Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - АУ УР "Спортивно-оздоровительный лыжный комплекс им. Г.А. Кулаковой" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" (ИНН 7806593486) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-32071-2022 Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для объекта "Капитальный ремонт лыжероллерной трассы АУ УР "СОЛК им. Г.А. Кулаковой" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122011387, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя Заказчика <_> (доверенность от 10.01.2022 N2),
в отсутствие: представителя ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ", уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела; представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
03.08.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 000 000,00 рублей.
11.08.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2022 NИЭА1 поступило две заявки на участие в Аукционе, победителем по Аукциону признано ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ".
22.08.2022 между ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" и АУ УР "СОЛК им. Г.А. Кулаковой" был заключен контракт N 011387 (далее - Контракт), согласно которому ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" приняло на себя обязательство по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий для объекта "Капитальный ремонт лыжероллерной трассы АУ УР "СОЛК им. Г.А. Кулаковой". Цена контракта 3 760 000,00 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком условий контракта Заказчиком 02.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3.1. Контракта общая продолжительность работ по Контракту:
дата начала исполнения контракта: 29.08.2022;
дата окончания исполнения контракта: 20.11.2022.
В соответствии с п. 5.1.2. Контракта Подрядчик обязуется осуществить сбор и подготовку необходимых для выполнения работ исходных данных, в том числе получение справок и заключений, необходимых для разработки документации. Предоставлять Заказчику все необходимые данные и информацию по предмету Контракта по его требованию. Подготовить Задание на проектирование Объекта, предоставить его Заказчику для согласования и утверждения. Задание становится обязательным для Сторон с момента его утверждения Заказчиком. До утверждения Задания на проектирование руководствоваться Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
Согласно п. 5.1.3. Контракта Подрядчик обязуется представить Заказчику готовую техническую документацию в сроки, предусмотренные Контрактом.
В соответствии с п. 5.1.4. Контракта Подрядчик обязуется согласовать готовую техническую документацию с компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, эксплуатирующими организациями, организациями, выдавшими технические условия.
Согласно п. 14.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
22.09.2022 Заказчик направил в адрес Общества письмо с требованием представить на согласование график выполнения работ по этапам подготовки проектной документации в срок до 23.09.2022.
23.09.2022 Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо с графиком выполнения работ по контракту на согласование (исх. N ПК-09/22-04), а также письмо с указанием, что указанные в Техническом задании земельные участки относятся к другому объекту и не имеют отношения к лыжероллерной трассе (исх. N ПК-09/22-05).
31.10.2022 Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию о нарушении сроков выполнения работ по контракту, согласно которой необходимая для проведения работ документация Заказчику не предоставлена, представители Подрядчика на территории объекта работ отсутствуют.
Согласно решению об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.12.2022 по состоянию на 21.11.2022 Подрядчик не исполнил обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 14.. Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами. ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ", выразившемся в следующем.
В установленные Контрактом сроки, ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" не осуществило выполнение работ по контракту.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлялись письма (22.09.2022, 12.10.2022,), претензия (31.10.2022) с требованием предоставить предусмотренную контрактом документацию. Ответ Заказчиком получен только на письмо от 22.09.2022. Последующие сообщения Заказчика оставлены Подрядчиком без рассмотрения. По состоянию на 21.11.2022 Подрядчик не исполнил обязательств, предусмотренных Контрактом.
В адрес ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" направлялось уведомление Удмуртского УФАС России, согласно которому Обществу необходимо в срок до 13:00 20.12.2022 представить в Управление следующие документы и информацию:
- письменные пояснения о причинах не исполнения контракта в установленном порядке, с приложением копий подтверждающих документов, нормативно-правовым обоснованием,
- письменные пояснения о том, какие действия предпринимались для исполнения контракта в установленном порядке, с приложением копий подтверждающих документов (при наличии),
- копию переписки с Заказчиком по поводу исполнения контракта c доказательствами направления/получения,
- письменные пояснения о том, имелись ли объективные препятствия для исполнения контракта в установленном порядке, с приложением копий подтверждающих документов и др.
Ни в установленный срок (до 13:00 20.12.2022), ни к моменту рассмотрения настоящего дела (21.12.2022 в 13:30) вышеуказанные документы и сведения со стороны ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" в Управление не представлены, ходатайств о продлении срока предоставления документов и сведений по уведомлению со стороны Общества не подавалось, представитель Общества не принял участие при рассмотрении настоящего дела.
Комиссия Удмуртского УФАС также отмечает, что Обществом не предоставлены разъяснения относительно того, каким образом отсутствие на кадастровом плане лыжероллерной трассы делает невозможным проведение проектных изысканий.
Кроме того, исходя из переписки, представленной Заказчиком в материалы дела, АУ УР "СОЛК им. Г.А. Кулаковой" был настроен на содействие Подрядчику в части исполнения работ по Контракту. Вместе с тем, доказательств совершения каких-либо попыток осуществить данное взаимодействие со стороны ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" не предоставлено.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ", так как Обществом не было предпринято мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" (ИНН 7806593486) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-32071-2022 Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий для объекта "Капитальный ремонт лыжероллерной трассы АУ УР "СОЛК им. Г.А. Кулаковой" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122011387) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ПРОЕКТ-КОНСАЛТ" (ИНН 7806593486) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
13.12.22 |
16.12.22 |
15.12.22 |
0 |
16.12.22 |
23.12.22 |
21.12.22 |
0 |
26.12.22 |
26.12.22 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 21 декабря 2022 г. N 018/06/104-1079/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022