Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Потемкина Т. В., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Савичева К. А., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И. С., с участием:
заявитель, общество с ограниченной ответственностью "Медикэр" (далее также - ООО "Медикэр", общество), представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом;
заказчик, государственное учреждение здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (далее также - ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ, заказчик), обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности Бадалян А. К.,
оператор, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Медикэр" на действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (МНН ЛЕВОФЛОКСАЦИН (извещение N 0371300045622000331) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Медикэр" на действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (МНН ЛЕВОФЛОКСАЦИН) (извещение N 0371300045622000331) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, комиссия заказчика по осуществлению закупок при принятии решения об отклонении его заявки на участие в электронном аукционе выбрала неверное основание и обоснование такого решения (пункт 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ вместо пункта 4 части 12 статьи 48 этого же закона).
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии заказчика по осуществлению закупок предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика на заседании Комиссии признал, что при выборе основания для отклонения заявки ООО "Медикэр" комиссией заказчика по осуществлению закупок была допущена ошибка (при отклонении заявки ООО "Медикэр" комиссией выбрано основание, указанное в пункте 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в то время как комиссии следовало отклонить заявку данного участника закупки по основанию, указанному в пункте 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия установила следующее.
Заказчиком, ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 28.11.2022 размещено извещение N 0371300045622000331 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (МНН ЛЕВОФЛОКСАЦИН).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 146 080,00 рублей.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Указанные ограничения и условия предусмотрены, в частности, постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289).
Закупаемый заказчиком в рамках рассматриваемого электронного аукциона лекарственный препарат (МНН ЛЕВОФЛОКСАЦИН) включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.
В извещении, сформированном с использованием единой информационной системы, в разделе "Ограничения" заказчиком в числе прочего установлены ограничения и условия допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать помимо прочего информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлено, что подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в частности, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2022 NИЭА1 следует, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано девять заявок; восемь заявок признаны комиссией заказчика по осуществлению закупок соответствующими требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки; заявка заявителя, ООО "Медикэр", отклонена комиссией по осуществлению закупок заказчика на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив заявки на участие в электронном аукционе на право заключения контракта на поставку лекарственных средств для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (МНН ЛЕВОФЛОКСАЦИН) (извещение N 0371300045622000331), Комиссия установила, что участниками закупки предложены к поставке лекарственные препараты согласно нижеприведенной таблице:
Наименование участника закупки |
Наименование производителя лекарственного препарата |
Наименование страны происхождения товара |
Наименование и реквизиты подтверждающих документов |
ООО "НОРД-ФАРМ" |
ООО "Гротекс" |
Россия |
СТ-1 от 28.12.2021 N 1002010915 |
ООО "Астарта" |
ООО "Гротекс" |
Россия |
СТ-1 от 28.12.2021 N 1002010915 |
ООО "НЕЙРОН" |
ООО "МОСФАРМ" |
Россия |
СТ-1 от 02.08.2022 N 2120000078 |
ООО "ИРВИН 2" |
РУП "Белмедпрепараты" |
Республика Беларусь |
СТ-1 от 21.04.2022 N 4558558 |
ООО "Медикэр" |
Новалек Фармасьютикалс Пвт. Лтд. |
Индия |
- |
ООО "ЭДВАНСД ТРЕЙДИНГ" |
ООО "Эдвансд Пермь" |
Россия |
СТ-1 от 26.10.2021 N 1014004659, срок действия продлен на основании постановления Правительства РФ от 12.03.22 N 353 |
ООО "МЕДЛАЙН ФАРМА" |
РУП "Белмедпрепараты" |
Республика Беларусь |
СТ-1 от 21.04.2022 N 4558558 |
ООО "ФК ГАРЗА" |
ООО НПК "ЭСКОМ" |
Россия |
СТ-1 от 23.07.2021 N 1012003313, срок действия продлен на основании постановления Правительства РФ от 12.03.22 N 353 |
ООО "Формед-Ярославль" |
РУП "Белмедпрепараты" |
Республика Беларусь |
Не представлены |
Учитывая, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано более двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки заявок, содержащих предложение о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза (Российская Федерация, Республика Беларусь) и которые при этом относятся к разным производителям, заявка участника закупки ООО "Медикэр", предложившего к поставке лекарственный препарат иностранного производства, должна быть отклонена на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).
Таким образом, комиссия заказчика по осуществлению закупок, отклонив заявку ООО "Медикэр" по основанию, указанному в пункте 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в то время как такая заявка подлежала отклонению по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, допустила тем самым нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Следует отметить, что в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, выбранное в данном случае комиссией заказчика по осуществлению закупок неверное основание для отклонения заявки ООО "Медикэр" в последующем повлечет для данного участника закупки негативные финансовые последствия (так как комиссией заказчика по осуществлению закупок при отклонении заявки в качестве основания выбран пункт 1 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, и при наличии третьего отклонения за квартал в соответствии с частью 13 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ оператор электронной площадки перечислит денежные средства участника закупки в соответствующий бюджет).
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (МНН ЛЕВОФЛОКСАЦИН (извещение N 0371300045622000331) Комиссией установлено следующее нарушение со стороны комиссии заказчика по осуществлению закупок.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать помимо прочего информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Как следует из приведенной выше по тексту настоящего решения таблицы, участником закупки ООО "Формед-Ярославль", предложившим к поставке лекарственный препарат производства РУП "Белмедпрепараты" (Республика Беларусь), документы, подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, в составе заявки не представлены.
Следовательно, в силу пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заявка ООО "Формед-Ярославль" должна быть приравнена комиссией заказчика по осуществлению закупок к заявке, содержащей предложение о поставке товара иностранного происхождения, и впоследствии отклонена на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (с учетом того, что на участие в данной закупке подано более двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки заявок, содержащих предложение о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и которые при этом относятся к разным производителям).
Таким образом, комиссия заказчика по осуществлению закупок, признав заявку ООО "Формед-Ярославль" соответствующей требованиям извещения о закупке, в то время как такая заявка подлежала отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, допустила тем самым нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия комиссии заказчика по осуществлению закупок содержат в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медикэр" (ИНН 0326040626, ОГРН 1060326049882) на действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (ИНН 7627003927, ОГРН 1037602605963), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (МНН ЛЕВОФЛОКСАЦИН) (извещение N 0371300045622000331) обоснованной.
2. Признать комиссию заказчика по осуществлению закупок, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (ИНН 7627003927, ОГРН 1037602605963), нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (МНН ЛЕВОФЛОКСАЦИН) (извещение N 0371300045622000331) признать комиссию заказчика по осуществлению закупок, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (ИНН 7627003927, ОГРН 1037602605963), нарушившей подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Выдать комиссии заказчика по осуществлению закупок, государственного учреждения здравоохранения Ярославской области Ярославская центральная районная больница (ИНН 7627003927, ОГРН 1037602605963), обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы решения уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Т. В. Потемкина |
Члены Комиссии: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 декабря 2022 г. N 076/06/106-1250/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022