Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - Е.О. Хорышева, главный специалист-эксперт, Е.В. Котова, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ "Управление городского хозяйства" Администрации города Минусинска (далее - заказчик) о внесении сведений об ООО ДСП "Аполлон" (далее - исполнитель, предприниматель, общество) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение МКУ "Управление городского хозяйства" Администрации города Минусинска с просьбой о внесении сведений об ООО ДСП "Аполлон" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 0819300027822000073 от 04.05.2022, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по благоустройству площади у торгового центра (ул. Абаканская, 51)", номер извещения 0819300027822000073 (далее - электронный аукцион).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки по факту расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО ДСП "Аполллон" условий контракта.
Красноярским УФАС России по адресам местонахождения заказчика и общества были направлены уведомления о проведении проверки по включению в РНП, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление в силу требований Постановления Правительства РФ N 1078 было размещено в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На заседании Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, назначенном на 21.12.2022 в 11-00 присутствовал представитель заказчика, представитель ООО ДСП "Аполлон", надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Из пункта 12 Правил ведения РНП следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей, рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Из обращения заказчика, следует, что между МКУ "Управление городского хозяйства" Администрации города Минусинска и ООО ДСП "Аполлон" по итогам проведения электронного аукциона был заключен контракт N 0819300027822000073 от 04.05.2022.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств по контракту заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, контракт был расторгнут. На основании данного обстоятельства информация об ООО ДСП "Аполлон" направлена заказчиком в адрес Красноярского УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, обществом и содержащиеся в единой информационной системе, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона, номер извещения N 0819300027822000073.
Комиссия отмечает, что ООО ДСП "Аполлон" добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо выполнить работы, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству площади у торгового центра (ул. Абаканская, 51) (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), которое определяет виды и объем выполняемых работ, требования к работам, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы, в установленном Контрактом порядке.
В соответствии с условиями контракта:
Подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные Контрактом, с надлежащим качеством и в объемах, в соответствии с требованиями, установленными техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту).
Сроки выполнения работ: с даты заключения Контракта до 15.08.2022 г.
В соответствии с разделом 11 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 02.12.2022. Решение было размещено в ЕИС - 02.12.2022. Решение вступило в законную силу 13.12.2022. Ввиду чего Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения контракта в одностороннем порядке не нарушена.
Однако из Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, следует, что необходимым условием для включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является наличие фактов, подтверждающих недобросовестность такого лица.
Согласно пункту 15 Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
Из материалов проверки, в том числе документов, полученных от сторон, Комиссией установлено, что ООО ДСП "Аполлон" были выполнены работы на сумму 6 019 820,23 руб., что подтверждается документами, размещенными в ЕИС. Цена контракта составляет 9 191 919, 20 руб. Таким образом, большая часть обязательств по контракту была исполнена.
Кроме того, из информации, представленной обществом, следует, что ООО ДСП "Аполлон" приступило к исполнению оставшейся части обязательства, однако заказчиком были выявлены недостатки, с которыми общество было не согласно.
При этом Комиссия установила, что ООО ДСП "Аполлон" направило в адрес заказчика письмо N128/22 от 25.07.2022, из которого следует, что общество уведомило заказчика о приостановке работ.
Таким образом, Комиссия установила, что обществом принимались меры, направленные на исполнение контракта.
Кроме того, общество в подтверждение своей добросовестности представило информацию о 39 успешно исполненных государственных контрактов.
Комиссия отмечает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении исполнителя, направленном на намеренное неисполнение Контракта надлежащим образом.
Более того, наличие подобных разногласий свидетельствует о наличии гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении, рассматривать который Комиссия не правомочна.
При этом следует отметить, что включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, либо о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Комиссия также отмечает, что не приходит к выводу, что заказчиком принято неправомерное решение, а лишь приходит к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что исполнитель контракта должен быть подвержен такой санкции, как включение в РНП. При этом Комиссия отмечает, что за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена собственная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). При этом такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Кроме того, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой, как уже было отмечено выше, специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Также Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отказе во включении информации об ООО ДСП "Аполлон" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
Е.О. Хорышев
|
|
Е.В. Котова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 декабря 2022 г. N 024/10/104-3569/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022