Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого" (далее - Заказчик, Университет) (вх. N 3276/22 от 13.12.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "СКС" (далее - Общество, ООО "СКС", Подрядчик) (ИНН 7105512834; квартал Малые Гончары, д.6, пом.1, г. Тула, 300057) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.06.2022 N ДОЖиКБ/22/103 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого (закупка N 0366100001122000009) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителей Заказчика по доверенности;
- - генерального директора Общества на основании приказа;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "СКС" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого (закупка N 0366100001122000009) (далее - Закупка, электронный аукцион).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.06.2022 между Заказчиком и Обществом заключен контракт на сумму 5 000 000,00 рублей.
Согласно разделу 1 "Предмет контракта" контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к контракту) на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л.Н. Толстого (далее Работы), расположенного по адресу: г. Тула, ул. Н. Руднева, 67, (далее - Объект) своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по капитальному ремонту (далее Работы), в соответствии с извещением о закупке, техническим заданием, сметной документацией (Приложением N2 к контракту), Градостроительным кодексом РФ, техническими регламентами, строительными нормами и правилами.
Разделом 3 "Сроки выполнения работ" контракта определено, что Подрядчик обязуется выполнить предусмотренные настоящим контрактом работы в соответствии с установленными в контракте сроками. Никакие задержки и нарушения в выполнении работ не могут служить основанием для требования Подрядчика о продлении сроков выполнения работ, как в целом, так и по отдельным элементам (системам) здания, включая сроки выполнения этапов работ по отдельным элементам (системам) здания.
Сроки выполнения работ:
- начало работ - 10.08 2022 г.
- окончание работ - 30.09.2022 г.
На основании пункта 4.1 раздела 4 "Права и обязанности Заказчика" контракта Заказчик обязан, в том числе:
4.1.1. В сроки и в порядке, предусмотренные настоящим контрактом, принять у Подрядчика выполненные работы по Акту сдачи - приемки выполненных работ (ПриложениеN 4 к контракту), Акту КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
4.1.2. Произвести оплату выполненных объёмов работ Подрядчику в соответствии с условиями настоящего контракта.
4.1.3. Осуществлять строительный контроль за выполнением работ (объём, сроки, качество выполнения работ) в соответствии со сметной документацией, контроль надлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств в соответствии с настоящим контрактом и требований нормативных документов в области капитального строительства.
4.1.4. Строительный контроль может производиться Заказчиком своими силами или к его проведению могут привлекаться сторонние организации.
4.1.5. По письменному сообщению, Подрядчика являться в течение суток на освидетельствование скрытых работ и составление соответствующих актов.
4.1.6. Произвести экспертизу для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных настоящим контрактом, в части их соответствия условиям настоящего контракта. Экспертиза результатов работ, предусмотренных настоящим контрактом, может производиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии и в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4.2 раздела 4 "Права и обязанности Заказчика" контракта к правам Заказчика, среди прочего отнесены:
4.2.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.2.2. Отказаться от оплаты выполненных Подрядчиком работ в случае неисполнения/ ненадлежащего исполнения последним принятых на себя в соответствии с условиями настоящего контракта обязательств, до момента устранения Подрядчиком соответствующих нарушений. Отказ от оплаты выполненных работ в соответствии с настоящим пунктом не является основанием для предъявления Подрядчиком требований о продлении сроков выполнения Работ.
4.2.3. Требовать от Подрядчика предоставления надлежащим образом оформленной Исполнительной документации при приемке работ каждого элемента (системы) здания, а также при приемке выполненных работ на Объекте. За неисполнение, ненадлежащее и/или несвоевременное исполнение требований Заказчика Подрядчик несет ответственность в соответствии с условиями настоящего контракта и действующего гражданского законодательства.
4.2.4. Запрашивать информацию о ходе и состоянии исполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств.
4.2.5. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения Работ. Количество проверок и сроки их проведения определяются представителем Заказчика единолично.
4.2.6. В любое время требовать от Подрядчика приостановки выполнения Работ полностью либо в части (в том числе отдельных видов работ, либо применения отдельных видов материалов, конструкций, оборудования, изделий). Требование о приостановке выполнения Работ по настоящему контракту должно быть предъявлено в письменной форме (путем составления Акта) с указанием причин приостановки и срока его удовлетворения Подрядчиком, а также занесением соответствующей записи в журнал производства работ.
4.2.7. Приостановка работ по причине некачественного выполнения отдельных видов работ, либо применения некачественных материалов, конструкций, оборудования, изделий, систем должна быть произведена Заказчиком немедленно после выявления вышеуказанных фактов.
4.2.8. Заказчик вправе отказаться от приемки (оплаты) результата работ, в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность использования конечного результата работ для указанной цели, если данные недостатки не могут быть устранены Подрядчиком, а также потребовать от Подрядчика возмещения причиненных убытков.
В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 "Права и обязанности Подрядчика" контракта Подрядчик обязан, в том числе:
5.1.2. Выполнить и сдать Работы по Объекту качественно, в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
5.1.4. Любые отклонения от условий настоящего контракта, проектной и сметной документации, требований Заказчика, в том числе не влияющие на технологию и качество работ, Подрядчик обязан согласовать с Заказчиком.
5.1.11. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные контрактом.
5.1.15. Приступать к выполнению последующих работ только после приёмки Заказчиком скрытых работ и составления актов их освидетельствования. Продолжение работ без согласования скрытых работ с Заказчиком не допускается.
5.1.16. Если продолжение работ выполнено без согласования с Заказчиком в случае, когда он не был информирован об этом или информирован с опозданием, Подрядчик обязан по требованию Заказчика за свой счёт произвести вскрытие отремонтированного объекта, составить акты освидетельствования совместно с Заказчиком, а затем восстановить объект за свой счёт.
5.1.19. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих пригодности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность её завершения в срок.
5.1.20. В указанных случаях срок исполнения обязательств по контракту соответственно продлевается на срок, необходимый для выявления, устранения причин (обстоятельств), что подтверждается соответствующим двухсторонним актом.
5.1.29. Передать по окончании выполнения работ Заказчику исполнительную документацию о выполненных строительных и монтажных работах, сметную документацию, акты скрытых работ, журналы производства работ.
На основании пункта 5.2 раздела 5 "Права и обязанности Подрядчика" контракта Подрядчик вправе:
5.2.1. Привлечь к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом, других лиц (субподрядчиков), при этом ответственность перед Заказчиком за действия (бездействие) данных лиц несет Подрядчик.
5.2.2. Требовать своевременной приемки и оплаты Заказчиком выполненных работ в соответствии с разделом 7 настоящего Контракта.
5.2.3. Запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно проведения работ в рамках настоящего Контракта.
5.2.4. Получать от Заказчика содействие (по предоставлению необходимых документов) при выполнении работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Разделом 8 "Производство работ" контракта определены условия выполнения работ по контракту.
В разделе 9 контракта согласован порядок приемки выполненных работ.
В соответствии с пунктом 14.1 контракта срок его действия составляет с даты подписания его Сторонами до "31" декабря 2022 года включительно, за исключением обязательств по оплате, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафы, пени). Если к указанному сроку какие-либо обязательства по Контракту окажутся неисполненными, то Контракт будет действовать до полного исполнения обязательств Сторонами.
Из представленной Заказчиком, Обществом в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими контракт, установлено следующее.
10.08.2022 письмом N 144 Общество поставило в известность Университет о том, что в результате обследования кровли им установлено, что через стропильную систему открыто проходят кабельные линии, также на кровле имеется верхний розлив системы отопления, который подвешен на стропильной системе проволокой, в связи с чем производить демонтаж невозможно; в настоящее время можно лишь демонтировать кровельное покрытие, однако это приведет к затоплению здания. Общество просит отключить на время работ и демонтировать кабельные линии и оборудование (щиток), отсоединить систему отопления от стропильной системы и закрепить стальные трубы на чердачном перекрытии при помощи подставок. В связи с данным фактом Общество на основании статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) приостановило производство работ.
В ответ на указанное извещение Подрядчика Заказчиком направлена претензия о нарушении сроков выполнения работ от 17.08.2022, в которой среди, прочего, последний указал, что не согласен с позицией Общества; сообщил, что отключение кабельных линий и оборудования (щитка) с их последующим демонтажем повлечет дополнительное расходование Заказчиком бюджетных средств, финансирование которых в 2022 году не предусмотрено; при полном демонтаже кровли возникнет риск затопления верхних этажей здания общежития, связанный с наступлением неблагоприятного погодного периода; для проведения капитального ремонта кровли возможен поэтапный демонтаж кровельного покрытия по мере выполнения работ.
Учитывая изложенное, Университет предложил Обществу приступить к выполнению работ в течение 2 (двух) рабочих дней с даты получения претензии, предварительно согласовав с Заказчиком график производства работ по демонтажу кровельного покрытия.
Письмом N 167 от 24.08.2022 Общество сообщило, что на основании претензии Университета от 17.08.2022 работы по контракту возобновлены; за сохранность кабельных линий и системы отопления ООО "СКС" ответственности не несет.
31.08.2022 письмом N 173 Подрядчик известил Заказчика о приостановке работ в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий (порывы ветра до 12 м/с) до установки благоприятных погодных условий.
Также письмом от 31.08.2022 N 175 Общество проинформировало Университет о том, что в процессе демонтажа стропильной системы было установлено, что мауэрлат имеет большой процесс износа и частичное разрушение, в связи с чем он не подлежит дальнейшей эксплуатации и установка на него новой стропильной системы невозможна, в связи с чем требуется демонтаж мауэрлата и установка нового. Так как данные работы не предусмотрены проектно-сметной документацией, Подрядчик просит Заказчика в кратчайшие сроки сообщить о принятом решении по данному вопросу, до принятия которого Подрядчик приостанавливает выполнение работ.
В ответ на указанное письмо Университет сообщил, что работы должны производиться в соответствии с проектно-сметной документацией (письмо от 01.09.2022 N 2094).
Подрядчик в письме от 08.09.2022 N 181 сообщил, что, так как существующий мауэрлат подлежит замене в полном объеме, ООО "СКС" принято решение о внесении изменений в проектную документацию N 33-2020-4-1.
08.09.2022 Заказчик в письме N 2165 просил Подрядчика просчитать работы по креплению мауэрлата, наращиванию брусом отдельных мест выведения сечения к одному размеру и частичной замене отдельных мест мауэрлата с гнилостными повреждениями, после чего внести изменения в проектную документацию N 33-2020-4-1.
Подрядчиком 08.09.2022 передана Университету новая проектная документация.
Кроме того, в письме от 08.09.2022 N 187 Общество довело до Заказчика следующую информацию:
- В ответ на письмо N 2165 от 08.09.2022 о креплении мауэрлата, наращиванию брусом отдельных мест и частичной замене отдельных мест мауэрлата ООО "СКС" предлагает выполнить данные работы из доски вторичного использования, т.к. демонтируемая стропильная система пригодна для вторичного использования. Или выполнить все необходимые узлы из новой доски с последующей оплатой.
- На кровле имеется верхний розлив системы отопления, который подвешен на стропильной системе проволокой. В настоящее время кровельное покрытие частично демонтировано, что может привести к затоплению здания. Предлагает выполнить опоры под трубы системы отопления из доски 50x200, с промежутками 2-м с последующей оплатой данных работ без учета стоимости материалов.
- Кабельные линии и щитки Заказчиком не демонтированы, что может повлечь самовозгорание в связи с намоканием от атмосферных осадков, т.к. они установлены не по ГОСТу.
- Часть дымовентканалов разрушена; т.к. они относятся к разделу Вентиляция в проектной документации, Общество просит принять решение о восстановлении дымовентканалов. Игнорирование данного вопроса приведет к обледенению кровли от горячих потоков воздуха и выхода из строя кровельного покрытия. Обломки кирпичей может также повредиться кровельное покрытие.
- Фановые чугунные трубы находятся в аварийном состоянии и требуют замены. Заказчику необходимо принять меры и самостоятельно произвести работы по замене или оплатить Обществу данный вид работ.
Также письмом от 09.09.2022 N 193 Общество сообщило Университету о следующих фактах:
- каналы воздуховодов из пазогребневых плит (гипсовых) разрушены во многих местах. Данные каналы приравниваются к дымоотводам, их необходимо восстановить;
- существующие конструкции подкосов требуют частичной замены, данный вид работ будет внесен в проектную документацию;
- системы верхнего розлива находятся в аварийном состоянии, что не является следствием строительных работ ООО "СКС".
12.09.2022 (письмо N 195) Подрядчик сообщил Заказчику о внесении изменений в проектную документацию по устройству кровли; о разработке ООО "СКС" двух вариантов проектного решения: Вариант N1 предусматривает использование новой древесины, Вариант N2 предусматривает вторичное использование годной древесины; просил принять Заказчика решение о том, какой из вариантов необходимо использовать при выполнении работ.
Письмом N 2202 от 12.09.2022 Университет в ответ на письма Общества от 08.09.2022 N 187, от 09.09.2022 N N 192, 193 указал, что 19.08.2022 в адрес Подрядчика была направлена претензия N б/н от 17.08.2022, в которой сообщалось о несогласии Заказчика по полному разбору кровли и предложен поэтапный демонтаж с выполнением ремонтных работ. В этом случае отпадает необходимость в дополнительном креплении системы отопления, которая исправна и находится в работоспособном состоянии (о чем подтверждает акт опрессовки системы) и появляется возможность произвести перенос кабельных линий без их повреждений. Однако Обществом была проигнорирована данная претензия и 08.09.2022 продолжены работы по демонтажу кровли.
В связи с этим Заказчик предупредил Подрядчика, что в случае повреждений системы отопления и кабельных линий работы по их восстановлению будут выполнены за счет средств либо силами ООО "СКС".
Так же сообщил, что выполнение дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, возможно в рамках заключенного контракта только после обоснования необходимости их выполнения с предоставлением заключения экспертной организации.
В ответ на вышеуказанное письмо Заказчика Подрядчик сообщил, что ремонт частями данной кровли не возможен, так как мауэрлат, на который устанавливается новая стропильная система, находится в ограниченно работоспособном состоянии, и новая стропильная система должна быть собрана целиком на всей кровле, соответственно старая должна быть также демонтирована в полном объеме. Кабельные линии Заказчиком не отключены, в связи, с чем не убраны и не отсоединены от стропил. Имеющиеся крепления отопления и кабельных линий к стропильной системе не соответствуют своду правил по пожарной безопасности (ФЗ от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ФЗ от 30.12.2009 г. N384 -ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Система отопления верхнего розлива крепится на подвижных или неподвижных опорах (в зависимости от материала из которого она изготовлена СП 60.13330.2020). В связи с изложенным, Подрядчик в очередной раз сообщил, что снимает с себя ответственность за сохранность системы отопления верхнего розлива и кабельных линий; просит осуществить вызов организации, обслуживающей систему отопления, и перенести ее на опоры, которые необходимо установить на кровельное перекрытие; кабельные линии временно закрепить горизонтально на чердачном перекрытии (письмо N 197 от 13.09.2022).
20.09.2022 письмом N 2251 Заказчик просил Общество предоставить сметный расчет по варианту N 2 проекта ремонта кровли, в ответ на которое Общество сообщило, что сметный расчет будет предоставлен после утверждения Заказчиком одного из вариантов проекта ремонта кровли, просил в кратчайший срок принять такое решение (письмо от 20.09.2022 N 202).
21.09.2022 Общество поставило в известность Университет о том, что из-за бездействия Заказчика по принятию решения относительно варианта проекта ремонта кровли происходит протекание внутренних помещений общежития, т.к. кровля дала течь по всей площади. От шквальных потоков ветра рухнули аварийные дымовентканалы и произошло повреждение верхнего розлива системы отопления; указало, что сметы будут направлены в территориальных ценах после утверждения проекта; сообщило, что в настоящий момент работы по контракту не производятся (письмо N 203).
В тот же день письмом N 2267 Заказчик сообщил о принятии в работу варианта N2 проекта ремонта кровли общежития N3 ТГПУ им. Л.Н. с увеличением стоимости работ не более 10% в рамках заключенного контракта; уточнил, что случае необходимости выполнения работ, превышающих стоимость контракта, с учетом увеличения на 10 %, данные работы необходимо предварительно согласовать и, в случае положительного решения, заключить отдельный контракт на их выполнение.
26.09.2022 Подрядчик уведомил Заказчика о возобновлении производства работ по контракту и просил назначить комиссию для фиксации ущерба от атмосферных осадков в здании общежития N 3 (письмо N 205).
27.09.2022 письмом N 2313 Университет известил Подрядчика о том, что ООО "СКС" в рамках исполнения контракта был произведен демонтаж кровельного покрытия, временный защитный слой от осадков Обществом установлен не был. В связи с обильными осадками, выпавшими за период с 23 по 26 сентября 2022 года, произошло залитие ряда комнат 4 и 5 этажей здания, также залитию подверглись коридоры, туалеты и кухни, расположенные на этажах; перечислил повреждения имущества Заказчика, причиненные залитием, выявленные в ходе комиссионного осмотра, состоявшегося 26.09.2022, по результатам которого составлен Акт о выявленных недостатках (дефектах) N 1 от 26.09.2022.
Письмами N 210, 211 от 27.09.2022 Общество просило Заказчика в кратчайшие сроки подтвердить необходимость работ по возведению дымовентканалов, так как в противном случае крыша будет накрыта и данные работы останутся не выполненными; в ответ на письмо Заказчика N 2313 указало, что комиссионный осмотр проводился без участия Подрядчика, а перечне повреждений не указаны объемы (площадь) залития.
28.09.2022 письмом N 2345 Университет известил Подрядчика о том, что ООО "СКС" в рамках исполнения контракта был произведен демонтаж кровельного покрытия, временный защитный слой от осадков Обществом установлен не был. В связи с обильными осадками, выпавшими за период с 27 по 28 сентября 2022 года, произошло повторное залитие ряда комнат 4 и 5 этажей здания, также залитию подверглись коридоры, туалеты и кухни, расположенные на этажах; электропитание отключено на 4 и 5 этажах; перечислил повреждения имущества Заказчика, причиненные залитием, выявленные в ходе комиссионного осмотра, состоявшегося 28.09.2022, по результатам которого составлен Акт о выявленных недостатках (дефектах) N 2 от 28.09.2022.
30.09.2022 Заказчик просил Подрядчика явиться на сдачу работ 03.10.2022 в 10:00, поскольку срок окончания работ по контракту - 30.09.2022; а также 03.10.2022 в 14:00 направить своего представителя для комиссионного составления актов о пролитии помещений общежития N 3 (письма NN 2373, 2374).
03.10.2022 Заказчиком проведено комиссионное обследование по пролитию общежития N 3, по результатам которого составлен Акт о пролитии N 3 от 03.10.2022.
Письмом N 218 от 03.10.2022 Подрядчик сообщил Заказчику, что считает назначение комиссии по сдаче работ 03.10.2022 нецелесообразным, поскольку ООО "СКС" в рамках выполнения контракта неоднократно приостанавливало выполнение работ, в связи с чем считает, что срок выполнения работ подлежит продлению.
04.10.2022 Общество известило Университет о том, что в связи с неблагоприятными погодными условиями (шквалистый ветер) ООО "СКС" останавливает производство работ по контракту до установки благоприятных погодных условий (письмо N 222); направило в адрес Заказчика скорректированный проект с использованием древесины из вторичного сырья без замены мауэрлата и ремонта кирпичной кладки дымовентканалов (письмо N 224).
06.10.2022 ООО "СКС" направило Заказчику скорректированную сметную документацию, просило принять окончательное решение по работам, предусмотренным при ремонте кровли общежития N3, с учетом сметной стоимости, в кратчайшие сроки (письмо N 229).
Письмом от 27.10.2022 N 251 Подрядчик сообщил, что ранее письмами (N224 от 04.10.2022, N227 от 06.10.2022) в адрес Университета был направлен скорректированный проект на ремонт кровли с просьбой утвердить и передать его для исполнения. До настоящего момента ответа от Заказчика не получено, проект не утвержден.
В связи с этим работы Подрядчиком остановлены до получения от Заказчика ответной информации, в связи, с чем Общество считает необходимым продлить срок выполнения работ на этот срок; повторно просило утвердить и передать проект для выполнения работ.
Заказчиком 02.11.2022 в адрес Подрядчика направлено письмо N 2698, в котором Университет сообщил, что 31.10.2022 закончился срок выполнение работ по контракту; работы в рамках контракта не выполнены; кровля демонтирована, стропильная система не собрана; атмосферные осадки через плиты перекрытия затапливают 5,4,3 этажи, тем самым наноситься значительный ущерб Университету; с 18.10.2022 работы по контракту ООО "СКС" не производит. В связи с изложенным, Заказчик просил сообщить причину остановки работ и дату окончания работ по контракту.
В ответ на указанное письмо Подрядчик сообщил, что им неоднократно, по независящим от него причинам, приостанавливалось производство работ, о чем Заказчик незамедлительно был извещен соответствующими письмами (N144 от 10.08.2022, N173 от 31.08.2022, N175 от 31.08.2022, NN 181, 183 от 08.09.2022, N195 от 12.09.2022, N222 от 04.10.2022), в связи с чем срок производства работ увеличился на 28 календарных дней.
В период выполнения работ по контракту, из-за неблагоприятных погодных условий произошло разрушение дымовентканалов, а также в связи с возникновением необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных первоначальной проектно-сметной документацией, ООО "СКС" потребовалось дополнительное время для их выполнения, в связи с чем Подрядчик просит увеличить срок производства работ еще на 25 календарных дней, т.е. до 22.11.2022 (письмо от 03.11.2022 N 260).
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
На основании части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Разделом 12 контракта предусмотрено следующее.
12.1. Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
12.2. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что по состоянию на 03.11.2022 Подрядчиком выполнено ориентировочно 30 % от общего объема работ, предусмотренных контрактом, руководствуясь пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, в связи с нарушением Обществом сроков выполнения работ, Заказчиком 03.11.2022 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ДОЖиКБ/22/103 от 30.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого (далее - Решение N 1).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 60) утверждены, среди прочего Положение о единой информационной системе в сфере закупок; Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам.
Пунктом 2 раздела II "Формирование и размещение информации и документов в единой информационной системе" Постановления N 60 определено, что формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
На основании пункта 3 указанного раздела Постановления N 60 документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа.
Подпунктами "п", "с" пункта 5 раздела II "Формирование и размещение информации и документов в единой информационной системе" Постановления N 60 предусмотрено, что в единой информационной системе, в том числе во взаимодействии с иными информационными системами, осуществляются формирование и размещение документов, предусмотренных Федеральным законом, в том числе решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта; извещения об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, учитывая требования части 12.1 статьи 95 Закона, легитимность решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта возможна лишь при условии его формирования и направления поставщику (подрядчику, исполнителю) посредством единой информационной системы в сфере закупок.
Положения главы 37 ГК РФ в развитие статьи 450.1 ГК РФ содержат случаи допустимого одностороннего отказа от исполнения договора подряда одной из его сторон при неисправности другой стороны, на которую возлагаются негативные последствия такого отказа (статьи 715, 719 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", только в случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Однако, в нарушение положений части 12.1 статьи 95 Закона, Постановления N 60 Решение N 1 не было сформировано Университетом с использованием единой информационной системы, соответственно, такое решение автоматически с использованием единой информационной системы не было направлено Обществу.
Равно как не сформировано посредством единой информационной системы и Решение об отмене одностороннего расторжения контракта, принятое Заказчиком 11.11.2022 N 2799.
Указанное свидетельствует о несоответствии действий Заказчика установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требованиям к порядку формирования и направления Решения N 1 Подрядчику. В связи с чем указанное Решение не расценивается Комиссией, как имеющее правовое значение для рассмотрения настоящего дела и влекущее соответствующие правовые последствия.
11.11.2022 (письмо N 2789) Университет сообщил Обществу о том, что Заказчиком совместно с ООО "Эксперт Центр" 11.11.2022 было произведено комиссионное обследование чердачного перекрытия комнаты N508 общежития N3 ТГПУ им. Л.Н. Толстого по адресу: г, Тула. пр. Ленина, 125.
По результатам обследования ООО "Эксперт Центр" был составлен акт об аварийном техническом состоянии указанного перекрытия, которое вызвано проведением работ по капитальному ремонту кровли общежития N 3 ТГПУ им. Л.Н. Толстого по адресу: г. Тула ул. Н. Руднева, д. 67.
Согласно указанному Акту ООО "СКС" необходимо провести выполнение срочных противоаварийных мероприятий для устранения выявленных дефектов перекрытия комнаты N508 общежития N3 во избежание дальнейшего его разрушения.
Однако, Комиссия не может дать правовое значение указанному письму и приложенному к нему Акту, поскольку из указанного письма Заказчика прямо следует, что комиссионное обследование чердачного перекрытия комнаты N508 общежития N3 ТГПУ им. Л.Н. Толстого производилось по адресу: г, Тула. пр. Ленина, 125; в свою очередь, предметом рассматриваемого дела является выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого, расположенного по адресу: г. Тула ул. Н. Руднева, д. 67.
11.11.2022 ООО "СКС" в ответ на Решение N 1 в адрес Заказчика направило письмо N 268, в котором, в очередной раз указало на следующие факты: ранее Обществом неоднократно направлялись уведомления об остановке работ, по независящим от него причинам, что привело к смещению срока окончания выполнения работ:
- N 144 от 10.08.2022 - остановка работ по причине крепления верхнего розлива отопления и кабельных линий к стропильной системе, работы возобновлены по требования Заказчика (письмо от 17.08.2022 N 167) без гарантий за сохранность трубопроводов и кабельных линий;
- N 173 от 31.08.2022, N175 от 31.08.2022 и N181 от 8.09.2022 года - остановка работ по причине изношенности мауэрлата, и необходимости его замены, работы возобновлены после передачи Заказчиком под роспись новой проектной документации исх. N183 от 08.09.2022 (т.к. ставить новую стропильную систему на полностью изношенный мауэрлат ООО "СКС" отказалось);
- N 195 от 12.09.2022 - остановка работ после проведения общего совещания по причине разработки двух проектных решений (строительство с применением вторичного материала и полностью нового) до принятия решения Заказчиком; работы возобновлены 21.09.2022 на основании письма Заказчика N2267 от 21.09.2022 о выборе проекта N2;
- N 222 от 04.10.2022 остановка на один день из-за неблагоприятных погодных условий.
В связи с изложенным, Общество указывает, что согласно направленным в адрес Университета уведомлениям об остановке работ по уважительным причинам срок производства работ увеличивается на 28 к/дней, т.е., с точки зрения Подрядчика, окончанием работ является 28.10.2022 года.
Кроме этого Подрядчик указал, что в период выполнения работ по контракту из-за неблагоприятных погодных условий произошло разрушение дымовентканалов, а также в связи с возникновением необходимости выполнения дополнительных работ (устройство нового мауэрлата со шпренгелями), не предусмотренных первоначальной проектно-сметной документацией, ООО "СКС" потребовалось дополнительное время для того, чтобы эти работы были выполнены, в связи с чем в адрес Заказчика направлено письмо N 260 от 03.11.2022 с просьбой продлить срок выполнения работ.
Подрядчик сообщил, что по состоянию на 11.11.2021 на кровле полностью собрана стропильная система (стропильные ноги, вставки, затяжки, кобылки, накладки и т.д.), выполнено устройство сплошной обрешетки в объеме 182 м2, пароизоляция 182 м2 и контробрешетка на данную площадь, установлены капельник и планка примыкания, с костылями, выполнена огнезащита, итого на сумму 4235849,12 (четыре миллиона двести тридцать пять тысяч восемьсот сорок девять рублей 12 копеек).
Из представленных в материалы дела документов следует, что Заказчиком на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, положений контракта 14.11.2022 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ДОЖиКБ/22/103 от 30.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого (далее - Решение N 2), поскольку по состоянию на указанную дату Подрядчиком ориентировочно выполнено 55% от общего объема работ, предусмотренных контрактом.
При этом Университетом издано Распоряжение N 1 от 16.11.2022, в соответствии с которым, в связи с принятием Решения N 2 был запрещен допуск сотрудников ООО "СКС", в том числе на территорию общежития N 3 (контракта N ДОЖиКБ/22/103); в обязанности охранной организации, оказывающей соответствующие услуги Заказчику, было вменено обеспечить выполнение указанного распоряжения (пункт 2).
Письмами NN 273, 274 от 16.11.2022, N 276 от 17.11.2022 Подрядчик просил Университет обеспечить доступ сотрудникам и автотехнике Общества на объект до момента вступления указанного решения в силу; указывал на незаконность действий Заказчика по запрету на допуск сотрудников и автотехники Общества до момента вступления Решения N 2 в силу.
В свою очередь, согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Прекращение обязательства по требованию одной из сторон Закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Необходимо отметить, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом. Данный отказ подчинен особой процедуре, предусмотренной статьей 95 Закона, и заключающийся в возможности заказчика отказаться от его исполнения только при наличии достаточных к тому оснований.
Приведенный правовой подход наиболее полно соответствует принципу эффективности осуществления закупок (часть 1 статьи 12 Закона), а также направлен на защиту участника закупки как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. При этом положения статьи 95 Закона ориентированы на предоставление участнику закупки возможности устранить выявленные заказчиком нарушения в целях урегулирования возникшего спора без применения к такому участнику мер публично-правовой ответственности (часть 14 статьи 95 Закона).
Исходя из вышеуказанной нормы Закона за поставщиком (подрядчиком, исполнителем), исполнившим ненадлежащим образом условия контракта, после надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, закреплено императивное право в десятидневный срок устранить допущенные нарушения условий контракта.
При этом каких-либо исключений для реализации такого права Закон не предусматривает.
Вместе с этим Решение N 2 с использованием единой информационной системы сформировано Заказчиком и подписано электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Университета, и, соответственно, размещено в единой информационной системе 28.11.2022. Одновременно с этим в соответствующем разделе единой информационной системы в сфере закупок размещен сканированный образ бумажного документа "Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ДОЖиКБ/22/103 от 30.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого" от 14.11.2022).
Посредством единой информационной системы в сфере закупок Решение N 2 получено Обществом 28.11.2022. Следовательно, юридический статус и правовое значение Решение N 2 приобрело лишь 28.11.2022.
Соответственно, датой вступления в силу Решения N 2, с учетом положений статьи 95 Закона, является 09.12.2022.
При таких обстоятельствах, издав Распоряжение N 1 от 16.11.2022, в соответствии с которым, в связи с принятием Решения N 2 был запрещен допуск сотрудников ООО "СКС", в том числе на территорию общежития N 3 (контракта N ДОЖиКБ/22/103), Заказчик фактически лишил Подрядчика права на устранение нарушений условий контракта, предусмотренного частью 14 статьи 95 Закона, чем допустил нарушение установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Посчитав решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вступившим в законную силу и контракт расторгнутым, Заказчик направил в Тульское УФАС России настоящее обращение.
Обществом в материалы дела представлены пояснения, в которых оно указывает на несогласие с Решением N 2 по основаниям, приведенным выше; просит информацию об ООО "СКС" не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Обязательства в силу статей 309, 310 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Положениями статей 309, 310 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормами ГК РФ предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 ГК РФ указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Таким образом, прекращение обязательства по требованию одной из сторон закон указывает как отдельный способ прекращения обязательства и ограничивает возможность его применения случаями, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Как прямо следует из текста Решения N 2 оно принято Заказчиком на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона, пункта 12.3.3 контракта в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ по контракту (Подрядчиком по состоянию на 14.11.2022 выполнено ориентировочно 55 % от общего объема работ, предусмотренного контрактом). Наличие претензий Университета к качеству выполненных ООО "СКС" работ в Решении N 2 не приведено.
Пунктами 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Приведенные разъяснения направлены на формирование у участников гражданского оборота правил разумного и добросовестного поведения при установлении, исполнении и прекращении обязательств, в том числе в случае реализации предусмотренного договором права на его досрочное расторжение в одностороннем порядке.
В свою очередь, пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ" разъяснено, что в случае, если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
Таким образом, установленный законом принцип добросовестности участников гражданского оборота должен быть ими соблюден.
При этом из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено следующее.
Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ.
В целях реализации исполнения контракта между его сторонами осуществлялась многочисленная переписка, согласно которой Общество отвечало на письма Университета, запрашивало у него информацию и соответствующие согласования, необходимые для исполнения контракта, просило внести корректировки в проектно-сметную, сообщало о приостановлении и возобновлении работ по контракту. В свою очередь, Заказчик в своих письмах подтверждал факт осуществления Обществом деятельности по исполнению контракта, хотя и с отставанием от графика выполнения работ.
В силу статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Аналогичное положение предусмотрено частью 2 статьи 94 Закона, согласно которой поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Как следует из материалов рассматриваемого ООО "СКС" неоднократно приостанавливало выполнение работ по контракту ввиду возникновения обстоятельств, не зависящих о его воли.
В соответствии со статьей 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохранят право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работ.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона (пункт 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Защита интересов другой стороны договора, не имеющей возможности контролировать обстоятельство, от которого зависит срок исполнения обязанности его контрагента, осуществляется иным образом, а именно через механизм фикции наступления или ненаступления определенного обстоятельства, чему намеренно способствовала сторона, которой это выгодно (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 157 ГК РФ, пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", пункт 52 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", далее - Постановление N 25).
В такой ситуации, если одна из сторон обязательства в обоснование отсутствия своей обязанности недобросовестно ссылается на выгодное для нее ненаступление обстоятельства, находящегося в сфере ее контроля, при истечении разумного и обычного для наступления такого рода обстоятельств срока суд вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГК РФ счесть такую обязанность наступившей. Аналогичным образом суд вправе считать обязанность стороны непрекращенной при наступлении такого обстоятельства, если такая сторона этому недобросовестно содействовала.
Следовательно, в данном случае, когда исполнение обязательств подрядчиком поставлено в зависимость от действий заказчика, то именно заказчик обязан предпринимать для наступления этого обстоятельства разумные меры, ожидаемые от любого добросовестного участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации (пункт 3 статьи 307 ГК РФ, пункт 1 Постановления N 25).
По смыслу положений статей 716, 719 ГК РФ получение заказчиком уведомления о невозможности выполнения работ влечет определенные данным нормами, в зависимости от активного или пассивного характера, реакции заказчика па данное уведомление (пункт 3 статьи 716, пункт 2 статьи 719 ГК РФ).
В свою очередь, анализ поведения Общества при исполнении контракта позволяет прийти к выводу о том, что в ходе исполнения контракта ООО "СКС" периодически сталкивалось со сложностями, возникающими при выполнении работ, в связи с чем обращалось к Заказчику с вопросами, разрешение которых зависит только от последнего.
Университет оказывал содействие в разрешении возникающих у Общества сложностей, но, как следует из материалов дела, не всегда своевременно.
Данный факт Заказчиком не оспорен.
В свою очередь, в материалы дела доказательств того, что неисполнение контракта было вызвано именно недобросовестным поведением Общества, совершением им умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, в антимонопольный орган не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что Обществом принимались меры по надлежащему исполнению контракта.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит существенные обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Подрядчика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий контракта, допущенных исключительно по вине Общества.
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Подрядчика на соблюдение условий контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях Общества недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, вины Подрядчика, выразившейся в намеренном неисполнении условий контракта, Комиссией не установлено.
Возникшие в ходе исполнения контракта разногласия сторон не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении Подрядчика, направленном на намеренный срыв исполнения контракта. Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Более того, наличие подобных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Кроме того, материалами настоящего дела подтверждено нарушение Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе в сфере закупок.
При таких обстоятельствах, применительно к положениям пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии отсутствуют правовые основания для внесения информации об ООО "СКС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме этого в качестве доказательства недобросовестности поведения Общества при исполнении контракта Университетом в материалы дела представлено заключение эксперта N 304/1 (без даты) по результатам строительно-технической экспертизы (инструментально-визуального обследования) выполненных работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого по адресу: г. Тула, ул. Николая Руднева, 67, проведенной ООО "Эксперт Центр".
Из указанного заключения следует, что в период с 25 по 28 ноября 2022 года ООО "Эксперт Центр" проведена строительно-техническая экспертиза (инструментально-визуальное обследование) выполненных работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л.Н. Толстого по адресу: г. Тула, ул. Николая Руднева, 67. Обследование выполнено с целью определения соответствия выполненных работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л.Н. Толстого по адресу: г. Тула, ул. Николая Руднева, 67 условиям контракта N ДОЖиКБ/22/103 от 30.06.2022, а также строительным нормам и правилам, ГОСТам и иным нормативным документам.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании части 10 статьи 95 Закона заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи. При этом в силу части 11 статьи 95 Закона если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как было отражено выше, 14.11.2022 Заказчиком на бумажном носителе сформировано "Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ДОЖиКБ/22/103 от 30.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N 3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого" (Решение N 2).
Решение N 2 Заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано и подписано электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Университета, и, соответственно, размещено в единой информационной системе 28.11.2022 с одновременным прикреплением в соответствующем разделе единой информационной системы в сфере закупок сканированного образа бумажного документа "Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N ДОЖиКБ/22/103 от 30.06.2022 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого" от 14.11.2022.
Вместе с этим, Решение N 2 принято на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ по контракту; претензии со стороны Заказчика к качеству выполненных работ в Решении N 2 отсутствуют (в том числе по результатам проведенной экспертизы).
В контексте статьи 95 Закона единственным документом, на основании которого возможен односторонний отказ от контракта (исполнения контракта) и прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом, является решение об одностороннем отказе от исполнения такого контракта.
При этом решение об одностороннем расторжении контракта в рассматриваемых правоотношениях имеет значение не только для прекращения обязательств по Контракту, но и для применения к недобросовестному поставщику мер публично-правовой ответственности.
Следовательно, именно в решении об одностороннем расторжении контракта должны содержаться причины его принятия заказчиком и обоснование таких причин, поскольку соответствующие этапы отказа от исполнения контракта и предусмотренные законом действия установлены не только в информационных целях, ввиду того, что Закон связывает вступление в силу решения заказчика об одностороннем отказе с фактом неустранения конкретного нарушенного условия контракта, которое послужило основанием для принятия указанного решения.
При таких обстоятельствах, Комиссия констатирует факт, что выводы, содержащиеся в заключении эксперта N 304/1 (без даты) по результатам строительно-технической экспертизы (инструментально-визуального обследования) выполненных работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого по адресу: г. Тула, ул. Николая Руднева, 67, не были положены Заказчиком в основу для принятия Решения N 2 и не указаны в таком решении в качестве обоснования его принятия, следовательно, с учетом положений частей 10, 11 статьи 95 Закона такое заключение не может являться безусловным подтверждением нарушения Обществом условий контракта, послужившим основанием для его расторжения Заказчиком.
Более того, Комиссия считает необходимым отметить, что на основании части 2 статьи 41 Закона к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не могут быть допущены:
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Закона эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
За невыполнение экспертом, экспертным учреждением требования части 3 статьи 41 Закона декларирована ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 41 Закона).
Вместе с тем, в материалы настоящего дела не представлены доказательства направления экспертной организацией ООО "Эксперт Центр" в адрес Общества и Университета уведомлений в письменной форме об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы, что является обязательным условием для допуска эксперта, экспертной организации к проведению экспертизы в рамках Закона.
В свою очередь, представитель Общества категорически отрицал получение такого уведомления от экспертной организации (эксперта).
При этом представитель Подрядчика акцентировал внимание на том факте, что экспертиза сторонней организацией была проведена с грубыми нарушениями Закона, по итогам которой было составлено заключение специалиста, относимость и допустимость которого при оценке результата выполненных работ по контракту вызывает сомнения.
Пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (далее - постановление от 31.10.1995 N 8) обращено внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; разъяснено, что доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также, если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации доказательства, полученные с нарушением закона, являются недопустимыми.
Учитывая, что доказательств соблюдения ООО "Эксперт Центр" (экспертом) процедуры уведомления о проведении экспертизы, предусмотренной частью 3 статьи 41 Закона, сторонами в материалы дела не представлено, Комиссия считает возможным констатировать факт нарушения порядка проведения экспертизы, установленного частью 3 статьи 41 Закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 103 Закона в реестр контрактов включаются, в том числе следующие документы и информация:
заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Однако, при проведении анализа информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, установлено, что в реестре контрактов представленного в материалы дела заключения эксперта N 304/1 (без даты) по результатам строительно-технической экспертизы (инструментально-визуального обследования) выполненных работ по капитальному ремонту кровли общежития N3 ТГПУ им. Л. Н. Толстого по адресу: г. Тула, ул. Николая Руднева, 67, проведенной ООО "Эксперт Центр", не содержится.
Равно как в материалы дела не представлены доказательства направления указанного экспертного заключения в адрес ООО "СКС".
При таких обстоятельствах, заключение эксперта N 304/1 (без даты) не может служить надлежащим доказательством нарушения Обществом условий контракта.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого" в отношении общества с ограниченной ответственностью "СКС" (ИНН 7105512834; квартал Малые Гончары, д.6, пом.1, г. Тула, 300057), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 16 декабря 2022 г. N 071/10/104-1464/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022