Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_> - руководителя управления, председателя Комиссии,
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей: ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" - директор <_> (приказ о приеме на работу от 17.6.2021 N 38-ЛС), <_> (доверенность от 10.01.2022); <_> - <_> (уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 07.08.2019 N 524563549), <_> (доверенность от 03.03.2022),
рассмотрев обращение ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" (далее - Заказчик) (вх. N 7430 от 14.12.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков <_> (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объектам "Реконструкция многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Поселье", ИКЗ - 212032651818003230100100430017111612 и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
у с т а н о в и л а:
Из представленных документов Заказчика следует, что 14.10.2021 между ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" и <_> был заключен контракт N 0102200001621003354 (далее - контракт) на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объектам "Реконструкция многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Поселье", на общую сумму 14 471 086,40 рублей.
В соответствии с пунктом 6.1 установлен срок окончания выполнения работ: в течение 212 календарных дней с момента заключения контракта, т.е до 14.05.2022. В установленный срок Подрядчиком работы не были выполнены.
Так, 29.11.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ по контракту.
<_> представлены пояснения и документы, свидетельствующие об отсутствии недобросовестного поведения, которые свидетельствовали о выполнении Подрядчиком заявленных работ с нарушением срока по вине Заказчика, не представлявшего исходно-разрешительную документацию.
Ссылаясь на положения части 5 статьи 450.1 ГК РФ, Подрядчик указывает на подтверждение Заказчиком своей воли к сохранению договорных правоотношений.
По мнению Заявителя, имеет место недобросовестное поведение со стороны Заказчика, который создал условия, при которых исполнение контракта было крайне затруднительным (не представил необходимые исходные сведения), а получив результат выполненных работ, желает уклониться от его оплаты, что подтверждается ранее направленным в адрес подрядчика письмом N 0730 от 05.08.2022, в котором заказчик усматривает для себя экономическую нецелесообразность исполнения контракта.
<_> просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 14.4 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- если Подрядчик (генеральный проектировщик) не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Государственный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику (генеральному проектировщику) разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
В соответствии с п. 2.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации по объектам "Реконструкция многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Поселье" в установленные Контрактом сроки, а также от имени Заказчика направить Проектную документацию на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости (далее - "положительное заключение государственной экспертизы") и согласовать Проектную документацию вместе с Заказчиком со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ на условиях, указанных в Контракте. Количество / единица измерения - 1 условная единица.
Согласно пункту 6.1 Контракта срок выполнения работ (с учетом прохождения обязательных государственных экспертиз). Начало выполнения работ: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: в течение 212 календарных дней с момента заключения государственного контракта. Окончание срока выполнения работ по Контракту не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика.
Согласно претензионному письму N 0956 от 14.11.2022, направленным Заказчиком Подрядчику, последний просрочил установленные сроки выполнения работ.
29.11.2022 Заказчиком принято решение N 1031 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с несоблюдением сроков выполнения работ.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 29.11.2022 и вступило в силу 12.12.2022.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях <_> отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями общества, а также копиями представленных документов.
В соответствии с условиями контракта (п. 6.5, 6.6) в случае если выполнение Работ в установленные настоящим Контрактом сроки становится невозможным, Подрядчик (генеральный проектировщик) обязан в письменной форме уведомить об этом Заказчика с указанием действий, которые, по мнению Подрядчика (генерального проектировщика), необходимо предпринять для целей надлежащего исполнения настоящего Контракта. Заказчик обязан рассмотреть такое обращение Подрядчика (генерального проектировщика) в разумные сроки и направить Подрядчику (генеральному проектировщику) указания относительно порядка дальнейшего исполнения Контракта.
Подрядчик (генеральный проектировщик) не вправе приостанавливать выполнение Работ за исключением случаев приостановления Работ на основании письменного указания Заказчика, а также случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.
Из представленной индивидуальным предпринимателем переписки следует, с 18.10.2021 Подрядчик неоднократно запрашивал исходно-разрешительную документацию, а также контактную информацию о представителе ГБУ "Ресурсный центр "Семья". В частности, Подрядчик отметил непредставление следующих документов, содержащих исходные данные:
- отчёты по техническому заключению "Проведение обследования на предмет технического и эксплуатационного состояния объекта, расположенного по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Поселье, ул. Благополучная, дом 10 и дом 14 ООО "Регион-эксперт", которые являются необходимыми документами для принятия технических решений по реконструкции объектов, представлены 06.12.2021, т.е. спустя 49 календарных дней;
- правоустанавливающие документы на земельные участки (выписки ЕГРН), предоставлены 13.01.2022, т.е. через 87 календарных дней;
- градостроительные планы на земельные участки по объектам проектирования и технические условия (письма об отсутствии сетей) водоснабжения, канализации и теплоснабжения, которые являются основополагающими и необходимыми документами для разработки основных технических решений проектной документации для надлежащего исполнения Контракта, предоставлены 27.01.2022, т.е. через 101 календарный день;
- технические условия на электроснабжение по запросу подрядчика от 27.12.2021 не предоставлены.
Кроме того, после заключения Контракта Подрядчиком установлены заведомо невыполнимые условия технического задания. В частности, в пунктах 24, 25, 27 контракта указано, что водоснабжение, канализация, теплоснабжение и отопление являются централизованными, что не соответствует действительности в виду отсутствия технологической возможности присоединения реконструированных строений к централизованным сетям водоснабжения, канализации, теплоснабжения. В связи с указанными обстоятельствами Подрядчик также неоднократно обращался к Заказчику с просьбами внести изменения в техническое задание. 09.03.2022 согласованные с Заказчиком изменения внесены путем заключения дополнительного соглашения N 1, что повлияло на объем и срок выполнения работ в виду изменения существенных условий контракта. На основании заключенного дополнительного соглашения заказчиком утверждено, а подрядчиком согласовано техническое задание с указанием внесенных дополнительным соглашением изменений.
В обоснование вышеуказанного Заявителем представлены сведения о переписке с Заказчиком в табличном формате.
В результате бездействия со стороны заказчика Подрядчиком было принято решение о приостановлении исполнения контракта. Письмом N 027 от 26.04.2022 Заказчик был уведомлен о приостановлении исполнения контракта (26.04.2022 по электронной почте; 28.06.2022 по почте России - получено 06.07.2022). В ответ на данное уведомление, Заказчик не предпринял мер к созданию условий для его исполнения.
Подрядчиком своими силами была разработана и получена необходимая документация.
В период с 10.08.2022 по 27.10.2022 в отношении каждого из многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Поселье, получены положительные заключения государственной экспертизы, согласно которым Техническая часть проектной документации соответствует градостроительной документации, градостроительному плану земельного участка, заданию на проектирование, требованиям технических условий, технических регламентов и результатам инженерных изысканий; расчеты, содержащиеся в сметной документации, соответствует сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов; сметная документация соответствует физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией; сметная стоимость определена достоверно; проектная документация по объекту "Реконструкция многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Поселье" соответствует установленным требованиям.
Кроме того, получены положительные заключения государственной экспертизы от 14.06.2022 и 30.09.2022, согласно которым инженерные изыскания по объекту "Реконструкция многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Республика Бурятия, Иволгинский район, с. Поселье" соответствует установленным требованиям, сметная документация, пожарные резервуары и благоустройство территории соответствует установленным требованиям.
14.11.2022 Подрядчика от Заказчика было направлено письмо, из содержания которого следует, что в случае если до 18.11.2022 работы не будут выполнены, то контракт будет расторгнут в одностороннем порядке с внесением сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
В тот же день Подрядчиком в адрес Заказчика на бумажном носителе посредством услуг Почты России направлен комплект документации, составляющий предмет контракта в количестве 396 позиций (1308 документов), которые были получены Заказчиком 18.11.2022.
18.11.2022 и 29.11.2022 Заказчиком были приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. 06.12.2022 от Заказчика поступило письмо с отказом от согласования проектной и рабочей документации, из содержания которого следует, что вся документация была получена 30.11.2022. 07.12.2022 подрядчиком направлено ответное письмо, содержащее мотивированные разъяснения с приложениями подтверждающих документов.
Учитывая изложенное, <..> предпринимались меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта. Фактически результат работы Подрядчика был получен Заявителем, но не оплачен.
Принимая во внимание вышеуказанное, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений <_> в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Сведения об <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
члены Комиссии: |
<_>
<_> <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 21 декабря 2022 г. N 003/06/104-1000/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022