Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - Администрации МО "Муниципальный округ Юкаменский район УР" (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "ТЕХСНАБ 18" (ИНН 1832152342) (далее - Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения запроса котировок N зз-44652-2022 "Расчистка от снега дорог местного значения" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122016736),
на заседании Комиссии 21.12.2022 посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей Заказчика: <_> (доверенность от 12.12.2022 б/н), <_> (доверенность от 12.12.2022 б/н),
законного представителя ООО "ТЕХСНАБ 18" <_> (выписка из ЕГРЮЛ),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
на заседании Комиссии 22.12.2022 посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителей Заказчика: <_> (доверенность от 12.12.2022 б/н), <_> (доверенность от 12.12.2022 б/н),
представителя ООО "ТЕХСНАБ 18" <_> (доверенность от 20.12.2022 N1),
в отсутствие представителей Уполномоченного учреждения, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
27.10.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 291 316,41 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок от 03.11.2022 NИЗК1 поступило две заявки на участие в закупке, победителем признано ООО "ТЕХСНАБ 18".
09.11.2022 между Администрацией МО "Муниципальный округ Юкаменский район УР" и ООО "ТЕХСНАБ 18" был заключен контракт N 0813500000122016736-ЗК (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательства по расчистке от снега дорог местного значения, согласно Приложения N1 к Контракту "Техническое задание".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что на все заявки, направляемые Заказчиком в адрес Подрядчика, Подрядчик реагировал не оперативно. Таким образом, дороги, обозначенные в техническом задании, не были расчищены - начали поступать жалобы и обращения со стороны местных жителей.
Представители Заказчика связывались с Подрядчиком, неоднократно отмечали о необходимости выполнения обязательств по контракту, однако, Подрядчик посредством устных переговоров сообщил о том, что его не устраивает стоимость работ за единицу, указанную в Контракте.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 4.2.11 Контракта заявки направляются Подрядчику следующими способами связи: по телефону, факсом, по электронной почте, посредством подачи заявки на специальном электронном сервисе Подрядчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - средства связи). Подрядчик несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению направленной ему заявки.
Согласно п. 5.2.5 Контракта Заказчик обязан направлять Подрядчику заявки на выполнение работ с указанием наименования, объема, места и сроков выполнения работ. Заявка направляется в форме, согласованной сторонами.
Согласно ч. 3 Технического задания Контракта работы выполняются Подрядчиком на основании заявки уполномоченным Заказчиком представителем. Подрядчик приступает к выполнению работ, указанных в заявке, в течение 5 (пяти) часов с момента получения от уполномоченного представителя Заказчика заявки, в день направления заявки уполномоченным представителем Заказчика.
В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (Таблица N 8.1 "Сроки устранения снега и зимней скользкости на проезжей части"): срок уборки снега рыхлого, талого, а также зимней скользкости - не более 12 часов.
24.11.2022 Заказчик направил в адрес Общества заявку на расчистку дорог местного значения, согласно Техническому заданию (Юкаменское 17,87). Срок выполнения работ по заявке - 24.11.2022 (один день).
25.11.2022 Заказчик направил в адрес Общества письмо N573/01, в котором указано, что по заявке от 24.11.2022 Общество к выполнению работ не приступило. Письмо также содержало требование Заказчика выполнить работы в срок до 26.11.2022.
27.11.2022, 28.11.2022 Заказчиком были направлены заявки на расчистку снега дорог местного значения (Юкаменское 17,87), согласно Техническому заданию. Срок выполнения работ - 27.11.2022 (по заявке от 27.11.2022), 28.11.2022 (по заявке от 28.11.2022).
29.11.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления в силу решения - 12.12.2022.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "ТЕХСНАБ 18".
Согласно Техническому заданию, который является приложением к Контракту, работы выполняются по конкретным улицам, определенным в Таблице N2 Контракта.
Установлено, что по заявкам, направленным Заказчиком, работы Подрядчиком выполнены не были. Данное обстоятельство подтверждается приложенными в материалы дела скриншотами из публичной официальной группы Юкаменского района с многочисленными жалобами жителей, которые обращались к Заказчику с просьбами произвести расчистку дорог, а также приложенной выпиской из книги обращений Администрации Юкаменского района, согласно которой жалобы подавались с 24.11.2022 по факту нерасчистки дорог по всему Юкаменскому району.
Комиссия Удмуртского УФАС отмечает, что нерасчистка снега в срок и в полном объеме фактически привела к транспортной изоляции населенных пунктов Юкаменского района от жизненно важных и социально-значимых объектов, таких как школы, медицинские учреждения, что может в свою очередь повлечь за собой недоступность оказания неотложной скорой помощи, недоступность для спасательных служб в случае пожара и других бедствий, ограничение продовольственных нужд, доступа населения к товарам первой необходимости и так далее.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества, поскольку такое бездействие Подрядчика является нарушением взятых на себя обязательств по государственному контракту, ставит под угрозу жизнь и здоровье населения района, ограничивает свободное передвижение граждан.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- между сторонами заключен Контракт, согласно которому ООО "ТЕХСНАБ 18" взяло на себя обязательство по расчистке снега дорог местного значения, согласно заявкам, направленным Заказчиком;
- согласно представленным Заказчиком доказательствам, фактически по заявкам от 24.11.2022, 27.11.2022, 28.11.2022 работы выполнены не были;
- жителями Юкаменского района подавались многочисленные жалобы, обращения, совокупность которых подтверждают факт невыполнения Подрядчиком обязательств по Контракту;
- Общество не представило достаточных доказательств, опровергающих доводы Заказчика, а также не представило информацию, документы, подтверждающие расчистку дорог, предусмотренных Контрактом в установленный срок и в установленном порядке.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ТЕХСНАБ 18" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ТЕХСНАБ 18" (Удмуртская Республика, г. Ижевск, пер. Будочный (Буточный), д. 11, ОГРН: 1191832006805, ИНН: 1832152342, КПП: 183201001, директор - <_>, ИНН 181801741567) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок N зз-44652-2022 "Расчистка от снега дорог местного значения" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122016736) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ТЕХСНАБ 18" (Удмуртская Республика, г. Ижевск, пер. Будочный (Буточный), д. 11, ОГРН: 1191832006805, ИНН: 1832152342) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
12.12.2022 |
15.12.2022 |
15.12.2022 |
0 |
19.12.2022 |
22.12.2022 |
22.12.2022 |
0 |
27.12.2022 |
27.12.2022 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 22 декабря 2022 г. N 018/06/104-1075/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022