Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Самарский завод медицинских изделий" по доверенности от 05.12.2022 г.;
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности от 14.06.2022 г.;
- представителя ООО "Медпроминвест" по доверенности от 05.12.2022 г.;
рассмотрев материалы внеплановой проверки N 043/06/99-1024/2022,
У С Т А Н О В И Л А:
30.11.2022 года в Кировское УФАС России из ФАС России перенаправлено обращение ООО "Самарский завод медицинских изделий" (далее - Заявитель) на действия КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки нитриловые нестерильные) (извещение N 0340200003322013406).
Заявитель сообщает, что победитель электронного аукциона - ООО "Медпроминвест" определен в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку не применено правило "третий лишний". ООО "Медпроминвест" к поставке предлагаются перчатки медицинские диагностические нестерильные нитриловые производства ООО "БИ Плюс". При этом сертификаты СТ-1 выданы ООО "БИ Плюс" для представления в таможенные органы Российской Федерации в рамках реализации постановлений Правительства Российской федерации от 9 сентября 2022 г. N311 и от 9 сентября 2022 г. N2312, о чем свидетельствуют записи, сделанные в графе 5 соответствующих сертификатов.
Указывает, что ООО "БИ Плюс", как производитель, не имеет подтверждения страны происхождения отдельных видов промышленных товаров для целей реализации постановления Правительства N 617 от 30.04.2020, а имеющийся сертификат СТ-1 не является подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации, из чего следует, что ООО "БИ Плюс" не может рассматриваться как российский производитель.
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику, Заявителю, Уполномоченному учреждению и победителю закупки - ООО "Медпроминвест", направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки. Рассмотрение материалов внеплановой проверки назначено на 08.12.2022 г., откладывалось на 14.12.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
Заказчик письменно пояснил, что полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Кировской области возложены на КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок". Представители Заказчика не входили в состав комиссии по осуществлению закупок. Контракт заключен на основании протокола подведения итогов определения поставщика. Просит рассмотреть материалы внеплановой проверки в отсутствие своего представителя.
Представитель ООО "Медпроминвест" пояснил, что п.7 и п.9 постановления N 617 установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которая должна содержать заявка для подтверждения своего соответствия требованиям Постановления N 617.
Указывает, что предоставление в составе заявки сертификата СТ-1 (регистрационный номер RURU 2175001019) является единственным законным подтверждением страны происхождения товара - Российская Федерация. Считает, что заявка ООО "Медпроминвест" была правомерно допущена комиссией Уполномоченного учреждения.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 617 от 30.04.2020 г. В соответствии с данным ограничением требуется подтверждение страны происхождения товара. При этом одним из способов подтвердить страну происхождения товара является предоставление сертификата по форме СТ-1.
Сообщил, что торгово-промышленные палаты в Российской Федерации выдают сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, т.е. цель выдачи сертификата формы СТ-1 - подтверждение страны происхождения товара. При внимательном рассмотрении п. 9 сертификата СТ-1 стоит отметка "П", что означает, что товар, полностью произведенный в РФ. Таким образом, сертификат СТ-1, предложенный ООО "МЕДПРОМИНВЕСТ" с заполненной графой 5, не перестает быть сертификатом СТ- 1 для подтверждения страны.
Отмечает, что со стороны ООО "Самарский завод медицинских изделий" к заявке участника закупки приложена копия Сертификата СТ-1N 1007000039, где в разделе 5 "для служебных отметок", указано, что данный сертификат выдан "для предоставления в министерство промышленности и торговли РФ". Следуя логике заявителя, у него так же отсутствует документ, подтверждающий страну происхождения товара. Считает, что в действиях комиссии по осуществлению закупок отсутствует нарушение требований Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
31.10.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0340200003322013406 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки нитриловые нестерильные). Начальная (максимальная) цена контракта - 723 550,00 руб.
В соответствии с требованиями Технического задания (описание объекта закупки) к поставке требуются перчатки смотровые (код позиции КТРУ - 22.19.60.119-00000008).
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнении данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Пунктом 2 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов);
в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (далее - сертификат СТ-1), в случае отсутствия сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров;
г) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Пунктами 9 и 9 (1) Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии). При отсутствии сведений о таком товаре в реестре российской промышленной продукции и евразийском реестре промышленных товаров указывается регистрационный номер сертификата СТ-1.
Аналогичные требования установлены в п. 6 Дополнительной информации к извещению о проведении закупки.
В соответствии с п. п. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
На основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.11.2022 NИЭА1 комиссией по осуществлению закупок принято решение признать соответствующей заявку с идентификационным номером 112980493 (ООО "Медпроминвест") с предложением о цене контракта - 538 500,00 руб.
Уполномоченным учреждением на рассмотрение материалов жалобы представлена заявка победителя закупки, согласно которой ООО "Медпроминвест" предложены перчатки медицинские диагностические с приложением следующих документов:
- Сертификат о происхождении товара форма СТ-1 N RURU2053002441 от 21.06.2022 (ООО "БИ ПЛЮС") на Перчатки медицинские диагностические нестерильные латексные LibryR по ТУ 22.19.60-005-19812462-2020, а также РУ N РЗН 2020/12693 от 16.02.2022 на указанный товар;
- Сертификат о происхождении товара форма СТ-1 N RURU2175001019 от 26.08.2022 (ООО "БИ ПЛЮС") на Перчатки медицинские диагностические нестерильные нитриловые LibryR по ТУ 22.19.60-005-19812462-2020, а также РУ N РЗН 2020/17641 от 30.06.2022 на указанный товар.
С победителем аукциона 28.11.2022 был заключен контракт на поставку перчаток медицинских N 0340200003322013406 (реестровый N 2431200554822000268).
Согласно разделу 1 Правил определения страны происхождения товаров (приняты Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" от 20.11.2009 г.) для целей настоящих Правил используются следующие термины и понятия:
страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами;
сертификат о происхождении товара - документ, выданный уполномоченным органом и свидетельствующий о стране происхождения товара.
В силу п. 2.1 раздела 2 Правил определения страны происхождения товаров страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 7.4 раздела 7 Правил определения страны происхождения товаров заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям:
графа 5 - "Для служебных отметок". Впечатываются, вносятся от руки или проставляются штампом служебные отметки государственных контролирующих органов стран вывоза, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии", а также другие записи, предусмотренные настоящими Правилами.
Записи, вносимые в данную графу от руки, заверяются в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 7.3 настоящих Правил;
графа 13 - "Декларация заявителя". Указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя.
Согласно п. 3.6 приложения к постановлению Правления ТПП РФ N 172-14 от 23 декабря 2015 года "Положение о порядке оформления, удостоверения и выдачи сертификатов о происхождении товара, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности" графы Сертификата СТ-1 заполняются следующим образом:
графа N 5 "Для служебных отметок". Вносятся при необходимости следующие записи: "Выдан впоследствии" (п. 3.8 раздела), "Копия" (п. 3.9 раздела), "Дубликат" (п. 3.10 раздела), "Выдан взамен сертификата формы СТ-1..." (п. 3.11 Положения), другие отметки, предусмотренные настоящим разделом, а также документально подтвержденная информация, носящая официальный характер. В исключительных случаях допускается внесение записей, предусмотренных настоящим пунктом, в графу N 5 от руки. При этом такие записи должны быть заверены уполномоченным лицом в установленном порядке;
графа N 13. "Декларация заявителя". В данной графе указывается страна, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке, ставится печать, фамилия, инициалы и подпись уполномоченного лица Декларанта, а также указывается дата заполнения Сертификата СТ-1. В исключительных случаях допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица Декларанта от руки или проставление штампом.
Таким образом, указанная графа 5 подтверждает факт возможного перемещения товара (импорт/экспорт) внутри стран Союза и (или) факт повторной выдачи Сертификата СТ-1 в случае утраты или повреждения сертификата, взамен аннулированного и др.
При этом, формой СТ-1 предусмотрена также графа 13 - "Декларация заявителя". В настоящей графе, согласно Правилам, указываются страна, в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке, дата декларирования сведений о стране происхождения товара, а также проставляются печать заявителя, подпись, фамилия и инициалы уполномоченного лица заявителя.
Как следует из содержания графы 13 представленных ООО "Медпроминвест" сертификатов СТ-1, страной в которой товар был полностью произведен либо подвергся достаточной обработке/переработке является - Российская Федерация.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что представленные сертификаты СТ-1 не подтверждают страну происхождения предлагаемого ООО "Медпроминвест" к поставке товара, по мнению Комиссии Кировского УФАС России, являются несостоятельными. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Ссылка ООО "Самарский завод медицинских изделий" на разъяснения, изложенные в письме Торгово-промышленной палаты РФ от 27/1338 от 21.11.2022 г., является несостоятельной, так как в соответствии с Законом РФ от 07.07.1993 N 5340- 1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" - ТПП России не наделена компетенцией по разъяснению применения и толкования положений нормативных правовых актов (в том числе и Постановления правительства РФ N 617), регламентирующих требования к участникам государственных и муниципальных закупок. Содержание указанного письма не содержит каких-либо правовых оснований, опровергающих информацию, представленную участником торгов в отношении страны происхождения товара - Российская Федерация.
На основании изложенного, победителем электронного аукциона была подтверждена страна происхождения предлагаемого товара, в соответствии с требованиями Постановления N 617, в связи с чем в действиях комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного учреждения отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки нитриловые нестерильные) (извещение N 0340200003322013406) в действиях КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 14 декабря 2022 г. N 043/06/99-1024/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022