Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение ГУ - Приморское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о включении сведений об ООО "Опора-Север" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку подгузников для взрослых инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в 2022 году (извещение N 0220100003921000378).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Заказчика, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0220100003921000378 о проведении электронного аукциона на поставку подгузников для взрослых инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в 2022 году.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.01.2022 N 0220100003921000378-3 победителем признано ООО "Опора-Север".
14.02.2022 года между Заказчиком и ООО "Опора-Север" (далее - Поставщик) был заключен контракт N 0220100003921000378-15-2021 на поставку подгузников для взрослых инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в 2022 году (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Поставщик принял на себя обязательства осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее, соответственно, - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации: подгузников для взрослых (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (Приложение N 2 к Контракту), в Приморский край в соответствии с календарным планом (Приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.08.2008 N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учёт по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями" (далее - направления).
Согласно пункту 2.1. Контракта, срок поставки товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара (Приложении N 4 к Контракту) до 15 июня 2022 года (в части Товара, поступившего в субъект Российской Федерации до 18.02.2022), и с 1 апреля 2022 до 29 июля 2022 (в части Товара, поступившего в субъект Российской Федерации до 01.04.2022).
На момент окончания срока действия контракта Поставщик не исполнил обязательства в полном объеме, недопоставив подгузники для взрослых, размер "S" 1000 г, в количестве (44 610 штук) на сумму 662 795 рублей 40 копеек.
На 21.11.2022 поставка подгузников для взрослых инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов в субъект не осуществлена, тем самым допущены существенные нарушения условий Контракта по исполнению основного обязательства по Поставке товара.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 13.1. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
22.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
05.12.2022 - дата расторжения контракта.
Согласно пояснениям Поставщика, Письмами N 200 от 23.06.2022, N 300 от 30.08.2022, N 321 от 16.09.2022 ООО "Опора-Север" неоднократно уведомляло Заказчика о не поставке Товара связи с обстоятельствами, не зависящими от Поставщика, и в соответствии со статьей 51 ГК РФ, предлагало Заказчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Подтверждением существенного изменения обстоятельств являются письма производителей ООО "Драйлок Текнолоджис" от 01.03.2022, ООО "Фламинго" от 09.03.2022 о невозможности поставки.
Невозможность поставки Товара связана с тем что, Производители Товара испытывают сложности с закупками основного сырья: целлюлозы и суперабсорбента, в связи с невозможностью доставки сырья в следствии того, что морские операторы MAERSK и MSC отказываются осуществлять перевозки сырья морем в порт назначения CIF Санкт-Петербург.
С 8 апреля 2022 положениями регламента Евросоюза 2022/576 от 08.04.2022, введен прямой запрет на поставку в Россию из стран Евросоюза вышеуказанного сырья. Замещение указанных видов сырья аналогами в настоящее время невозможно.
Комиссией учтено, что общий объем исполненных обязательств по Контракту составляет 95%.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Опора-Север" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 14 декабря 2022 г. N 25-337/04-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2022