Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок <_>, члены Комиссии -начальник отдела контроля органов власти и рекламы <_>, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок <_>, с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "ФК Гранд Капитал", (далее также - ООО "ФК Гранд Капитал", заявитель), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>,
заказчик, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "ОКБ", заказчик), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_> (до перерыва), личное участие представителя по доверенности <_> (после перерыва),
уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган), обеспечил участие посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_> (после перерыва),
оператор электронной площадки, акционерное общество "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ФК Гранд Капитал" на действия (бездействие) заказчика, ГБУЗ ЯО "ОКБ", комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (норэпинефрин) для ГБУЗ ЯО "ОКБ" (извещение N 0171200001922003993) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ФК Гранд Капитал" на действия (бездействие) заказчика, ГБУЗ ЯО "ОКБ", комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (норэпинефрин) для ГБУЗ ЯО "ОКБ" (извещение N 0171200001922003993).
Заявитель считает, что заказчик и комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (норэпинефрин) для ГБУЗ ЯО "ОКБ" (извещение N 0171200001922003993) были допущены следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
- комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа и заказчик неправомерно не применили пункт 1.4 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что повлекло за собой неправильный выбор лица, с которым заключается контракт.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать комиссию по осуществлению закупок, заказчика и уполномоченный орган нарушившими положения законодательства о контрактной системе, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили пояснения, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru; далее также - ЕИС) 21.11.2022 размещено извещение N 0171200001922003993 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (норэпинефрин) для ГБУЗ ЯО "ОКБ".
Начальная (максимальная) цена контракта 495 600,00 рублей.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 3 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов; при отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных указанным пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки N 0171200001922003993 объектом закупки является поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (норэпинефрин) для ГБУЗ ЯО "ОКБ".
Закупаемый товар (норэпинефрин) входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) установлены ограничения допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 определено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, ограничение, установленное постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, в совокупности и при наличии не менее двух заявок, соответствующих положениям пункта 1 данного постановления, и содержащих документ, подтверждающий страну происхождения лекарственного препарата, при этом иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранного лекарственного препарата, а также о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, но не содержащие документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 определено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 указанного постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами определяются приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н).
Заказчиком и уполномоченным органом в извещении о проведении аукциона в электронной форме установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Ограничение допуска и условия допуска |
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
В пункте 3 раздела Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению:
1. указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения товара
2. сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами
или
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации"
или
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренных указанными Правилами.
В целях применения пункта 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также пункта 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участникам закупки рекомендуется по форме Приложения к требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению продекларировать:
- сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 03.11.2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";
- сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В рекомендуемой форме (приложение к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению) указано на необходимость указания информация о характеристиках, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, товарном знаке (при наличии у товара товарного знака), информации о наименовании страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира:
Международное непатентованное наименование |
Информация о характеристиках, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки * |
Торговое наименование, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)** |
Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира *** |
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, является декларирование участником закупки в заявке: |
|||
Сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя**** |
Сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса***** |
||||||
Лекарственная форма |
Дозировка, концентрация |
Дополнительные характеристики лекарственного препарата |
|||||
Норэпинефрин |
|
|
|
|
|
|
|
* заполняется в соответствии с требованиями таблицы Описания объекта закупки, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к поставке товара. Характеристики лекарственного препарата рекомендуется указать в соответствии с информацией, содержащейся в ГРЛС. Не допускается использование слова "или".
** указывается торговое наименование предлагаемого к поставке товара и товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также рекомендуется указать производителя предлагаемого к поставке товара. Торговое наименование и товарный знак (при наличии у товара товарного знака), могут отличаться друг от друга, в этом случае следует указать оба наименования; в случае отсутствия товарного знака (при наличии у товара товарного знака), или совпадения наименований, указывается только одно наименование
*** указывается наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира
**** сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"
***** сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0171200001922003993 от 01.12.2022 на участие в аукционе подано 7 заявок, проанализировав содержание данных заявок, Комиссия установила следующее.
1. Участник закупки ООО "Мартфарм" (идентификационный номер заявки 1837781) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Норэпинефрин" с торговым наименованием Норэпинефрин (регистрационное удостоверение ЛП-006167 от 07.04.2020, держатель РУ АО "ЭкоФармПлюс"), производитель АО "ЭкоФармПлюс", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1090001023, выданный союзом Серпуховская торгово-промышленная палата).
2. Участник закупки ООО "М-Техфарм" (идентификационный номер заявки 1837607) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Норэпинефрин" с торговым наименованием Норэпинефрин Велфарм (регистрационное удостоверение ЛП-006310 от 30.06.2020, держатель РУ ООО "Велфарм"), производитель ООО "Велфарм", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1187000022, выданный союзом "Торгово-промышленная палата города Кургана").
3. Участник закупки ООО "Евросервис" (идентификационный номер заявки 1837513) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Норэпинефрин" с торговым наименованием Норадреналин (регистрационное удостоверение ЛП-002774 от 19.12.2014, держатель РУ ООО "Аспектус фарма"), производитель ФКП "Армавирская биофабрика, Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1082000342, выданный союзом "Армавирская межрайонная торгово-промышленная палата").
4. Участник закупки ООО "ФК Гранд Капитал" (идентификационный номер заявки 1836998) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Норэпинефрин" с торговым наименованием Норэпинефрин (регистрационное удостоверение ЛП-007101 от 16.06.2021, держатель РУ ООО "Фармаклаб"), производитель ЗАО "ОХФК, Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1150000012, выданный Красногорской торгово-промышленной палатой).
5. Участник закупки ООО "ФК Пульс" (идентификационный номер заявки 1836943) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Норэпинефрин" с торговым наименованием Норадреналин Агетан (регистрационное удостоверение ЛСР-002181/08 от 28.03.2008, держатель РУ Лаборатория Агеант), производитель Лаборатория Агеант, Франция).
6. Участник закупки ООО "ФармСервис" (идентификационный номер заявки 1836505) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Норэпинефрин" с торговым наименованием Норэпинефрин Велфарм (регистрационное удостоверение ЛП-006310 от 30.06.2020, держатель РУ ООО "Велфарм"), производитель ООО "Велфарм", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения, в составе заявки не представлен).
7. Участник закупки ООО "Би-Компани" (идентификационный номер заявки 1835698) предлагает к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Норэпинефрин" с торговым наименованием Норэпинефрин (регистрационное удостоверение ЛП-005992 от 18.12.2019, держатель РУ ООО "Б-ФАРМ"), производитель ПАО "Брынцалов-А", Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1001000144, выданный союзом Торгово-промышленной палатой Российской Федерации).
Таким образом, в данном случае имеется как минимум две заявки, которые содержат предложения о поставке необходимого заказчику лекарственного препарата, страной происхождения которого являются государства - члены Евразийского экономического союза, а также содержат предложения о поставке такого препарата различных производителей.
Следовательно, в данном случае применяются требования постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (в данном случае заявок участников закупки ООО "ФК Пульс" (идентификационный номер заявки 1836943) и ООО "ФармСервис" (идентификационный номер заявки 1836505).
Пунктом 1.1 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289, как уже было указано выше по тексту настоящего решения, определено, что в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 указанного постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из пункта 1.2 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Согласно подпункту 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6981) (далее - Постановление N 1289), контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Из приведенных выше положений постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н следует, что основанием для применения специального порядка условий допуска (подпункт 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н) является, во-первых, одновременное соблюдение двух условий: отклонены заявки (окончательные предложения) с предложением о поставке иностранного лекарства (за исключением происходящего из государств - членов ЕАЭС, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики) (пункт 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289) и в числе оставшихся есть заявки (окончательные предложения) с предложением о поставке лекарств, которые на всех стадиях производятся на территориях государств - членов ЕАЭС, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций данных лекарств осуществляется в этих государствах, сведения о которых включены в регистрационное досье на такие лекарства (пункт 1.1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289).
При этом согласно положениям пункта 1.2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1.1 настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) (1) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и (2) сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
То есть без декларирования участником закупки в заявке сведений о каждом из двух поименованных выше документов заказчик не может сделать вывод о том, что все стадии производства лекарственного препарата, предлагаемого участником закупки к поставке, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
При рассмотрении Комиссией оставшихся заявок участников закупки (ООО "Мартфарм", ООО "М-Техфарм", ООО "Евросервис", ООО "ФК Гранд Капитал", ООО "Би-Компани") установлено, что сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств, а также о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке, задекларировал только один участник:
- Участник закупки ООО "ФК Гранд Капитал" (идентификационный номер заявки 1836998), который предложил к поставке:
- лекарственный препарат с МНН "Норэпинефрин" с торговым наименованием Норэпинефрин (регистрационное удостоверение ЛП-007101 от 16.06.2021, держатель РУ ООО "Фармаклаб"), производитель ЗАО "ОХФК, Россия (документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке лекарственного препарата: сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 N 1150000012, выданный Красногорской торгово-промышленной палатой).
ООО "ФК Гранд Капитал" в составе заявки были представлены в том числе следующие документы:
- СП -0001837/11/2022 от 03.11.2022 (документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза выдаваемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- сертификат N GMP/EAEU/RU/00275-2022 от 16.05.2022 (документ, подтверждающий соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств").
Однако при анализе документа СТ-1 N 1150000012 установлено, что напротив препарата МНН "Норэпинефрин" в графе 9 указан критерий происхождения лекарственного препарата "Д3004". Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 установлены определенные критерии. Так, в соответствии с разделом 7, содержащего требования и порядок заполнения сертификата, следует, что обозначение "П" присваивается товару, полностью произведенному в государстве - участнике Соглашения, а обозначение "Д" - товару, подвергнутому достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по TH ВЭД конечной продукции.
Таким образом, в сертификате СТ-1 указано, что лекарственный препарат "Норэпинефрин" подвергнут достаточной обработке/переработке на территории стран СНГ. Следовательно, невозможно утверждать, что при производстве данного лекарственного препарата все стадии технологического процесса производства изготовления лекарственного препарат осуществляются на территории стран ЕАЭС.
Кроме того, в представленном в составе заявки документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза СП -0001837/11/2022 от 03.11.2022, напротив разделов 2.А.1 "Стадия производства до получения молекулы", 2.Б.2. "Получение готового нерасфасованного продукта" стоит прочерк, что также свидетельствует о том, что заявителем не подтвержден факт того, что все стадии лекарственного препарата произведены на территории стран ЕАЭС.
Данный вывод Ярославского УФАС России подтверждается судебной практикой (например, решение Арбитражного суда Ярославской области по делу N А82-9193/2021, постановление Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А82-9193/2021, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу N А82-9193/2021).
Таким образом, Комиссией Ярославского УФАС России не выявлено ни одной заявки, которая содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты.
Следовательно, положения подпункта 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н (при приведенных выше обстоятельствах) не применяются.
Контракт подлежит заключению с участником закупки предложившим наименьшее ценовое предложение и, чья заявка признана соответствующей требованиям извещения, а именно, с ООО "Мартфарм" (идентификационный номер заявки 1837781).
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа нарушений законодательства о закупках по доводам, изложенным в жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФК Гранд Капитал" (ИНН: 7729418511, ОГРН: 1027729003081) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (ИНН: 7603004103, ОГРН: 1027600622301), комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (норэпинефрин) для ГБУЗ ЯО "ОКБ" (извещение N 0171200001922003993).
2. В ходе проведения внеплановой проверки действий заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областная клиническая больница" (ИНН: 7603004103, ОГРН: 1027600622301), уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), комиссии по осуществлению закупок, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН: 7604084334, ОГРН: 1067604003411), нарушений в действиях указанных субъектов контроля не обнаружено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 декабря 2022 г. N 076/06/106-1223/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.12.2022