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ИП Тужиной С.В. на действия Заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ИП Тужиной в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ИП Тужиной С.В. Комиссией состоялось 12 декабря 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ИП Тужиной С.В., изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
28.11.2022 в 10:16 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379200010322000069 "Поставка расходного материала (перчатки хирургия)" (извещение о проведении аукциона - 28.11.2022 в 10:16 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 2 072 300, 00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 28.11.2022 в 10:16 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 06.12.2022 в 08:00 ч.
На участие в аукционе подано 4 заявки от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к сроку годности товара.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Заказчиком в техническом задании по позициям 1 - 7 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлен срок годности не менее 5 лет; срок годности не менее 36 месяцев на дату поставки; срок годности на дату поставки: не менее 18 месяцев.
Закупка перчаток проводится для обеспечения нужд лечебного учреждения на 2023 год.
В соответствии с письмом ФАС от 24.05.2017 N ИА/34601/17 "О разъяснении вопросов установления государственными и муниципальными заказчиками в документации о закупках остаточного срока годности (службы) медицинских изделий", требование об остаточном сроке годности медицинских изделий, установленное в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должно быть обосновано и определено конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение, которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению. Вместе с тем требование заказчиков к остаточному сроку годности, значительно превышающему планируемый период потребления (например, при планировании закупки на календарный год заказчиком требуется к поставке лекарственный препарат с остаточным сроком годности 18 месяцев), может иметь признаки нарушения Закона о контрактной системе.
Кроме того, срок годности, остаточный срок годности не является качественной, функциональной, технической характеристикой товара.
На заседании Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что установленный в техническом задании остаточный срок годности на момент поставки товаров установлен исходя из анализа характеристик медицинских изделий, которые в большом количестве отвечают установленным требованиям и обладают остаточным сроком годности до пяти лет.
Вместе с тем каких-либо иных документов и сведений, обуславливающих наличие потребности в установлении остаточного срока годности, который значительно превышает сроки поставки товаров, представителем Заказчика не представлено.
Следовательно, требование Заказчиком относительно остаточного срока годности к товару 5 лет, 36 месяцев, 18 месяцев являются необоснованными.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позициям N 1 - 6 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено требование к ширине ладони хирургических перчаток, не имеющих отношения к объекту закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позициям N 1 - 6 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлены технические и качественные характеристики к товару, а именно:
по позициям N 1 - 3 установлено: Ширина ладони должна быть: для размера 6.0 не менее 80 мм, для размера 6.5 не менее 85 мм, для размера 7.0 не менее 90 мм, для размера 7.5 не менее 95 мм, для размера 8.0 не менее 100 мм, для размера 8.5 не более 110 мм;
по позициям N 4 - 6 установлено: Ширина ладони должна быть: для размера 6.0 - 77 5 мм, для размера 6.5 - 83
5 мм, для размера 7.0 - 89
5 мм, для размера 7.5 - 95
5 мм, для размера 8.0 - 102
6 мм, для размера 8.5 - 108
6 мм.
При этом Заказчиком по позиции N 1 закупается товар только 6,5 размера, по позиции N 2 закупается товар только 7 размера, по позиции N 3 закупается товар только 7,5 размера, по позиции N 4 закупается товар 7,5 - 8,0 размера в соответствии с потребностью заказчика, по позиции N 5 закупается товар только 6,5 - 8,0 размера в соответствии с потребностью заказчика, по позиции N 6 закупается товар только 6,5 - 8,0 размера в соответствии с потребностью заказчика.
Представитель Заказчика в ходе заседания комиссии сообщил, что указанные по позициям N 1 - 6 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" размеры установлены Заказчиком справочно, при этом инструкция по заполнению заявок не содержит сведения как верно указывать в составе заявки информацию по различным размерам перчатки.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что Заказчиком по позициям N 1 - 3 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлены размеры перчатки в том числе ширина, которые не соответствуют требованиям Таблицы N 2 ГОСТа Р 52238-2004 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые" (далее - ГОСТ Р 52238-2004), а именно:
- размер 6 - ширина 77+/-5 мм;
- размер 6,5 - ширина 83+/-5 мм;
- размер 7 - ширина 89+/-5 мм;
- размер 7,5 - ширина 95+/-5 мм;
- размер 8 - ширина 102+/-6 мм;
- размер 8,5 - ширина 108+/-6 мм.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции N 4 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено избыточное требование о наличии информации о длине перчаток в Регистрационном удостоверении или на упаковке, или в Реестре медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе заседания Комиссии представитель сообщил, что установленные требования к товару соответствуют действующему законодательству и потребностям Заказчика.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что раздел 8 ГОСТа Р 52238-2004 содержит исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться на упаковке или иных опознавательных элементах. При этом информация о длине хирургических перчаток не содержится в данном перечне.
Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 утверждена форма Регистрационного удостоверения на медицинское изделие, из которого следует, что информация о длине отсутствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
При этом, информация о длине перчаток в Реестре Росздравнадзора не содержится.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы, Заказчиком по позициям N 4, 5 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлены избыточные требования к длине перчатки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позиции N 4 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено: Размер:7,5-8,0 в соответствии с потребностью заказчика.
Длина перчатки 6олее 340 мм и не 6олее 380 мм при манипуляциях, требующих стерильности, не относящихся к акушерству и гинекологии, для дополнительной усиленной защиты предплечья до локтевого сгиба.
По позиции N 5 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено: Размер:6,5-8,0 в соответствии с потребностью заказчика.
Длина не менее 480 мм для надежной фиксации манжеты перчатки локтевым сгибом.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что установленные Заказчиком размеры перчатки в том числе длина не соответствуют требованиям Таблицы N 2 ГОСТа Р 52238-2004 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые" (далее - ГОСТ Р 52238-2004), а именно:
- размер 6,5 - не менее 260 мм;
- размер 7 - менее 270 мм.
- размер 7,5 - не менее 270 мм;
- размер 8 - менее 270 мм.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позициям N 5 - 6 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлены избыточные требование о наличии информации о длине перчаток в Регистрационном удостоверении или на упаковке, или в Реестре медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ходе заседания Комиссии представитель сообщил, что установленные требования к товару соответствуют действующему законодательству и потребностям Заказчика.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что раздел 8 ГОСТа Р 52238-2004 содержит исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться на упаковке или иных опознавательных элементах. При этом информация о длине хирургических перчаток не содержится в данном перечне.
Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 утверждена форма Регистрационного удостоверения на медицинское изделие, из которого следует, что информация о длине отсутствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
При этом, информация о длине перчаток в Реестре Росздравнадзора не содержится.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позиции N 7 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено избыточное требование о наличии информации о медицинском изделии, в том числе об индикации прокола должна быть указана в Регистрационном удостоверении или на упаковке, или в Реестре медицинских изделий на официальном сайте Росздравнадзора.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позиции N 7 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено: Информация о медицинском изделии, в том числе об индикации прокола должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток.
В ходе заседания Комиссии представитель сообщил, что установленные требования к товару соответствуют действующему законодательству и
потребностям Заказчика.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что раздел 8 ГОСТа Р 52238-2004 содержит исчерпывающий перечень информации, который должен содержаться на упаковке или иных опознавательных элементах. При этом информация об индикации прокола хирургических перчаток не содержится в данном перечне.
Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 утверждена форма Регистрационного удостоверения на медицинское изделие, из которого следует, что информация об индикации прокола отсутствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 утверждены Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.
При этом, информация об индикации прокола перчаток в Реестре Росздравнадзора не содержится.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7. Согласно доводу жалобы, Заказчиком по позициям N 1 - 6 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлены избыточные требования о методах стерилизации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком по позициям N 1 - 3 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено: перчатки должны быть стерильными, метод стерилизации радиационный.
По позициям N 4 - 6 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлено: перчатки должны быть стерильными, метод стерилизации преимущественно - газовый.
В п. 6.4. "Стерильность" ГОСТа Р 52238-2004 установлено: Перчатки должны быть стерильными. В случае запроса должен быть указан метод стерилизации.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки установлены избыточные требования к методу стерилизации, которые не предусмотрены ГОСТом Р 52238-2004.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что Заказчиком ненадлежащим образом сформирована инструкция по заполнению заявок на участие в закупке.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Заказчиком по позициям N 1 - 7 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" установлены технические и качественные характеристики, в том числе: Прочность при растяжении (МПа): до старения - минимально 24 МПа; после старения - минимально 18 МПа. Удлинение к разрыву: до старения - минимально 750%; после старения - минимально 560%. Содержание антигенных протеинов: не более 10 мкг/дм2.
В п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 г. NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" предусмотрено, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями извещения о закупке, а также учитывая во внимание подробное изложение в техническом задании характеристики, которые определяются путем испытаний, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу об ограничении возможности участникам закупки предоставить конкретные предложения, соответствующие значениям, установленным в извещении об аукционе.
Установленные заказчиком требования нарушают требования ч.3 ст.7, п. 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
При этом, согласно протоколу подачи ценовых предложений, на участие в закупке подано 4 заявки, снижение начальной (максимальной) цены составило 47,25%.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на отбор победителя рассматриваемой закупки, а также с учетом снижения НМЦК на 47,25% Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тужиной С.В. обоснованной.
2. Признать Республиканское государственное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Республиканский перинатальный центр" нарушившим ч.3 ст.7, п. 1, 2 ч.1 ст.33, п. 1, 3 ч. 2, ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на отбор поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела N009/06/106-114/2022 от 12.12.2022 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 12 декабря 2022 г. N 009/06/106-114/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.12.2022