Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
_..
_..
_..
рассмотрев обращение бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее также - БУЗОО "КОД", заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Лигарда" (далее также ООО "Лигарда", поставщик, общество), представленных в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 22272 (ИКЗ 222550302559355030100106160012120244), заключенного 08.11.2022 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Винорелбин (Реестровый номер 2022.071720)" (извещение N 0352200022722000260) (далее - электронный аукцион, контракт),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заказчика - _..
поставщика - _..
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 12705/22 от 19.12.2022) материалы электронного аукциона и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 17.10.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200022711000260 с начальной (максимальной) ценой контракта 417 646,50 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 26.10.2022 (размещенного в этот же день) следует, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 2 участника закупки, заявки которых были признаны соответствующими требованиям извещения, участником закупки с идентификационным номером 112831617 (ООО "Лигарда") предложившим наиболее низкую цену 415 552,50 руб. признано победителем.
08.11.2022 заказчиком заключен контракт N 22272 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Винорелбин (код ОКПД2-21.20.10.211), который 11.11.2022 размещен на официальном сайте в ЕИС.
05.12.2022 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое в этот же день было размещено на официальном сайте ЕИС в разделе "Решение об одностороннем отказе", 19.12.2022 заказчиком размещена информация о расторжении контракта (номер реестровой записи контракта 2550302559322000765).
2. Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 раздела 12 "Срок действия Контракта, изменение и расторжение Контракта" контракта было предусмотрено:
"12.3. Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации".
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
Абзацем вторым пункта 1 статьи 432 ГК РФ предусмотрено, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 523 ГК РФ также определено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно разделу 1 "Предмет контракта" контракта:
"1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения с МНН Винорелбин (код ОКПД2 - 21.20.10.211) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
1.2. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к Контракту).
1.3. Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 3 к Контракту), в следующем порядке: Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу: 644013, РФ, Омская обл., г. Омск, ул. Завертяева, 9, корп. 1 - склад БУЗОО "КОД" (далее - Место доставки)".
В соответствии с подпунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3. пункта 3.1 раздела 3 "Взаимодействие сторон" и пункта 5.1 раздела 5 "Поставка товара" контракта:
поставщик обязан:
"3.1.1. Поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки.
3.1.2.Предоставлять по требованию Заказчика информацию и документы,относящиеся к предмету Контракта.
3.1.3.Незамедлительно информировать Заказчика о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
5.1. Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 3 к Контракту)".
Наименование товара в соответствии с ЕСКЛП, торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата, технические характеристики товара указаны в приложениях N 1 и 2 к Контракту.
Информация о товаре (приложение N 2 к контракту):
Торговое наименование лекарственного препарата |
Лекарственная форма, дозировка лекарственного препарата, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке |
Наименование страны происхождения Товара (с указанием данных документа, подтверждающего страну происхождения товара - при наличии) |
Единица измерения |
Количество в единицах измерения |
Винорелбин Келун-Казфарм |
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные |
Казахстан |
мл |
250 |
Винорелбин |
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные |
Беларусь |
мл |
250 |
Фирелбин |
концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные |
Россия |
мл |
250 |
Итого: |
750 |
Срок поставки товара указан в календарном плане (приложение N 3 к контракту), согласно которому срок поставки товара: "С момента заключения контракта в течение 5 рабочих дней, единовременно".
Таким образом, поставщик должен был поставить товар по контракту в период с 09.11.2022 по 15.11.2022 включительно, единовременно.
Комиссией изучена хронология взаимодействия заказчика и поставщика при исполнении контракта:
24.11.2022 ООО "Лигарда" направила письмо заказчику о невозможности поставки товара по контракту, поскольку: "_.препарат Вииорелбнн Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные ("Келун-Казфарм") на стадии производства, ожидаемая дата начала реализации не ранее 20.12.2022 г." Предложено заменить товар: "По состоянию на 24.11.2022 г., на складе ООО "ЛИГАРДА" находится препарат Вииорелбнн Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные ("Келун- Казфарм") с остаточным сроком годности менее 12 месяцев (20.11.2023 г), просим Вас принять данный препарат с ОСГ 20.11.2023 г, при необходимости заключим Дополнительное соглашение по изменению технических характеристик, а именно 11 пункт Приложения N 2 к Контракту от "8" ноября 2022 г. N 22272: Остаточный срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 12 месяцев от срока годности установленного производителем (изготовителем)/ Винорелбин Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора дтя инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные ("Келун- Казфарм") (20.11.2023 г).
В случае отказа от приема с ОСГ: Винорелбин Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные ("Келун-Казфарм") (20.11,2023 г), предлагаем заменить: Винорелбин Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузии, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные ("Келун-Казфарм") 50 упак. на Винорелбин концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные (РУП "Белмедпрепараты"), 50 упак. с ОСТ не менее 15 месяцев на момент поставки товара, что обеспечит возможность более длительного хранения лекарственного препарата, а, следовательно, и возможность его использования для обеспечения потребности лечебного учреждения".
29.11.2022 (исх. N 5418) заказчиком направлена претензия поставщику о нарушении сроков поставки товара, установлен срок поставки 3 рабочих дня с момента получения претензии, выставлена неустойка.
30.11.2022 ООО "Лигарда" направлен ответ заказчику на претензию, согласно которому общество сообщило о невозможности поставки товара в срок, предложено заменить товар "На данный момент на складе ООО "ЛИГАРДА" находится препарат Винорелбнн Келун- Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные ("Келун-Казфарм") с остаточным сроком годности менее 12 месяце" (20.11.20230. ООО "ЛИГАРДА" готова Вам поставить данный препарат по договору дарения". Оплачена неустойка (платежное поручение N 321 от 30.11.2022). также приложено письмо официального дистрибьютера (от 28.11.2022) ООО фирма "ДжиМС ГРУП", согласно которому: "ООО фирма "ДжиМС ГРУП" является официальным дистрибьютором РУП "БЕЛМЕДПРБПАРАТЫ" по препарату винорелбик на территории России. Но основании информации полученной от РУП "Б Fiji М БД Н РЕП АРАТЫ" сообщаем Вам, что ввоз новой партии на территорию России лекарственного средства "МИН пииорслбия Торговое наименование шшорслбин кони, для р-ра д/ииф Ю мг/мл фл. 5 мл производителя РУП "ПГЛМЕДПРППАРАТЫ", ожидается 5 декабря 2022 года".
01.12.2022 ООО "Лигарда" представлено гарантийное письмо, согласно которому общество обязуется поставить товар до 20.12.2022 включительно.
05.12.2022 (исх. N 5493) заказчиком вновь направлена претензия поставщику о нарушении сроков поставки товара.
В связи с тем, что в обусловленный контрактом срок (по 15.11.2022 включительно) товар не был поставлен, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком его условий.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
4. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Лигарда" подлежат включению в реестр, исходя из следующего:
4.1. Согласно части 12.1 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 05.12.2022 было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550302559322000765) признается 05.12.2022 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая императивные требования частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе поставщик с момента надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении имел право на устранение допущенных нарушений в период с 06.12.2022 по 15.12.2022 включительно.
В связи с указанным, Контракт мог считаться расторгнутым с 16.12.2022.
Информация о расторжении размещена в реестре контрактов 19.12.2022, обращение заказчика направлено в Омское УФАС России 19.12.2022 в соответствии с установленными процессуальными сроками.
4.2. Омским УФАС России 20.12.2022 в адрес общества направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 23.12.2022 письменных пояснений на обращение заказчика о включении сведений в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 20.12.2022 в 12:30 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос ООО "Лигарда" представило письменные пояснения, согласно которым:
"__ перед заключением Контракта, Общество с ограниченной ответственностью "МЕДИНГОФ" (ИНН: 6449078571), прислало Поставщику коммерческое предложение от 20.10.22, в котором говориться, что наличие препарата Фирелбин (наименование страны происхождения - Беларусь) и в воз его на территорию РФ ожидается к 01.11.22.
Так же, у Поставщика на складе было 2 препарата, а именно:
Винорелбин, Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные (наименование страны происхождения - Казахстан). Остаточный срок годности до 20.11.2023 г., и
Винорелбин, концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные (наименование страны происхождения - Россия). Остаточный срок годности более 15 месяцев.
Таким образом, Поставщик готовился к подписанию и исполнению Контракта.
Поставщик, 04.11.22, отправляет ООО "МЕДИНГОФ" заявку, на приобретение Фирелбин, концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные, (наименование страны происхождения - Беларусь).
Письмом от 07.11.12 ООО "МЕДИНГОФ" в ответ на заявку от 04.11.22, сообщает, что препарат "МНН: Винорелбин", не ввезён на территорию РФ, в связи с обострением геополитической ситуации в мире, что привело к трудностям в закупке многих субстанций. Ожидаемое время поставки в начале декабря 2022 года.
Так же Поставщик обращался к другим организациям, для закупки товара, в том числе и к официальному дистрибьютору РУП "БЕЛМЕДПРЕПАРАТЫ", который в своем письме от 28.11.22 сообщил, что ввоз препарата на территорию РФ ожидается 5 декабря.
Прошу отметить, что препарат МНН: Винорелбин, указанных ранее производителей относится к группе АТХ (сходного действия), а значит, могут быть взаимозаменяемые.
В связи с тем, что у препарата Винорелбин, Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные (наименование страны происхождения - Казахстан) остаточный срок годности до 20.11.2023 г. Поставщик письмами от 24.11.22 и 25.11.22. предлагал Заказчику подарить указанный препарат, поставить препарат, изготовленный в России и дождаться поставки препарата, который производиться в Белоруссии. Заказчик не принял предложенный вариант поставщика.
Письмом от 01.12.22. Поставщик гарантирует, что препарат изготовленный в Белоруссии, обязуется поставить до 20.12.22.
07.12.22. Поставщик производит Заказчику отгрузку препаратов, произведенных в России и Казахстане, о чем свидетельствует Транспортная накладная N 50791 от 02.12.22 с отметкой Заказчика о принятии 07.12.22г. Вместе с этим, направляет договор пожертвования, в котором указано, что препарат Винорелбин, Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные (наименование страны происхождения - Казахстан). Остаточный срок годности до 20.11.2023 г. Поставщик направляет в сторону Заказчика путем пожертвования.
Прошу отметить, что остаточный срок годности препарата Винорелбин, КелунКазфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные (наименование страны происхождения - Казахстан). Остаточный срок годности до 20.11.2023 г, истек в связи с задержкой в поставке всей партии, а Заказчик указывал, что частичная поставка всей партии не предусмотрена Контрактом, о чем свидетельствует переписка Поставщика с Заказчиком.
Так же, Заказчик утверждал, что не имеет никакого правового основания для замены препарата одного производителя на другого.
Прошу отметить, что основания для отказа на замену производителей является обоснованным только при применении в электронном аукционе Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В данном случае, в электронном аукционе указанное постановление не применялось, а, следовательно, Заказчик имел правовое основание заменить товар одного производителя, на другого.
Поставщик, письмом от 13.12.22. сообщил, что 07.12.22 Заказчиком был частично получен товар, а именно: Винорелбин Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные с остаточным сроком годности (20.11.2023 г) (страна производитель - Казахстан), в количестве 50 упаковок и Фирелбин концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные, в количестве 50 упаковок. (страна производитель - Россия).
В письме указывалось, что ООО "Лигарда" ждет поставки товара от поставщика, а именно Винорелбин концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные. (страна производитель Беларусь). Поставка товара ожидается не ранее 20.12.2022 г и для полного исполнения Контракта, предлагает заменить Винорелбин Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные с остаточным сроком годности (20.11.2023 г) на Винорелбин концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные. (страна производитель Беларусь).
Так же, обратился с просьбой не расторгать Контракт и дать возможность поставить товар с учетом замены страны производителя, а именно Винорелбин Келун-Казфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные с остаточным сроком годности (20.11.2023 г) на Винорелбин концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные. (страна производитель Беларусь) либо подарить по договору дарения Винорелбин КелунКазфарм концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные с остаточным сроком годности (20.11.2023 г) и дождаться поставки Винорелбин концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл - флаконы (1) - пачки картонные. (страна производитель Беларусь), при обязуется, все штрафы, возникшие в следствии перебоя поставки по Контракту, оплатить в полном объеме, согласно условиям Контракта.
В настоящее время, Поставщик готов к исполнению указанных обязательств в письме от 13.12.22, так как недопоставленный товар уже получен Поставщиком и находиться на складе последнего, о чем свидетельствует товарная накладная N УА-1674 от 23.12.22".
В материалы дела представлена счет-фактура N УА-186 от 02.12.2022, согласно которой ООО "Лигарда" предлагало к приемке заказчику товар "Фирелбин, концентрат для приготовления раствора для инфузий, 10 мг/мл, 5 мл-флаконы (1) - пачки картонные (серия 10422А, годен до 31.03.2025, Маркировка" стоимостью 141 672,50 руб., однако товар заказчиком принят не был, поскольку исходя из условий контракта- товар подлежал единовременной поставке.
Таким образом, на момент принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и в период, когда поставщик имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения, товар в полном объеме не поставлен заказчику, тем самым поставщиком допущено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Изложенное выше явно указывает на то, что обществом были нарушены сроки поставки товара, соответственно, обязательства по контракту ООО "Лигарда" на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надлежащим образом исполнены не были, в связи с чем, Комиссия усматривает в действиях поставщика направленность на несоблюдение условий контракта.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия отмечает, что общество, принимая участие в закупке и выражая согласие на поставку товара (в октябре 2022 года) на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона, а в дальнейшем заключая контракт, не вправе ссылаться на обстоятельства о том, что на момент поставки товара, товара в наличии у него не оказалось.
Лицо, принимая решение об исполнении государственного и муниципального заказа и заключая соответствующий контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта с ним как лицом, осуществляющим выполнение государственного или муниципального заказа.
Подрядчик не обеспечил соблюдение прав заказчика относительно срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
Подписав контракт, поставщик среди прочего приобрел ряд публично-правовых обязанностей, недолжное исполнение которых влечет заранее предвидимые санкции. Поэтому степень заботливости при исполнении этих обязанностей с учетом возможных последствий следует считать собственным предпринимательским риском. Доказательств воздействия на поставщика непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (статья 401 ГК РФ) в антимонопольный орган не представлено.
В настоящем случае небрежность, допущенная поставщиком, привела к невозможности надлежащего исполнения контракта в установленные сроки, что в свою очередь повлекло наложение на него санкции за его недобросовестное поведение.
Из пояснений представителей заказчика и материалов дела следует, что общество фактически не уведомляло заказчика о наличии каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту
В данном случае поставщиком не представлено доказательств нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта.
Характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых поставщиком обязательств по контракту; избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
По мнению Комиссии, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, в частности при поставке товаров, отсутствие которых может привести к нарушению нормальной работы учреждения здравоохранения.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах сведения об ООО "Лигарда" подлежат включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Лигарда" (ИНН 9718179784, КПП 771801001);
- о генеральном директоре Желновой Юлии Александровне общества с ограниченной ответственностью "Лигарда" (ИНН 260601973625);
- об участнике общества с ограниченной ответственностью "Лигарда" (размер доли 100%) Котовиче Дмитрии Михайловиче (ИНН 501214937300).
2. Информация, необходимая при включении сведений о недобросовестном подрядчике в Реестр:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.12.2022 |
19.12.2022 |
19.12.2022 |
0 |
19.12.2022 |
26.12.2022 |
26.12.2022 |
0 |
29.12.2022 |
29.12.2022 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
_..
_..
_.. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 декабря 2022 г. N 55/10/104-1113/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022