Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио заместителя руководителя управления Е.В. Шендрик;
членов Комиссии:
- начальника отдела контроля закупок С.Н. Парфирьевой,
- главного государственного инспектора - отдела контроля закупок Л.Б. Шихановой,
- специалиста первого разряда - отдела контроля закупок С.О. Рязанова,
в присутствии
- представителя индивидуального предпринимателя Тургунбаевой Ж.О. (далее - ИП Тургунбаева Ж.О., Участник закупки) - Воробьева Н.Ю. (по доверенности от 01.12.2022 б/н)
в отсутствие:
- заказчика - ГУП КК "Камчатстройэнергосервис" (далее - Заказчик);
- участника закупки ИП Тургунбаева Ж.О.,
осуществив рассмотрение обращения Заказчика об уклонении Участника закупки от заключения контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений административных зданий по результатам закупки N 0538200000922000081, ИКЗ N 222410001910841010100100610018121000 (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
09.11.2022 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) N 0538200000922000081, ИКЗ N 222410001910841010100100610018121000 (далее - Закупка) Услуги по комплексному обслуживанию помещений административных зданий. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 6 174 478,80 рубля.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.11.2022 N ИЭА1, по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе комиссией по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и присвоены следующие номера:
Порядковый номер, присвоенный заявке |
Идентификационный номер заявки |
Предложение о цене контракта (руб.) |
Снижение, % |
1 |
N2 |
3 673 814,52 |
40,5% |
2 |
N5 |
3 704 686,92 |
40% |
3 |
N3 |
4 661 731,32 |
24,5% |
Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона 0538200000922000081 участника с идентификационным номером 2, предложившего цену контракта 3 673 814,52 руб. три миллиона шестьсот семьдесят три тысячи восемьсот четырнадцать рублей пятьдесят две копейки.
В соответствии с протоколом от 01.12.2022 признания участником уклонившемся от заключения контракта победителя Э.А.
Участник закупки с идентификационным номером заявки N 5, в соответствии с протоколом от 12.12.2022 признан уклонившемся от заключения контракта.
13.12.2022 в Камчатское УФАС России поступило обращения о включении информации о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков заказчика, в связи с уклонением от заключения контракта.
В письменных возражениях участник закупки просил не вносить сведения в отношении него в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поскольку причиной не подписания контракта послужило отсутствие денежных средств на счете.
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
02.12.2022 Заказчиком размещен проект контракта.
В регламентированный срок Участником закупки не был подписан проект контракта.
12.12.2022 Заказчик признает Участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
В своих письменных пояснениях ИП Тургунбаевой Ж.О. указала на то, что контракт не был подписан в установленный срок в связи с трудным материальным положением. Представила подтверждение, выписку операций по лицевому счету за период с 15.11.2022 по 18.12.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Ранее обращения о включении сведений об ИП Тургунбаевой Ж.О. в реестр недобросовестных поставщиков в адрес Камчатское УФАС России не поступали. Кроме того, установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ИП Тургунбаевой Ж.О. предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием контрактов, заключенных на основании Закона о контрактной системе, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Комиссия, при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об Тургунбаевой Ж.О. в реестр недобросовестных поставщиков. Также Комиссия отмечает, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона о закупках и Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными защищаемым Конституцией Российской Федерации целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о признании участника закупок уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Термин "уклонение от заключения договора" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
В действиях ИП Тургунбаевой Ж.О. антимонопольным органом не был выявлен факт отсутствия реального намерения заключить и исполнить контракт.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Закона о закупках и Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения в отношении ИП Тургунбаевой Ж.О. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Е.В. Шендрик
Члены комиссии: С.Н. Парфирьева
Л.Б. Шиханова
С.О. Рязанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 декабря 2022 г. N 041/06/104-512/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022