рассмотрев материалы дела N 7-3/841 по обращению Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений ИП Гребенщикове Константине Викторовиче (ИНН 270393843227), в связи с односторонним отказом от государственного контракта N 238 от 27.12.2021 (Реестровый номер контракта 32703090001 21 000104) на выполнение работ по благоустройству общественных территорий в 2022 году. Территория за Дворцом культуры Авиастроителей имени 50-летия Октября заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (извещение N0122300038821000104) и факта ненадлежащего исполнения условий договора участника осуществления закупки ИП Гребенщиков К.В.,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт N 238 от 27.12.2021 (Реестровый номер контракта 32703090001 21 000104) на выполнение работ по благоустройству общественных территорий в 2022 году. Территория за Дворцом культуры Авиастроителей имени 50-летия Октября заключен по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона извещение N0122300038821000104 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 11200677,60 рублей.
Контракт заключен по цене 9856596,28 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству общественных территорий в 2022 году. Территория за Дворцом культуры Авиастроителей имени 50-летия Октября (далее - Работа), в соответствии с ведомостью объемов работ, оборудования и материалов, согласно приложению 1 к настоящему контракту, сметным расчетом, согласно приложению 2 к настоящему контракту, техническими условиями, согласно приложению 3 к настоящему контракту, являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта.
Пунктом 1.5 контракта установлено место выполнения "Работ": В районе дворца культуры Авиастроителей имени 50-летия Октября, ул. Калинина (в соответствии с приложениями к настоящему контракту).
Пунктом 1.6 контракта установлены Сроки выполнения "Работ": Начальный срок выполнения "Работ": Дата заключения контракта (п. 1.6.1); Конечный срок выполнения "Работ": 01.09.2022 (п. 1.6.2).
Согласно п. 2.1.4 контракта заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств и с учётом особенностей, установленных статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 2.2.1 контракта заказчик обязан при завершении "Работ", принять выполненные "Подрядчиком" "Работы" в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно пункту 2.2.2 контракта заказчик обязан произвести расчёт по настоящему контракту в порядке и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
Согласно пункту 2.4.1 контракта поставщик обязан выполнить все "Работы" в соответствии с ведомостью объемов работ, оборудования и материалов, сметным расчетом, техническими условиями, являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта.
Пунктом 2.4.2 контракта установлено, что "Работы" должны соответствовать требованиям СНиП, ГОСТ и другим документам, устанавливающим требования к такому виду работ и действующими в период исполнения контракта.
Согласно пункту 7.1 контракта настоящий контракт вступает в силу с даты заключения контракта и действует до 22.09.2022 - полного исполнения "Сторонами" обязательств, принятых на себя по настоящему контракту.
В Хабаровское УФАС России ИП Гребенщиковым К.В. направлены пояснения, согласно которым исполнителем предпринимались действия по исполнению контракта, вместе с тем, в ходе исполнения работ выявлен факт несоответствия между объемами работ указанными в технических условиях контракта фактическим объемами работ необходимых для исполнения контракта, а именно: в п. 22 раздела N4 "Видеонаблюдение" Ведомости объема работ (Приложение 1 к контракту) указаны работы и материалы по монтажу кабеля связи оптического в объеме 863,94 метра, при этом расстояние от благоустраиваемого объекта до точки подключения составляет 8150 метров.
10.06.2022 ИП Гребенщиковым К.В. в адрес заказчика направлено обращение о решении вопроса о недостаточном объеме оптического кабеля для устройства видеонаблюдения.
17.06.2022 Заказчиком направлен ответ (исх. N1-13/2369 от 17.06.2022) с указанием иной точки подключения.
Вместе с тем, согласно пояснениям данным ИП Гребенщиковым К.В., при заседании Комиссии Хабаровского УФАС России выделенная точка подключения также находится на расстоянии, значительно превышающем расстояние указанное в контракте.
05.09.2022 Заказчиком в адрес ИП Гребенщикова К.В. направлена претензия (исх. N 1-13/3572 от 05.09.2022) о невыполнении работ по контракту в полном объеме.
28.09.2022 Заказчиком в адрес ИП Гребенщикова К.В. направлена претензия (исх. N 1-13/3897 от 28.09.2022) о невыполнении работ по контракту.
В связи с тем, что исполнитель ИП Гребенщиков К.В., не выполнил в полном объеме работы по благоустройству общественных территорий в 2022 году. Территория за Дворцом культуры Авиастроителей имени 50-летия Октября, заказчиком принято решение о расторжения контракта в одностороннем порядке (решение от 26.10.2022).
03.11.2022 решение о расторжения контракта в одностороннем порядке отменено заказчиком в связи с частичным исполнением работ со стороны ИП Гребенщикова К.В.
23.11.2022 заказчиком принято повторное решение о расторжения контракта в одностороннем порядке, в связи с невыполнением в полном объеме работ по благоустройству, а именно: не выполнены работы по устройству видеонаблюдения на объекте, не установлены городские диваны, урны, качели.
В результате изучения материалов дела 7-3/841, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
23.11.2022 Заказчиком принято решение о расторжения контракта в одностороннем порядке.
23.11.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения договора было опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 05.12.2022.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
06.12.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, ИП Гребенщиковым К.В. представлены объяснения, из которых следует, что исполнителем предпринимались действия для исполнения контракта, вместе с тем, в ходе исполнения работ выявлен факт несоответствия между объемами работ указанными в технических условиях контракта фактическим объемами работ необходимых для исполнения контракта, а именно: в п. 22 раздела N4 "Видеонаблюдение" Ведомости объема работ (Приложение 1 к контракту) указаны работы и материалы по монтажу кабеля связи оптического в объеме 863,94 метра, при этом расстояние от благоустраиваемого объекта до точки подключения составляет 8150 метров. Предложенная заказчиком, иная точка подключения, также находится на расстоянии, значительно превышающем расстояние, указанное в контракте. Иные работы предусмотренные контрактом ИП Гребенщиковым К.В. исполнены, представлены акты о приемке выполненных работ.
При этом, ИП Гребенщиковым К.В. выполнены в общей совокупности работы по контракту на сумму 6743521,85 рублей из 9856596,28 рублей, не выполнены работы по устройству видеонаблюдения.
В данном случае, несмотря на то, что Правилами N 1078 при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрена оценка действий Подрядчика при исполнении контракта с позиции добросовестности, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В рассматриваемом случае, Комиссией Хабаровского УФАС России, оценив представленные материалы, установлено, что причиной (обстоятельствами), повлекшими нарушение исполнителем обязательств по контракту, явилось несоответствие между объемами работ указанными в технических условиях контракта фактическим объемом работ необходимых для исполнения контракта. При этом, ИП Гребенщиковым К.В. велась работа по исполнению контракта, выполнены в общей совокупности работы по контракту на сумму 6743521,85 рублей из 9856596,28 рублей, не выполнены работы по устройству видеонаблюдения.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных пп. "а" п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ИП Гребенщиковым К.В. контракта N 238 от 27.12.2021 (Реестровый номер контракта 32703090001 21 000104) на выполнение работ по благоустройству общественных территорий в 2022 году. Территория за Дворцом культуры Авиастроителей имени 50-летия Октября. Следовательно, отсутствуют основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в отношении ИП Гребенщикова Константина Викторовича (ИНН 270393843227), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 декабря 2022 г. N РНП-27-623
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022