Резолютивная часть решения объявлена 16.12.2022
Решение изготовлено в полном объеме 21.12.2022 г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок <_>, членов Инспекции: начальника отдела контроля органов власти и рекламы <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок <_>,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "НИКА" (далее также - ООО "НИКА", общество) обеспечило участие в проведении проверки посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенностям <_> (до перерыва), <_> (после перерыва),
заказчик, государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Ярославской области Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов (далее также - ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, заказчик), представителя не направил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о проведении проверки в отсутствие представителя,
оператор электронной площадки, общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ", представителя не направил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов в отношении ООО "НИКА", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) проверку факта уклонения ООО "НИКА" от заключения контракта на поставку мягкого инвентаря: одежда мужская (извещение N 0371200017022000023) с заказчиком, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, проверку соблюдения заказчиком, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, порядка признания ООО "НИКА" уклонившимся от заключения вышеуказанного контракта, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, комиссией по осуществлению закупок заказчика ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мягкого инвентаря: одежда мужская (извещение N 0371200017022000023), проверку соблюдения заказчиком, заказчика ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 12.12.2022 N 257/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчика, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "НИКА", уклонившемся, по мнению заказчика, от заключения контракта на поставку мягкого инвентаря: одежда мужская (извещение N 0371200017022000023).
Заслушав пояснения представителей ООО "НИКА", а также изучив представленные материалы и сведения, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 16.11.2022 размещено извещение о проведении закупки N 0371200017022000023.
Начальная (максимальная) цена контракта: 297 536,25 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0371200017022000023-2 от 28.11.2022 контракт заключается с участником - ООО "НИКА" (идентификационный номер заявки 16) (ценовое предложение 165 132,38 руб. - снижение на 44,5% от начальной НМЦК).
Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Исходя из части 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 6 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
29.11.2022 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта.
Соответственно, участнику закупки не позднее 06.12.2022 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, превышающим в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении (10% от НМЦК (29753,63 руб.) * 1,5 (итого: 44630,45 руб.), или информацию, подтверждающую добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, либо протокол разногласий, предусмотренный пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В регламентированный срок (06.12.2022) участник закупки разместил на электронной площадке подписанный проекты контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в размере 29753,63 руб. (платежное поручение N 27 от 06.12.2022).
Таким образом, участником не было выполнено требование подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (обеспечение внесено не в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки / не представлена информация, подтверждающая добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки).
Частью 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Соответственно, при невыполнении участником закупки требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик обязан в настоящем случае в срок до 08.12.2022 признать такого участника уклонившимся, сформировать и разместить посредством функционала ЕИС протокол признания участника уклонившимся, а также направить соответствующую информацию в орган контроля.
Заказчиком принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта на поставку мягкого инвентаря: одежда мужская (извещения N 0371200017022000023), поскольку данный участник не выполнил требование подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (данное решение отражено в размещенном в единой информационной системе протоколе признания участника уклонившимся от заключения контракта от 09.12.2022).
09.12.2022 заказчиком, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, в орган контроля посредством ЕИС было направлено обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "НИКА".
Таким образом, заказчиком допущено нарушение подпунктов "а" и "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (нарушение сроков формирования и размещения протокола о признании участника уклонившимся от заключения контракта, а также направления обращения в орган контроля) (допущенные заказчиком наращения содержат признаками состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ).
Вместе с тем, вышеизложенные обстоятельства позволяют должностному лицу Ярославского УФАС России констатировать, что в рассматриваемом случае имеет место факт уклонения участника закупки от заключения вышеуказанного контракта, в связи с чем таким участником допущено нарушение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Однако, при разрешении вопроса о включении/невключении сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков Инспекция учитывает следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В рассматриваемом случае изложенные выше по тексту решения фактические обстоятельства дела и представленные ООО "НИКА" пояснения свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, со стороны участника закупки.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о включении/невключении сведений об ООО "НИКА" в реестр недобросовестных поставщиков Инспекция принимает во внимание следующее.
В связи с нарушением участником закупки, ООО "НИКА", части 3 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ должностное лицо ООО "НИКА" привлечено должностным лицом Ярославского УФАС России за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ, к административной ответственности в виде административного штрафа.
Должностное лицо ООО "НИКА" в срок до разрешения настоящего дела по существу произвело уплату назначенного ему административного штрафа в полном объеме, что свидетельствует о добросовестности последнего, а также его стремлении загладить вред, причиненный совершенным им административным правонарушением публичным отношениям по расходованию бюджетных средств на социально значимые цели.
Осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, комиссией по осуществлению закупок заказчика, ГБУ СО ЯО Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мягкого инвентаря: одежда мужская (извещение N 0371200017022000023), Инспекция нарушений в действиях заказчика, комиссии по осуществлению закупки не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Ярославской области Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов (ИНН 7612022780, ОГРН 1027601310571) в отношении общества с ограниченной ответственностью "НИКА" (ИНН 3628022001, ОГРН 1223600016166) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Ярославской области Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, порядка признания общества с ограниченной ответственностью "НИКА" уклонившимся от заключения контракта на поставку мягкого инвентаря: одежда мужская (извещение N 0371200017022000023), - выявлено нарушение подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Ярославской области Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, комиссией по осуществлению закупок заказчика, государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Ярославской области Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мягкого инвентаря: одежда мужская (извещение N 0371200017022000023), - нарушений в действиях заказчика, комиссии по осуществлению закупок не выявлено.
4. По результатам проверки соблюдения заказчиком, государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Ярославской области Ильинский специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью "НИКА" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков - выявлено нарушение подпункта "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: <_>
Члены Инспекции: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 21 декабря 2022 г. N 05-03/316П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2022