Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 02.12.2022 N 469 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ИП Кужелеве С.И. (ИНН 242401508999)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии:- заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - администрации муниципального района "Корочанский район" Белгородской области (по доверенности), (по доверенности), (по доверенности), представителя участника закупки - ИП Кужелева И.С. (по доверенности), рассмотрев информацию администрации муниципального района "Корочанский район" Белгородской области о расторжении контракта в одностороннем порядке с ИП Кужелевым И.С., заключенного по итогам электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию сетей наружного освещения" (N закупки 0126300008622000099) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального района "Корочанский район" Белгородской области (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ИП Кужелева И.С. (ИНН 242401508999) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.10.2022 размещено извещение и документация об Электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 770 176 рублей 52 копейки.
Наименование объекта закупки - Оказание услуг по техническому обслуживанию сетей наружного освещения.
По итогам Электронного аукциона Заказчиком 08.11.2022 заключен муниципальный контракт N 01263000086220000990001 на выполнение работ по оказанию услуг по техническому обслуживанию сетей наружного освещения с победителем аукциона ИП Кужелевым И.С. (далее - Исполнитель), цена которого составила 1 761 325 рублей 63 копейки, НДС не предусмотрен (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Исполнитель, в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Белгородской области от 14 февраля 2011 года N54-пп "Об организации наружного освещения населённых пунктов на территории Белгородской области", Постановления Правительства Белгородской области от 24 октября 2011 года N382-пп "Об утверждении порядка предоставления и расходования субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных районов области на организацию наружного освещения населённых пунктов Белгородской области", Правил пожарной безопасности в электросетевом комплексе ОАО "РОССЕТИ" ВППБ 27-14 СТО 34.01-27.1-001-2014 для нормальной эксплуатации и безопасной работы сетей наружного освещения, принимает на себя обязательства с использованием собственных материалов, оказывать услуги по техническому обслуживанию сетей наружного освещения, что включает в себя услуги по эксплуатации, управлению и техническому обслуживанию объектов наружного освещения, включающее в себя:
- поддержание объектов наружного освещения в исправном техническом состоянии;
- своевременное включение и выключение объектов наружного освещения в соответствии с перечнем улиц и объектов, указанных в Приложениях N 1 и N 3 к настоящему Контракту в соответствии с единым Графиком работы наружного освещения, Приложение N 2 к настоящему Контракту (далее - График). Точное время включения и выключения наружного освещения определяется по единому Графику работы наружного освещения;
- проведение осмотров и технического обслуживания оборудования сетей наружного освещения;
- контроль и обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности объектов наружного освещения;
- поддержание фактических, на момент заключения Контракта, светотехнических параметров наружного освещения.
Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в объеме и на условиях, указанных в настоящем Контракте.
Перечень и объем услуг, оказываемых Исполнителем в рамках исполнения настоящего Контракта, Стороны зафиксировали в Приложении N 4 к настоящему Контракту.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта Услуги по эксплуатации, управлению и техническому обслуживанию объектов наружного освещения представляют собой комплекс следующих организационно-технических мероприятий планово-предупредительного характера:
- поддержание оборудования в исправном и работоспособном состоянии, соответствующем требованиям технической документации на него, в течение всего срока действия настоящего Контракта;
- обеспечение освещенности в соответствии с требованиями, указанными в пункте 1.1. настоящего Контракта;
- выезд Исполнителя на объект(-ы) наружного освещения и проведение комплекса работ по выявлению и устранению неисправностей в электросетевом оборудовании с заменой, пришедшего в непригодное для дальнейшей эксплуатации состояние, оборудования;
- устранение аварий и повреждений в сетях с целью восстановления нарушенного освещения. Сроки устранения аварий и непредвиденных нарушений в работе электроустановок Заказчика определяются сторонами в зависимости от степени угрозы жизни и здоровью людей до 15 дней с момента выявления, либо получения соответствующего сообщения от диспетчерской службы.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Контракта Исполнитель обязан обеспечивать оказание услуг, в соответствии с п.1.1. настоящего Контракта и перечнем услуг, указанным в Приложении N4 к настоящему Контракту.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Контракта Исполнитель обязан уведомлять Заказчика за 5 (пять) рабочих дней о проведении работ, связанных с отключением объекта.
В соответствии с пунктом 2.1.4 Контракта Исполнитель обязан незамедлительно предупреждать Заказчика о независящих от Исполнителя обстоятельствах, которые создают невозможность оказания Услуг.
В соответствии с пунктом 2.1.7 Контракта Исполнитель обязан отвечать за соблюдение требований охраны труда при оказании услуг, не приступать к оказанию услуг при невыполнении Заказчиком требований безопасности, предусмотренных Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00.
В соответствии с пунктом 2.1.9 Контракта Исполнитель обязан обеспечить работоспособность сетей наружного освещения и соблюдение графика работы наружного освещения, в том числе количества светильников, работающих в ночном и оптимальном режимах, в соответствии с приложениями N 1, N 2, N 3 к настоящему Контракту.
Согласно пункту 2.2.1 Контракта Исполнитель имеет право беспрепятственного доступа в любое время суток к электрическим установкам Заказчика, в случае их наличия.
Согласно пункту 2.3.2 Контракта заказчик обязан не препятствовать доступу Исполнителя к электроустановкам Заказчика, в случае их наличия, в любое время суток при выполнении Исполнителем своих обязательств в соответствии с настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.3 Контракта Услуги считаются оказанными после подписания сторонами Акта приема-передачи оказанных услуг (Приложение N 5 к настоящему Контракту).
Согласно пункту 1.4. Контракта Срок оказания Услуг - ежемесячно, в соответствии с Графиком, с момента заключения контракта по "31" декабря 2022 г. (включительно). Место оказания услуг: территория муниципального района "Корочанский район".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 5.3. Контракта контракт может быть расторгнут:
по соглашению Сторон;
по решению суда;
в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик в связи с ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное условиями Контракта (пункт 5.3 Контракта) и на основании статьи 95 Закона о контрактной системе 17.11.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведений ЕИС датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 17.11.2022, датой вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является 28.11.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ИП Кужелеве И.С. в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 30.11.2022.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Приложением N1 к извещению, обязательным условием исполнения муниципального контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию является наличие допуска к работе по техническому обслуживанию объектов наружного освещения в действующих электроустановках Балансодержателя. До 17.11.2022 данное условие не выполнено - допуск к установкам Балансодержателя не получен.
Кроме того, согласно Приложения N2 к Контракту с 11.11.2022 необходимо было произвести корректировку режима работы объектов наружного освещения района. Актами от 11.11.2022, 14.11.2022 совместно с ДН Госавтоинспекцией ОМВД по Корочанскому району было зафиксировано нарушение графика режима работы объектов наружного освещения, что негативно сказалось на безопасности дорожного движения.
Указанные нарушения исполнения условий контракта являются существенными и недопустимы с точки зрения безопасности обеспечения жизнедеятельности жителей Корочанского района.
В возражение доводам Заказчика на заседание Комиссии представителем Исполнителя были представлены устные и письменные пояснения, согласно которым:
31.10.2022 г. Исполнитель письмом N20 обратился к Заказчику с запросом о принадлежности сетей наружного освещения и щитов управления.
02.11.2022 г. Заказчик письмом N130-4/1169 пояснил, что балансодержателем сетей наружного освещения, расположенных на территории Корочанского района является филиал ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго". Допуск к работе по техническому обслуживанию объектов наружного освещения в действующих установках балансодержателя возможно получить в филиале ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго".
Письмами N26 от 14.11.2022 г. и N29 от 15.11.2022 г. Исполнитель обратился в филиал ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго" с просьбой заключить договор о диспетчеризации и с заявлением о выдачи допусков для обслуживания сетей наружного освещения, находящихся на их балансе, в рамках заключенного муниципального контракта.
16.11.2022 г. N Бл/09-02/9606 ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго" ответило отказом на запросы Исполнителя.
11.11.2022 г. письмом N130-1/3251 Исполнителю поступила заявка от Заказчика на оказание услуг по техническому обслуживанию сетей наружного освещения согласно Приложения N4 к Контракту (замена ламп).
В связи с отсутствием доступа к щитам управления уличного освещения, находящимся на балансе ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго", Исполнитель обратился письмом N23 от 10.11.2022 г. к ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго" с просьбой оказать содействие в корректировке времени включения и отключения уличного освещения, однако, получил отказ (письмо Россети от 14.11.2022 исх. NМР1-БЛ/09-02/9503).
Письмом N30 от 17.11.2022 г. Исполнитель обратился к Заказчику с письмом о том, что третье лицо ПАО "Россети Центр" - "Белгородэнерго" препятствует исполнению муниципального контракта и попросил оказать содействие в допуске персонала Исполнителя к наружным сетям освещения.
17.11.2022 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения, о чем уведомил Исполнителя письмом от 17.11.2022 N130-1-3299.
Исполнитель не согласился с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта ответил Заказчику письмом N32 от 22.11.2022 г., в котором потребовал отменить принятое решение.
Комиссия, заслушав пояснения представителей Заказчика, рассмотрев пояснения ИП Кужелева И.С., исследовав в совокупности представленные документы приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства неисполнения обязательств не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении ИП Кужелева И.С. при исполнении контракта, так как индивидуальным предпринимателем представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие принятие ИП Кужелевым И.С. мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия отмечает, что внесение сведений об ИП Кужелеве И.С. в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов лиц, размещающих заявки на участие в закупках.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия, проведя проверку поступивших сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, исследовав в совокупности все обстоятельства дела, в соответствии с положениями статьи 104 Закона о контрактной системе, не установила направленности действий ИП Кужелева И.С. на неисполнение обязательств по Контракту.
В письменных пояснениях Исполнитель также указывает о наличии нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обращения о включении информации об ИП Кужелеве И.С. в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика и общества на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Кужелеве И.С. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 декабря 2022 г. N 031/06/104-718/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.12.2022