Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России
рассмотрев обращение Заказчика МБУ Дворец культуры "Горняк" о включении сведений об ООО "Востокбизнесстрой" в реестр недобросовестных поставщиков
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение МБУ Дворец культуры "Горняк" о включении сведений об ООО "Востокбизнесстрой" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Реконструкция здания Дворца культуры "Горняк" г. Дальнегорска" (извещение N 0320300143722000144).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Заказчика, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0320300143722000144 о проведении электронного аукциона на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Реконструкция здания Дворца культуры "Горняк" г. Дальнегорска".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2022 N ИЭА1 победителем признано ООО "Востокбизнесстрой".
07.09.2022 года между Заказчиком и ООО "Востокбизнесстрой" (далее - Подрядчик) был заключен контракт N 0320300143722000144-ЕП на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Реконструкция здания Дворца культуры "Горняк" г. Дальнегорска" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по разработке рабочей документации и строительно-монтажные работы объекта: "Реконструкция здания Дворца культуры "Горняк" г. Дальнегорска" (далее - Работы/Объект) в соответствии с Описанием объекта закупки, Проектной документацией (Приложение N 1 к Контракту), в сроки, установленные Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту), по цене стоимости выполнения Работ согласно Графика оплаты выполненных работ (Приложение N 4 к Контракту).
Согласно пункту 3.1. Контракта, срок выполнения Работ: с даты заключения Контракта по "15" декабря 2022 г.:
1 этап выполнения работ (Разработка рабочей документации) - с даты заключения Контракта по 04.10.2022 г.;
2 этап выполнения работ (Подготовительные работы. Вырубка деревьев) - с даты заключения Контракта по 12.09.2022 г.;
3 этап выполнения работ (Демонтажные работы) - с даты заключения Контракта по 24.09.2022 г.;
4 этап выполнения работ (КР Монолитные фундаменты) - с даты заключения Контракта по 30.09.2022 г.;
5 этап выполнения работ (КР Стены) - с 01.10.2022 г. по 10.11.2022 г.;
6 этап выполнения работ (КР Металлическая обойма) - с 01.10.2022 г. по 21.11.2022 г.;
7 этап выполнения работ (КР Плита перекрытия) - с 01.10.2022 г. по 07.12.2022 г.;
8 этап выполнения работ (КР Балки металлические для плит перекрытия) - с 01.09.2022 г. по 15.12.2022 г.
В нарушение п. 4.3.11., п. 4.3.38. Контракта Подрядчик не предоставил в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения Контракта уведомление о назначении:
а) ответственного лица за производство работ на объекте;
в) ответственного лица по строительному контролю на объекте;
г) ответственного лица за выдачу наряд - допусков на объекте, журналов производства работ, общий журнал, специальных журналов.
д) ответственного лица за поддержание безопасности объекта, пропускного и внутриобъектового режимах на Объекте, соблюдение специального контроля, одновременно предоставляя на согласование Заказчику инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режимах на строящемся Объекте.
Информация по п. 4.3.11., 4.3.38. Контракта были предоставлены 03.10.2022, спустя 18 рабочих дней с момента заключения Контракта.
Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимах на строящемся Объекте на 14.11.2022 г. Подрядчиком не представлена на согласование.
В соответствии с п. 3.3., Контракта выполнение работ по Контракту осуществляется в соответствии с проектом производства работ (далее - ППР), который разрабатывается Подрядчиком, с учетом Графика выполнения работ, в полном объеме и в соответствии с СП48 в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения Контракта и предоставляется Заказчику на согласование. В случае наличия замечаний к представленному проекту производства работ, Заказчик возвращает его без согласования для их устранения. Подрядчик в течение 1 (одного) рабочего дня с даты получения замечаний к проекту производства работ обязан откорректировать проект производства работ и предоставить его для повторного согласования и утверждения Заказчиком.
20.09.2022 г. Заказчиком получен ППР на выполнение Работ по Объекту.
20.09.2022 г. в адрес Подрядчика были направлены замечания по ППР и отказ в его согласовании. Исх. N 103 от 20.09 .2022 г.
11.10.2022 г. Заказчиком повторно получен ППР.
12.10.2022 г. в адрес Подрядчика были направлены замечания по ППР и отказ в его согласовании. Исх. N 123 от 12.10.2022 г.
В нарушение п. 3.3. Контракта Подрядчиком на 15.11.2022 г. не представлен ППР надлежащего вида (соответствующий п. 6.14. СП48). В нарушение действующего законодательства Работы выполняются Подрядчиком без согласованного ППР.
В соответствии с Графиком выполнения работ, срок окончания работ по 1-5 этапам нарушен:
1 - Разработка рабочей документации (срок исполнения - 04.11.2022 г.);
2 - Подготовительные работы. Вырубка деревьев (срок исполнения - 12.10.2022 г.);
3 - Демонтажные работы (срок исполнения - 24.10.2022);
4 - КР Монолитные фундаменты. Лист 47-52. 006-21-КР (срок исполнения - 30.10.2022 г.);
5 - КР Стены. Лист 5. 006-21-APl (срок исполнения 20. l 1.2022 г.).
Несмотря на Дополнительное соглашение к Контракту от 11 октября 2022 года (с изменением сроков сдачи этапов работ), на текущий момент работы не выполнены и документы о приемке выполненных работ по данным этапам в адрес МБУ ДК "Горняк" не поступали. Оставшиеся работы не могут быть выполнены в сроки, предусмотренные Контрактом, в связи с нарушением сроков работ по предыдущим этапам.
Подрядчику неоднократно выставлялись претензии и уведомления о нарушении сроков исполнения Контракта.
Систематическое невыполнение и ненадлежащее выполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, привело к невозможности выполнения Работ в установленный Контрактом срок.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.6. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случаях неисполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за нарушение Подрядчиком сроков, установленных настоящим Контрактом. Заказчик также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, предусмотренном частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, а именно если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
18.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
29.11.2022 - дата расторжения контракта.
Согласно пояснениям Подрядчика, 12.09.2022 г. письмом исх. N 01 подрядчик уведомил заказчика о том, что на выполнение 2 и 3 этапов требуется получение разрешений на снос зеленых насаждений и выполнение земляных работ, срок получения разрешений больше, чем отведенный контрактом срок выполнения этапов, в связи с чем возникла необходимость продлить срок выполнения работ по контракту. До завершения вырубки деревьев приступить к демонтажу невозможно, до завершения демонтажа невозможно приступить к монолитным фундаментам, также зеленые насаждения и подлежащие демонтажу строения препятствуют съемке местности для подготовки рабочей документации.
12.09.2022 г. подрядчик обратился в отдел архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа с заявлениями о предоставлении разрешения на снос зелёных насаждений и разрешения на выполнение земляных работ.
15.09.2022 г. письмом исх. N 99 заказчик уведомил подрядчика о применении штрафных санкций за просрочку выполнения обязательств по контракту и письмом исх. N 102 отказал в продлении сроков на выполнение работ.
19.09.2022 г. заказчик предоставил подрядчику строительную площадку для производства работ по контракту. До данного события подрядчик не имел возможности приступить к выполнению контракта.
19.09.2022 г. письмом исх. N 06 подрядчик предложил заказчику продлить срок выполнения отдельных этапов работ без изменения коечного срока завершения работ по контракту.
22.09.2022 г. письмом исх. N 409/22-ар администрация Дальнегорского городского округа отказала подрядчику в выдаче разрешения на снос зеленых насаждений в связи с тем, что такое разрешение может быть выдано только собственнику земельного участка, на котором находятся зеленые насаждения.
29.09.2022 г. заказчик обратился в отдел архитектуры и строительства администрации Дальнегорского городского округа с заявлением о предоставлении разрешения на снос зелёных насаждений.
11.10.2022 г. дополнительным соглашением к контракту стороны согласовали новые сроки выполнения работ.
24.10.2022 г. заказчик получил разрешение на снос зеленых насаждений и передал его подрядчику. Фактическая возможность приступить к выполнению 2 этапа работ у подрядчика появилась через 12 дней после истечения установленного контрактом срока на выполнения этих работ.
24.10.2022 г. подрядчик получил разрешение на выполнение земляных работ. Фактическая возможность приступить к выполнению 3 этапа работ появилась у подрядчика в день истечения установленного контрактом срока на выполнение этих работ.
07.11.2022 г. письмом исх. N 15 подрядчик уведомил заказчика о выявлении дополнительных объемов работ, выполнение которых необходимо для завершения 3 этапа работ по контракту, в связи с чем приостановил работы по контракту и предложил продлить срок выполнения работ в связи с необходимостью внесения изменений в техническую документацию.
14.11.2022 г. письмом исх. N 140 заказчик уведомил подрядчика о том, что считает необоснованной приостановку работ и уведомил о праве заказчика расторгнуть договор в одностороннем порядке.
28.11.2022 г. подрядчик завершил выполнение 1, 2 и 3 этапов работ по контракту, сформировал в личном кабинете ЕИС документ о приемке и направил его заказчику.
Таким образом, отставание от графика производства работ, послужившее основанием для расторжения контракта, произошло по независящим от Подрядчика обстоятельствам.
Вместе с тем, ООО "Востокбизнесстрой" своевременно уведомляло заказчика обо всех обстоятельствах, препятствующих выполнению работ, и продолжало выполнять обязательства по контракту настолько добросовестно, настолько позволяли существующие обстоятельства.
Несвоевременное предоставление Плана производства работ (ППР) объясняется коротким сроком для его изготовления. Осознавая это при за заключении контракта, ООО "Востокбизнесстрой" было согласно понести ответственность. Однако заказчик не препятствовал выполнению работ до утверждения им ППР, следовательно, несвоевременное предоставление ППР не могло отразиться на сроках выполнения работ подрядчиком, нарушение которых послужило основанием для расторжения контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Востокбизнесстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 7 декабря 2022 г. N 25-328/04-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022