Резолютивная часть решения оглашена 05.12.2022
В полном объеме решение изготовлено 07.12.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста -эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ФГКУ комбинат "Уральский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Технология" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0369100011722000030 на приобретение спецодежды. Часть 2 (далее - аукцион), в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ФГКУ комбинат "Уральский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу Мироновой Ю.Н., действующего на основании доверенности N 18 от 30.11.2022,
в отсутствии ООО "Технология", надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ФГКУ комбинат "Уральский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Технология".
Согласно представленным документам 25.03.2022 ФГКУ комбинат "Уральский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу и ООО "Технология" заключили контракт по цене 628 667, 74 рублей.
Решением от 14.11.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду поставки товаров в связи с неоднократным нарушением сроков, а также ввиду неисполнения обязательств по поставке товара в полном объеме. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 12.9 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 14.11.2022 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения поставщиком является 14.11.2022, в связи с чем контракт является расторгнутым 25.11.2022.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в антимонопольный орган 28.11.2022.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "Технология" 25.03.2022 заключен контракт N 35/22 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается сведениями из единой информационной системы.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта предметом является поставка спецодежды согласно спецификации (Приложение N 2), что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора поставки, порядок заключения которого регламентирован параграфом 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно спецификации общее количество единиц товаров (костюмы, футболки, белье нательное, жилеты, плащи, куртки, головные уборы) составляет 157 единиц.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно пункту 5.1 контракта стороны настоящего контракта определили срок поставки товара в течение 45 календарных дней с даты заключения контракта, то есть с учетом срока заключения контракта - до 09.05.2022.
Как следует из переписки, представленной заказчиком, поставщику неоднократно (28.06.2022, 08.09.2022) направлялись претензии о необходимости допоставки товаров в объеме, предусмотренном спецификацией, а также акт рекламации N 1 от 24.06.2022, согласно которому заказчиком предоставлено 10 рабочих дней для исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, в акте рекламации от 24.06.2022 также указано, что в отношении отдельных позиций товара поставщиком предоставлены сертификаты соответствия с просроченным сроком действия, а также отсутствуют сертификаты соответствия, поставлены товары, не соответствующие характеристикам, указанным в контракте (мужские комплекты вместо женских).
При этом, при приемке товара от 24.06.2022 поставщиком поставлен товар на сумму 508 186, 46 рублей, 19.08.2022 на сумму 60 057, 16 рублей, в связи с чем количество недопоставленного товара составило 27 единиц на сумму 60 424,12 рублей.
С учетом изложенного, поставщиком дважды нарушены сроки поставки товара: спецодежда не поставлена в полном объеме как на дату окончания срока исполнения контракта, так и в срок, указанный в акте рекламации, при этом товары в полном объеме не поставлены заказчику на дату последней поставки продукции.
В связи с тем, что товар не поставлен заказчику в полном объеме в сроки, предусмотренные контрактом и актом рекламации, заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта на основании решения от 14.11.2022.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются действия общества, предполагающие его недобросовестное поведение, а также совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов.
Действуя в рамках исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально-значимые, экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Так, Комиссией установлено, что поставщиком неоднократно нарушены сроки поставки товара, а также поставлен товар с недостатками, которые не устранены поставщиком в сроки, установленные заказчиком, что является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с частью 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ООО "Технология" не исполнило в полном объеме обязательства по поставке спецодежд в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком.
Вместе с тем, при рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссией установлено, что общество на протяжении срока исполнения контракта неоднократно осуществляло поставку товаров, при этом стоимость исполненных обязательств составляет около 90% от цены контракта, указанные товары приняты и оплачены заказчиком, что свидетельствует о наличии намерения и воли общества, направленных на исполнение контракта.
Более того, суммарный объем недопоставленной спецодежды по контракту является незначительным, в связи с чем не представляется возможным сделать вывод о причинении заказчику существенного ущерба, при котором он в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении договора.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, с учетом принятия обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в частичной поставке товара, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, участнике ООО "Технология" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФГКУ комбинат "Уральский" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу в отношении ООО "Технология" (ИНН 4400005836), участника, единоличного исполнительного органа общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 декабря 2022 г. N 074/06/104-3311/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2022