Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2022 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Потемкиной Т. В., членов Инспекции: начальника отдела контроля органов власти и рекламы Савичевой К. А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ерофеевой И. С.,
с участием:
участник закупки, индивидуальный предприниматель Лебедев Анатолий Анатольевич (далее также - ИП Лебедев А. А., индивидуальный предприниматель, участник закупки), обеспечил участие в проведении проверки посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Лебедевой О. В.,
заказчик, федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (далее также - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, заказчик), обеспечил участие в проведении проверки представителя по доверенности Лебедева А. В. (до перерыва),
оператор, акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", представителя не направил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области в отношении ИП Лебедева А. А., и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку факта уклонения ИП Лебедева А. А. от заключения контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073) с заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, проверку соблюдения заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, порядка признания ИП Лебедева А. А. уклонившимся от заключения вышеуказанного контракта, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, комиссией по осуществлению закупок заказчика, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073), проверку соблюдения заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 08.12.2022 N 247/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчика, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лебедева А. А., уклонившемся, по мнению заказчика, от заключения контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073).
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные сведения и документы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 25.11.2022 размещено извещение N 0371100005422000073 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку пожарных гидрантов.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 31 180,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 NИЗК1 контракт подлежит заключению с участником, подавшим единственную заявку на участие в закупке, - ИП Лебедевым А. А.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры урегулирован статьёй 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В силу части 4 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте (часть 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Инспекцией установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 NИЗК1 опубликован в единой информационной системе 05.12.2022, следовательно, заказчик обязан направить проект контракта не позднее 06.12.2022.
Согласно сведениям, содержащимся в единой информационной системе, 05.12.2022 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073).
Соответственно, ИП Лебедеву А. А. не позднее 06.12.2022 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта и разместить его на электронной площадке.
В регламентированный срок (06.12.2022) ИП Лебедев А. А. не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073), в связи с чем заказчиком принято решение о признании ИП Лебедева А. А. уклонившимся от заключения указанного контракта (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 06.10.2022 протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 07.12.2022 NППУ20_1).
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
07.12.2022 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ИП Лебедеве А. А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Как пояснил на заседании Инспекции представитель ИП Лебедева А. А., индивидуальный предприниматель, принимая решение об участии в рассматриваемой закупке, действовал добросовестно и имел действительное намерение заключить контракт на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, неподписание индивидуальным предпринимателем проекта контракта на электронной площадке произошло в силу следующих причин.
В регламентированный срок (06.12.2022) ИП Лебедев А. А. не разместил на электронной площадке подписанный проект контракта по причине имевшихся в указанную дату технических сбоев в работе электронной площадки, а также ошибочного исчисления индивидуальным предпринимателем срока для подписания проекта контракта (со времени последнего участия индивидуального предпринимателя в электронном запросе котировок в законодательство о контрактной системе были внесены изменения, в соответствии с которыми срок подписания проекта контракта, подлежащего заключению по результатам указанной закупки, был сокращен до одного рабочего дня, что не было принято во внимание индивидуальным предпринимателем).
Доказательств, подтверждающих наличие 06.12.2022 технических сбоев в работе электронной площадки, индивидуальным предпринимателем не представлено.
В подтверждение своей добросовестности индивидуальный предприниматель представил в материалы дела следующие документы:
- скриншот направленного посредством электронной почты письма ООО "ГК ПОЖТЕХАЛЬЯНС", из содержания которого следует, что являющийся предметом рассматриваемого контракта товар (средства индивидуальной защиты) отправлен поставщиком, ООО "ГК ПОЖТЕХАЛЬЯНС", в адрес покупателя, ИП Лебедева А. А., по накладной N 22-00082299793 от 07.12.2022;
- копию письма ИП Лебедева А. А. от 07.12.2022 N 07, направленного в адрес заказчика, содержащего указание на намерение и готовность индивидуального предпринимателя заключить и исполнить контракт по результатам рассматриваемой закупки.
Таким образом, ИП Лебедев А. А. не подписал проект контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073) в регламентированный законодательством срок. Изложенные обстоятельства позволяют Инспекции констатировать, что в рассматриваемом случае в действиях данного участника закупки имеет место нарушение пункта 2 части 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Вместе с тем при разрешении вопроса о включении/невключении сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков Инспекция учитывает следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В рассматриваемом случае изложенные выше по тексту решения фактические обстоятельства дела и представленные ИП Лебедевым А. А. доказательства и пояснения свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, со стороны участника закупки.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о включении/невключении сведений об ИП Лебедеве А. А. в реестр недобросовестных поставщиков Инспекция принимает во внимание следующее.
В связи с нарушением участником закупки, ИП Лебедевым А. А., пункта 2 части 6 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ индивидуальный предприниматель привлечен должностным лицом Ярославского УФАС России за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ, к административной ответственности в виде административного штрафа.
Индивидуальный предприниматель в срок до разрешения настоящего дела по существу произвел уплату назначенного ему административного штрафа в полном объеме, что свидетельствует о добросовестности последнего, а также его стремлении загладить вред, причиненный совершенным им административным правонарушением публичным отношениям по расходованию бюджетных средств на социально значимые цели.
С учетом изложенного Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ИП Лебедеве А. А. в реестр недобросовестных поставщиков.
По итогам проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073) Инспекцией Ярославского УФАС России установлены следующие нарушения со стороны заказчика.
1. В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- проект контракта.
В пункте 3 электронного документа "Описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ" извещения об осуществлении закупки срок поставки товара определен заказчиком следующим образом: "товар поставляется Заказчику с момента подписания Контракта в течение 5 (десяти) рабочих дней".
В то же время в пункте 3.1 электронного документа "Проект контракта" извещения об осуществлении закупки заказчиком предусмотрено следующее условие о сроке поставки товара: "товар поставляется Заказчику с момента подписания Контракта в течение 10 (десяти) календарных дней".
Таким образом, вышеприведенные положения извещения об осуществлении закупки сформированы заказчиком противоречивым, исключающим однозначное толкование участниками закупки условий закупки образом (из содержания извещения об осуществлении закупки не представляется возможным достоверно установить, какая конкретная продолжительность срока поставки товара требуется заказчику: 5 рабочих дней, 10 рабочих дней или 10 календарных дней).
В свою очередь, невозможность достоверно установить условия закупки существенно затрудняет возможность участия субъектов предпринимательской деятельности в такой закупке, что в конечном итоге приводит к нарушению принципа контрактной системы в сфере закупок, закрепленного в части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать помимо прочего информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
В извещении об осуществлении закупки, сформированном заказчиком с использованием единой информационной системы, в разделе "Ограничения" (данный раздел предназначен для указания информации об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) указано: "Не установлены".
В то же время в пункте 4 раздела 1 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки заказчиком установлено следующее:
4 |
Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. |
Устанавливается в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н |
Таким образом, в вышеприведенных положениях извещения об осуществлении закупки информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлена заказчиком противоречивым, исключающим однозначное толкование участниками закупки условий закупки образом (с одной стороны, такие условия, запреты и/или ограничения не установлены; с другой - установлены условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Изложенное обстоятельство указывает на наличие в действиях заказчика нарушения пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке предусмотрены частью 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив размещенное заказчиком в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, Инспекция установила, что требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке фактически содержатся в двух являющихся его составными частями электронных документах: "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению" и "Типовая форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме".
Сопоставив содержание данных электронных документов, Инспекция выявила, что содержащиеся в них положения установлены заказчиком противоречивым, исключающим однозначное толкование участниками закупки условий закупки образом. Так, например:
- в соответствии с пунктом 1.6 раздела 1 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки от участников закупки требуется представить в составе заявок "реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта"; при этом в электронном документе "Типовая форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме" извещения о закупке данное требование отсутствует;
- в соответствии с подразделом 1 раздела 1 электронного документа "Типовая форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме" извещения об осуществлении закупки участникам закупки надлежит представить в числе прочего следующую информацию: "Идентификационный номер налогоплательщика <2> учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки"; в то же время электронный документ "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению" извещения о закупке такого требования не содержит; и др.
Изложенное позволяет Инспекции констатировать наличие в действиях заказчика нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В извещении, сформированном заказчиком с использованием единой информационной системы, указано следующее:
Дата начала исполнения контракта |
с даты заключения контракта |
||
Дата окончания исполнения контракта |
23.12.2022 |
В то же время в пункте 10.1 электронного документа "Проект контракта" извещения о закупке заказчиком предусмотрено следующее: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 августа 2022 г".
Учитывая, что срок действия контракта не может истекать ранее срока исполнения контракта, Инспекция приходит к выводу, что вышеприведенные положения извещения о закупке установлены заказчиком противоречивым, исключающим однозначное толкование участниками закупки условий закупки образом.
Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях заказчика нарушения пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные выше по тексту решения действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, порядка признания ИП Лебедева А. А. уклонившимся от заключения контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073), проверку соблюдения заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ИП Лебедеве А. А. для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области" (ИНН 7603014052, ОГРН 1027600625491) в отношении индивидуального предпринимателя Лебедева Анатолия Анатольевича (ИНН 761016089081, ОГРНИП 310761005800031) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, порядка признания ИП Лебедева А. А. уклонившимся от заключения контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073) нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ИП Лебедеве А. А. для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
4. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиком, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку пожарных гидрантов (извещение N 0371100005422000073) в действиях заказчика выявлены нарушения части 2 статьи 8, пунктов 8, 15 части 1 статьи 42, пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
5. Выдать заказчику, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
6. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: Т. В. Потемкина
Члены Инспекции: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 декабря 2022 г. N 05-03/305П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022