Резолютивная часть решения оглашена 29 декабря 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев в порядке ВКС сведения, представленные ГУ-Псковским региональным отделением ФСС РФ (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Хелп стома" (адрес: 191119, г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского д.40-44, лит.А, пом.9-н, офис 1; ИНН 7840087786), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам запроса котировок на поставку технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения (номер извещения: 0257100001422000124),
УСТАНОВИЛА:
26 декабря 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Хелп стома" (адрес: 191119, г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского д.40-44, лит.А, пом.9-н, офис 1; ИНН 7840087786), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта по итогам запроса котировок на поставку технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения (номер извещения: 0257100001422000124).
Рассмотрение сведений состоялось 29 декабря 2022 года в 10 часов 30 минут.
Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157300025222000379 о проведении электронного аукциона - 24.11.2022 14:53.
1) Начальная (максимальная) цена контракта - 346 976,00 рублей.
2) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
3)Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.12.2022 NИЗК1, на участие в конкурсе подана единственная заявка - ООО "Хелп стома".
4) 07.12.2022 года (вх.N1179-ЭП/22) поступила жалоба от ООО "Хелп стома" на действия Заказчика при заключении контракта при проведении запроса котировок на поставку технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения (номер извещения: 0257100001422000124).
5)19.12.2022 по результатам рассмотрения жалоба признана необоснованной. В рамках внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены нарушения п.2 ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе, в части формирования 09.12.2022 протокола об отказе от заключения контракта от 09.12.2022 NПОК20_1, что не позволило Заказчику направить обращение о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от подписания контракта в антимонопольный орган. Выдано предписание об устранении нарушения.
6) 26.12.2022 года Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 09.12.2022 NППУ20_1.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее.
06.12.2022 10:38 Заказчик направил проект контракта на подписание Обществу.
В регламентированный срок (до 25.12.2022) Общество контракт не подписало.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Общество в письменных объяснениях пояснило, что не уклонялось от подписания контракта. Общество первый раз подавало заявку на участие в закупке путем запроса котировок в электронной форме. Ранее Общество участвовало только в аукционах в электронной форме. Обществом была допущена техническая ошибка при заполнении Заявки в связи с неверной трактовкой показателей, которые необходимо было указать в разделе Заявки - "Предложение о цене контракта /цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц". При заполнении Заявки от 25.11.2022 года на участие в закупке ООО "Хелп стома" в разделе Заявки "Предложение о цене контракта / цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц" указана цена за единицу товара с предлагаемым понижением в отличии от цены НМЦК, а именно 108,30 (108 рублей 30 копеек) за штуку. Сведений о предложении "о цене контракта" заявка ООО "Хелп стома" не содержит. Указывая цену за единицу товара в размере 108,30 руб., Общество исходило из того, что итоговая цена, предложенная Обществом, для участия в закупке путем запроса котировок будет составлять 108,30 * 3200 шт. = 346 500 рублей. Обнаружив допущенную техническую ошибку при подаче Заявки от 25.11.2022 года, до окончания срока подписания государственного контракта, Обществом была подана жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок - УФАС Псковской области, в которой Общество признало допущенную техническую ошибку, просило отменить Протокол подведения итогов определения поставщика. Обращение именно в У ФАС Псковской области было связано с тем, что протокол разногласий при заключении контракта по итогам запроса котировок в электронной форме не формируется (п. 4 ч. 6 ст. 50 Закона N 44-ФЗ), и Общество не имело иной возможности сообщить о допущенной технической ошибке.
Ранее сведения в отношении ООО "Хелп стома" не поступали. Заказчик не настаивает на включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение сведений в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, целесообразности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Безусловно, участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в закупках и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия.
В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В силу вышеперечисленных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что включение сведений об ООО "Хелп стома", в данном конкретном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и не отвечает реализации целей Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, направленные ГУ - Псковским региональным отделением ФСС РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Хелп стома" (адрес: 191119, г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского д.40-44, лит.А, пом.9-н, офис 1; ИНН 7840087786), в связи с уклонением от подписания контракта по итогам запроса котировок на поставку технических средств реабилитации - специальных средств при нарушении функций выделения (номер извещения: 0257100001422000124), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 29 декабря 2022 г. N РНП 060/06/104-526/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022