Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_.
_.
_.
рассмотрев обращение Министерства имущественных отношений Омской области (далее также - Министерство, заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Атлант" (далее также ООО "Атлант", подрядчик, общество), представленных в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 12, заключенного 04.05.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Проведение кадастровых работ, связанных с разграничением государственной собственности на землю, и внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (Реестровый номер 2022.026294)" (извещение N 0152200003422000012) (далее - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика _.
Министерства имущественных отношений Омской области - _.. (в качестве слушателя)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 12576/22 от 15.12.2022) материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 07.04.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152200003422000012 с начальной (максимальной) ценой контракта 10 500 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2022 следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 3 участника закупки, заявки двух участников были признаны соответствующими требованиям извещения, участник закупки с идентификационным номером 151 (ООО "Атлант") предложившим цену 6 000 руб. признан победителем.
04.05.2022 заказчиком заключен контракт N 12 (ИКЗ 222550307910155030100100960037112244) на проведение кадастровых работ, связанных с разграничением государственной собственности на землю, и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, который 19.05.2022 размещен на официальном сайте в ЕИС.
02.12.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", 15.12.2022 заказчиком размещена информация о расторжении контракта (номер реестровой записи контракта 2550307910122000012).
2. Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2. раздела 9 "Срок действия и порядок расторжения контракта" контракта было предусмотрено:
"9.2. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в одностороннем порядке отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8-11, 13-19, 21-23, 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ".
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно разделу 1 "Предмет контракта" контракта:
"1.1. Подрядчик в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) обязуется провести кадастровые работы, связанные с разграничением государственной собственности на землю, и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить работы в соответствии с условиями Контракта.
1.2. Местоположение объектов недвижимости, вид кадастровых работ и иные характеристики выполняемых работ указаны в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо провести кадастровые работы - Приложение N 2 к Контракту.
1.3. Результат выполненных работ передается Подрядчиком по адресу: 644043, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 5, каб. 512.
1.4. Срок выполнения работ: с даты заключения Контракта по 31 октября 2022 года.
1.5. Идентификационный код закупки: 222550307910155030100100960037112244".
В соответствии с пунктами 4.2, 4.4. раздела 4 "Права и обязанности Сторон" контракта:
"4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Оказывать Подрядчику содействие в выполнении работ в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном настоящим Контрактом.
4.2.2. Предоставить сведения и/или документы, необходимые для выполнения обязательств по настоящему Контракту, в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Подрядчика.
4.2.3. Обеспечить приемку и оплату выполненной работы согласно условиям настоящего Контракта"
"4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
4.4.2. Предоставлять:
4.4.2.1. сведения и/или документы и/или отчет о ходе выполнения работ (далее - отчет) в соответствии с письменными запросами уполномоченных представителей Заказчика;
4.4.2.2. достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Контракта (далее - информация).
При этом, предоставление сведений и/или документов и/или отчета и/или информации осуществляется в срок не более 2 (Двух) рабочих дней со дня получения запроса, а также в иных случаях - по собственной инициативе Подрядчика;
4.4.2.3. при передаче результатов выполненных работ Заказчику - документ о приемке (акт).
4.4.3. Передать Заказчику результаты выполненных работ в соответствии с условиями настоящего Контракта".
Техническим заданием (приложение N 1 к контракту) установлен перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить работы, определены задачи, цели, состав и содержание работ. Результатом работ являются:
- межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (1 экз. на бумажном носителе);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (1 экз. на бумажном носителе).
Объектом недвижимого имущества является подстанция котельной д. Калачево, назначение: подстанция к котельной д. Калачево, инвентарный номер: 160000731,литер: А (55:20:140301:2469), расположенная по адресу: Омский район, д. Калачево, ул. Школьная, д. 32А.
Таким образом, подрядчик должен был выполнить работы по контракту в период с 05.05.2022 по 31.10.2022 включительно.
В связи с тем, что в обусловленный контрактом срок работы в полном объеме не были выполнены, результат работ не был сдан заказчику, последним 02.12.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком его условий.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
4. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Атлант" не подлежат включению в реестр, исходя из следующего:
4.1. Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 02.12.2022 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550307910122000012) признается 02.12.2022 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, а также положения ГК РФ об исчислении сроков, подрядчик с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имел право на устранение допущенных нарушений в период с 03.12.2022 по 12.12.2022 включительно.
В связи с указанным, Контракт мог считаться расторгнутым с 13.12.2022.
Информация о расторжении размещена в реестре контрактов 15.12.2022, обращение заказчика направлено в Омское УФАС России 15.12.2022 в соответствии с установленными процессуальными сроками.
4.2. В соответствии с пунктом 1 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое обусловлено исполнением другой стороной своих обязательств.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестные или добросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Комиссией изучена хронология взаимодействия заказчика и подрядчика при исполнении контракта:
21.07.2022 подрядчиком представлены заказчику результаты работ, выполненных с существенными нарушениями предусмотренных контрактом условий, а именно межевой план (раздел 4) и выписка из ЕЕРН в отношении образованного земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 55:20:140301:2725 не содержали информацию об объекте недвижимости, указанном в Приложении N 2 к контракту.
В связи с вышеизложенным заказчиком в приемке работ отказано до устранения нарушений (исх.22/МИО/03-03/10109 о 29.07.2022)
25.08.2022 подрядчиком вновь представлен заказчику результат работ, в приемке данных работ было отказано (исх-22/МИО/03-03/12523о 22.09.2022), поскольку:
- в межевой план не включен раздел "Акт согласования местоположения границ земельного участка";
- заключение кадастрового инженера не содержало информацию об отсутствии необходимости обязательного согласования местоположения границ земельного участка;
- не было согласовано местоположение границ земельного участка со всеми заинтересованными лицами, что предусмотрено пунктом 3.3 технического задания (приложение N 1 к Контракту).
05.10.2022 (исх. N 15/10/2022) от подрядчика поступила претензия в адрес заказчика, в которой говорится о необоснованности замечаний заказчика.
14.10.2022 заказчиком в адрес подрядчика направлены возражения, с указанием на то, что работы выполнены с нарушением действующего законодательства и отступлением от условий контракта, содержат ошибки, что впоследствии при осуществлении государственного кадастрового учета органом регистрации прав привело бы к наличию в сведениях ЕГРН реестровой ошибки, а также на невозможность использования результатов работ для дальнейших целей заказчика.
21.12.2022 подрядчиком в Омское УФАС России были представлены письменные возражения на обращение заказчика, в которых указано:
"Исполнитель приступил к выполнению работ с даты заключения контракта.
В начале выполнения работ у заказчика были запрошены исходные данные - распоряжения Минимущества от 28 октября 2021 г. NN 1851-р, 1852-р., 1853-р, 1854-р "Об утверждении схемы расположении земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" (далее - схемы на КПТ).
В полном соответствии с предоставленными схемами на КПТ были подготовлены межевые планы, направлены обращения в орган регистрации прав с целью осуществления государственного кадастрового учета на земельный участок в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В результате получены сведения из ЕГРН - выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
21.07.2022 г. результаты работ в виде межевых планов и выписок из ЕГРН были направлены заказчику. Порядок сдачи-приемки работ установлен разделом 5 Контракта - срок приемки установлен п.5.2 контракта и составляет 2 рабочих дня.
В установленный Контрактом срок работы Заказчиком приняты не были.
29.07.2022 г. заказчик отказал в приемке работ по следующим причинам (приложения 1.1- 1.4):
1. Межевые планы не содержат информацию об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке (все контракты);
2. В межевых планах не заполнены сведения о смежных земельных участках (Контракт N13);
3. В межевых планах отсутствует акт согласования, заключение кадастрового инженера не содержит информацию об отсутствии необходимости обязательного согласования местоположения границ земельного участка (контракты NN10 и 13).
ООО "Атлант" считает обоснованным только замечания согласно п.1. В связи с этим были внесены корректировки и 25.08.2022 г. результаты работ в виде межевых планов и выписок из ЕГРН были направлены заказчику.
В установленный Контрактом срок работы Заказчиком приняты не были.
22.09.2022 заказчик отказал в приемке работ по причине отсутствия в межевых планах акта согласования, заключение кадастрового инженера не содержит информацию об отсутствии необходимости обязательного согласования местоположения границ земельного участка (приложения 2.1-2.4).
Обращаю внимание, что в замечаниях от 29.07.2022 г. к контрактам NN 11, 12 подобные причины не указаны, замечания к выпискам из ЕГРН отсутствуют.
Посчитав отказы в принятии выполненных работ немотивированными, а причины отказа необоснованными, ООО "Атлант" решено, что заказчик уклонился от приемки работ, выполненных без нарушений условий Контракта.
В связи с чем, 05.10.2022 г. заказчику направлены претензии (приложения 3.1-3.4). В соответствии с ч. 4 ст. 753 ГК РФ, акты о приемке выполненных работ были подписаны в одностороннем порядке, работы по Контрактам ООО "Атлант" считает принятыми с 30.08.2022 г.
__. Обращаю особое внимание комиссии, что в соответствии с предметом контракта необходимо внести сведения о земельных участках в ЕГРН и получить выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Считаю, что основной потребительской ценностью для заказчика в результате выполнения работ обладает именно выписка, т.к. в дальнейшем заказчик будет использовать именно ее, как и сам земельный участок с характеристиками, внесенными в ЕГРН. Сведения о согласовании границ в ЕГРН не вносятся, а являются условием, необходимым для уточнения границ (такой вид работ контрактом не предусмотрен).
Пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" гласит, что межевой план является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статьи 28 государственный кадастровый учет удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Таким образом, межевой план является промежуточным документом, необходимым для внесения сведений в ЕГРН о земельных участках.
До настоящего момента заказчик не указал ни одного замечания к выпискам из ЕГРН, не обосновал в чем заключается реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о земельных участках и невозможность использования результатов работ для дальнейших целей заказчика. Также неясен здравый смысл требуемого согласования, если сведения об участках внесены в ЕГРН.
ООО "Атлант" является профессиональным участником рынка кадастровых работ, кадастровые инженеры имеют значительный опыт выполнения работ с земельными участками. В процессе выполнения аналогичных работ необходимость в согласовании отсутствовала всегда в силу закона. Только в 2021 году ООО "Атлант" выполнены аналогичные работы для Министерства имущественных отношений Омской области по контрактам от 27.04.2021 г. N87 и от 30.06.2021 г. N154 (закупки 0152200003421000087 и 0152200003421000154). Спорное согласование по этим контрактам не проводилось, работы выполнены и приняты".
С учетом представленных сторонами доказательств, Комиссия отмечает, что в силу пункта 25 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
Учитывая, что межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ и выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости "подстанция котельной д. Калачево, назначение: подстанция к котельной д. Калачево, инвентарный номер: 160000731,литер: А (55:20:140301:2469), расположенная по адресу: Омский район, д. Калачево, ул. Школьная, д. 32А" проверен государственным регистратором, кадастровый учет осуществлен, нарушений в порядке согласования местоположения границ земельных участков нет.
Согласно требованиям пункта 3.3 технического задания контракта (Приложение 1) о согласовании местоположения границ земельного участка со всеми заинтересованными лицами должно применяться в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно которому местоположения границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Настоящим контрактом предусмотрены работы по образованию земельного участка и границы смежных земельных участков не уточнялись.
Более того, согласно части 3 статьи 39 согласование проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на определенных видах прав, что подразумевает наличие сведений о правах в едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН), как и самих участков, что противоречит сути выполненных работ - участок по контракту образуется в процессе работ, сведения о нем в ЕГРН вносятся на основании межевого плана.
Фактически в материалы дела заказчиком не представлено ни одного доказательства свидетельствующего о том, что подрядчиком обязательства по контракту не были выполнены или были выполнены ненадлежащим образом, а равно не соответствовали требованиям специального законодательства, которые предъявляются к таким работам.
Заказчиком также не обеспечена явка представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью для дачи пояснений по существу.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно также учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, помимо факта нарушения подрядчиком существенных условий контракта, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Омского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнении контракта. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что подрядчиком выполнены работы по контракту - межевой план и выписка ЕГРН, результат направлен заказчику.
Заказчик, в свою очередь, не принял результат выполненных работ.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Помимо указанного, Комиссия отмечает, что антимонопольный орган не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых споров и оценке обстоятельств, связанных с качеством выполненных работ по контракту. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Омского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Атлант" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Атлант" (ИНН 5501197050, КПП 550101001);
- о генеральном директоре, об участнике общества с ограниченной ответственностью "Атлант" (размер доли (в процентах) 100) Недяк Анастасии Сергеевне (ИНН 890508365674).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
_.
_..
_.. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 декабря 2022 г. N 55/10/104-1099/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022