Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Алиева В.А. - руководителя управления;
членов комиссии:
Детковой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;
Истоминой З.С. - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической деятельности,
рассмотрев информацию (вх.N9839-ЭП/22 от 14.12.2022), направленную в Томское УФАС России ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении ООО "Агдель" (далее - Общество, Поставщик), победителе закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Поставка товара (запасные части для автомобиля)" (извещение N 0365100016322000316) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков (исполнителей) (далее - Реестр), при участии представителей Заказчика - Кубата А.В. (Доверенность N8 от 12.01.2022 г.), без участия представителей Общества, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
14.12.2022 Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
14.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение и документация об электронном аукционе "Поставка товара (запасные части для автомобиля)" (извещение N 0365100016322000316) с начальной (максимальной) ценой 570 265,00 руб.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
28.07.2022 Заказчик и Общество заключили государственный контракт N03651000163220003160001 (далее - Контракт) с ценой Контракта 567 575,00 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта, Поставщик обязуется поставить товар (запасные части для автомобиля) (далее - товар), наименование, единица измерения, характеристика, марка, стоимость и количество которого определяется в соответствии со спецификацией (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик - оплатить поставленный товар.
Пунктом 10.1. Контракта, установлено, что настоящий контракт, вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует по "31" декабря 2022 г. С 31 декабря 2022 г. обязательства Сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате товара, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта, Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
Согласно пункту 2.1.1. Контракта, Поставщик обязан поставить товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
В силу пункта 2.3.1 Контракта, Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта, Поставщик осуществляет поставку товара своими силами по заявке Заказчика в течение 10 (десяти) рабочих с момента передачи заявки, в объеме заявки.
Согласно пункту 3.2. Контракта, Заявка может быть направлена Поставщику путем использования электронных или факсимильных средств связи. Адресом электронной почты для получения заявок является: tender@agdel.ru.
Заявка может быть направлена Поставщику путем телефонограммы по телефону диспетчерской службы: 7(951)9011171 с записью информации о переданной заявке в журнале.
12.10.2022 Заказчик путем направления по электронной почте в адрес Поставщика заявку на поставку товара по Контракту, однако товар Поставщиком поставлен не был.
В соответствии с пунктом 12.1. Контракта, все споры и разногласия, которые могут возникнуть из Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
02.11.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика Претензию N01/4594 с требованием осуществить поставку товара.
03.11.2022 Заказчик повторно направил в адрес Поставщика заявку на поставку товара по Контракту.
16.11.2022 Поставщик в ответ на претензию направил гарантийное письмо от 15.11.2022, в котором сообщил о возникновении обстоятельств непреодолимой силы и просил рассмотреть возможность увеличения срока поставки товара до 31.01.2022. Так, в связи со сложившейся ситуацией в Российской Федерации стало невозможно завозить предусмотренный Контрактом товар из Европы, а поставка товара через страны, входящие в ЕАЭС требует увеличенных сроков на транспортировку.
Обоснование возникновения обстоятельств непреодолимой силы Поставщиком предоставлены не было.
18.11.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика Претензию N01/4856, в которой уведомил Поставщика о том, что не может принять предложение об увеличении сроков поставки, а также потребовал осуществить поставку товара.
Таким образом, Поставщик не осуществил поставку товара, предусмотренного Контрактом, на Претензию N01/4856 не ответил.
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), являющихся приложением к Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия считает нужным отметить, что обстоятельства непреодолимой силы - это обстоятельства, которые одновременно являются чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях, при этом, согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Постановления Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12:
чрезвычайность предполагает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным. Это выход за пределы нормального, обыденного, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах;
непредотвратимость означает, что любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Непредотвратимость должна быть объективной, а не субъективной.
Общество не предоставило доказательств возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению Контракта в установленный срок.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Управление отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, Общество становится участником данной закупки и несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям законодательства, в том числе, приведших к невозможности исполнения обязательств по контракту.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию по существу государственных, публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из данного конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Как следует из пункта 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года), необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных в Постановлении от 24 июня 2009 года N 11-П, следует, что в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 13.1. Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
29.11.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
В силу части 12.1. статьи 95 Закона о Контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель)
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.11.2022 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно сведениям из ЕИС указанное решение было получено Обществом 29.11.2022
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.12.2022 - дата вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
14.12.2022 Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх. N9839-ЭП от 14.12.2022) для рассмотрения вопроса о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 16 статьи 95 Закона 44-ФЗ, Заказчиком не нарушены.
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ определено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из содержания одностороннего отказа следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
На заседании Комиссии Заказчик предоставил заявки на поставку товара от 12.10.2022 и 03.11.2022, а также претензии от 02.11.2022 N01/4594 и N01/4856 от 18.11.2022 с требованием поставить товар, предусмотренный Контрактом.
Таким образом, существенное нарушение условий Контракта Заказчиком обосновано.
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о необходимости включения сведений об ООО "Агдель" (ИНН 2124048457) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения об ООО "Агдель" (429965, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Парковая, д. 39, кв. 25e, ИНН 2124048457, Директор - Емельянов Д.А., ИНН 213014335318) в реестр недобросовестных поставщиков включить сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ООО "Агдель" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
12.12.2022 |
14.12.2022 |
14.12.2022 |
0 |
14.12.2022 |
21.12.022 |
20.12.2022 |
0 |
23.12.2022 |
22.12.2022 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии |
|
|
В.А. Алиев |
Члены Комиссии: |
|
|
А.В. Деткова
З.С. Истомина |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 20 декабря 2022 г. N 070/10/104-959/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.12.2022