Резолютивная часть решения оглашена 15.12.2022
В полном объеме решение изготовлено 20.12.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Управления строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СтройОптимум" (далее - ООО "СтройОптимум", Общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на выполнение проектно-сметной документации на объект "Строительство станции водоподготовки для питьевого водоснабжения п. Лазурный Красноармейского муниципального района Челябинской области" (изв. N 0169300024821000051) (далее - аукцион), при участии дистанционно:
- представителей заказчика Вагановой Т.А., Воропаева А.А., Соколовой Е.С., действующих на основании доверенностей от 11.01.2022;
- представителей Общества Михалевой В.А., Анохиной О.В., действующих на основании доверенностей N 03 от 10.01.2022, N 02 от 10.01.2022,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 12.12.2022 поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СтройОптимум".
Согласно представленным документам 09.02.2021 заказчик объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону составляет 1 804 000,00 рублей.
Согласно сведениям и документам, представленным заказчиком, решением от 28.11.2022 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения Обществом обязательств по контракту, в том числе ввиду нарушения сроков оказания услуг, на основании чего было составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 9.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 28.11.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанное решение размещено заказчиком 28.11.2022 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил исполнителю 28.11.2022 09:05 (МСК).
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 12.12.2022 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 3743001376621000023) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 12.12.2022.
При рассмотрении вопроса о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между Управлением строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района и ООО "СтройОптимум" 03.03.2021 заключен контракт (далее - контракт) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является подготовка проектно-сметной документации на объект: "Строительство станции водоподготовки для питьевого водоснабжения п. Лазурный Красноармейского муниципального района Челябинской области", что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 4.1 контракта заказчиком определены сроки выполнения работ: с момента заключения сторонами контракта по 01.08.2021.
Пунктом 19 технического задания (приложение N 1 к контракту) предусмотрена обязанность исполнителя по согласованию и прохождению государственной экспертизы проектно-сметной документации.
Как следует из пояснений представителей сторон, а также договорной переписки (письма заказчика от 23.06.2021, от 28.07.2021, от 13.08.2021, от 05.09.2021, от 19.10.2021; от 01.02.2022, от 04.04.2022, от 22.09.2022; письма общества от 23.06.2021, от 28.07.2021, от 29.07.2021, от 25.08.2021, от 06.09.2021, от 15.10.2021, от 17.12.2021, от 29.12.2021, от 13.01.2022, от 18.01.2022, от 28.01.2022, от 01.02.2022, от 07.02.2022), в период с марта 2021 года по февраль 2022 года исполнитель осуществлял работы по подготовке проектной документации, которая получила отрицательное заключение государственной экспертизы (заключение экспертизы N 74-1-2-3-007543-2022 от 11.02.2022).
При этом, в целях прохождения повторной государственной экспертизы проектной документации исполнителем в период с февраля 2022 года по декабрь 2022 года осуществлялись действия, направленные на устранение замечаний государственной экспертизы (письма Общества от 04.03.2022, от 05.03.2022, от 09.03.2022, от 28.03.2022, от 16.05.2022, от 10.10.2022; скриншоты с сайта государственной экспертизы в части замечаний к комплектности документации от 27.10.2022, от 29.11.2022, от 08.12.2022, от 13.12.2022).
Также следует отметить, что, исходя из содержания части 1 статьи 750 Гражданского кодекса РФ, если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий и т.д.
Согласно материалам дела в целях получения исходных данных, необходимых для прохождения государственной экспертизы, исполнителем в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 55 от 01.02.2022), в котором Общество обращалось к заказчику с просьбой предоставить, в том числе лицензию на недропользование.
Заказчик в письме от 01.02.2022 N 139, направленном исполнителю, указал, что у ресурсоснабжающей организации МУП ЖКХ "Лазурненское" отсутствует лицензия на недропользование по причине несоответствия качества питьевой воды требуемым нормам.
В данном случае, указанное обстоятельство могло повлиять на процесс исполнения Обществом контракта и, как следствие, на результаты государственной экспертизы. Также данное обстоятельство может свидетельствовать об отсутствии взаимодействия сторон в рамках исполнения рассматриваемого контракта.
Вместе с тем, исходя из материалов дела, по состоянию на 28.11.2022 исполнителем не согласована и не пройдена государственная экспертиза проектно-сметной документации. В связи с чем, 28.11.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по подготовке проектной документации, а также нарушением срока выполнения работ.
При решении вопроса о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
При рассмотрении документов и сведений, представленных сторонами, Комиссией установлено, что Общество в ходе исполнения обязательств разработало проектную документацию и передало заказчику (накладная приема-передачи документов от 28.07.2021), а также направило документы для прохождения государственной экспертизы. При этом из переписки также следует, что Общество явно не выражало отказ от выполнения работ, а также предпринимало меры для устранения замечаний, на которые указывало ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области".
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела и выражаются в подготовке проектной документации, совершении действий, направленных на устранение недостатков выполненных работ, у Комиссии Челябинского УФАС России отсутствуют достаточные основания для признания в действиях ООО "СтройОптимум" недобросовестного поведения, что не позволяет включить организацию в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что у заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. Так, исполнитель медленно выполнял работы, предусмотренные контрактом. По итогам закупки потребность заказчика не удовлетворена, результат не достигнут. Рассматриваемая закупка на выполнение проектно-сметной документации на объект "Строительство станции водоподготовки для питьевого водоснабжения п. Лазурный Красноармейского муниципального района Челябинской области" имеет для заказчика социальную значимость, поскольку осуществляется в целях обеспечения населения питьевой водой.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского муниципального района в отношении ООО "СтройОптимум" (ИНН 7404047744), его директора и участника, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 декабря 2022 г. N 074/06/104-3397/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2022