Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "1 РКБ МЗ УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки ООО "ФАРМПРЕМЬЕР" (ИНН 5036172757) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N зз-48927-2021 "Лекарственный препарат АМИНОКИСЛОТЫ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121017148, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя заказчика - БУЗ УР "1 РКБ МЗ УР" (далее - Заказчик): <_> (доверенность N84 от 20.12.2022),
в отсутствии:
представителей поставщика - ООО "ФАРМПРЕМЬЕР" (далее - Общество), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела; представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
17.11.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона и Аукционную документацию на поставку лекарственного препарата аминокислоты для парентерального питания.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 097 500,00 рублей.
30.11.2021 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 30.11.2021 N0813500000121017148-1 поступила одна заявка на участие в Аукционе, признанная соответствующей установленным требованиям, победителем признано ООО "ФАРМПРЕМЬЕР".
13.12.2021 между ООО "ФАРМПРЕМЬЕР" и Заказчиком был заключен контракт (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство на поставку лекарственного препарата аминокислоты для парентерального питания (далее - Товар). Цена Контракта 1 097 500,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 08.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно Приложению N1 к Контракту требуемым к поставке товаром является лекарственный препарат "Аминовен Инфант", форма выпуска: раствор для инфузий, 10 %, флакон 100 мл N10.
В соответствии с п. 5.1.1 Контракта периоды поставки определены с момента заключения Контракта, но не ранее 01.01.2022 по 31.12.2022 года (включительно). Доставка и разгрузка Товара осуществляются с 9 до 14 часов, кроме выходных и нерабочих праздничных дней. Указано местное время Удмуртской Республики.
Согласно п. 5.2 Контракта Заказчик за 10 рабочих дней до получения (выборки) Товара направляет Поставщику Заявку о получении (выборке) Товара (приложение N 9 к Контракту).
10.01.2022 посредством электронной почты в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара по контракту. Срок поставки Товара по данной заявке - не позднее 24.01.2022. Товар поставлен Заказчику в полном объеме, без нарушения установленных сроков, что подтверждается товарной накладной от 17.01.2022 N1-0000100.
14.02.2022 посредством электронной почты в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара по контракту. Срок поставки Товара по данной заявке - не позднее 28.02.2022. Товар поставлен Заказчику в полном объеме, без нарушения установленных сроков, что подтверждается товарной накладной от 28.02.2022 N2-0000293.
04.04.2022 Общество направило в адрес Заказчика информационное письмо о возникших сложностях, препятствующих исполнению Контракта со стороны Общества. Согласно письму, введение мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации существенно отразилось на деятельности ООО "ФАРМПРЕМЬЕР", а именно: привело к тому, что Общество более не может осуществлять закупку, и, следовательно, дальнейшую поставку Товара. Письмо также содержало просьбу Общества расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
03.11.2022 посредством электронной почты в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара по контракту. Срок поставки Товара по данной заявке - не позднее 18.11.2022.
07.11.2022 посредством электронной почты в адрес Поставщика Заказчиком была направлена заявка на поставку Товара по контракту. Срок поставки Товара по данной заявке - не позднее 21.11.2022.
К моменту рассмотрения настоящего дела Товар по заявкам от 03.11.2022 и 07.11.2022 не был поставлен Заказчику.
22.11.2022 Заказчиком была направлена Претензия N4592, в которой указано на необходимость поставки товара в течение 5 рабочих дней со дня направления претензии.
28.11.2022 Общество направило в адрес Заказчика ответ на претензию, согласно которому указало на невозможность поставки Товара по контракту, по причинам, не зависящим от ООО "ФАРМПРЕМЬЕР".
К ответу на претензию было приложено письмо изготовителя Товара - ООО "Фрезениус Каби" - от 07.11.2022 б/н, согласно которому позиция "Аминовен Инфант раствор для инфузий, 10 %, флакон 100 мл N10" отсутствует на складе. Поступление указанной позиции ожидается "в конце ноября - начале декабря 2022 года".
Дополнительных пояснений со стороны Общества при рассмотрении дела не представлено.
Согласно ч. 8, ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации , другими законами или иными правовыми актами. ООО "ФАРМПРЕМЬЕР" принял на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества, выразившаяся в следующем.
Общество не поставило товар по Контракту Заказчику.
Комиссия Удмуртского УФАС отмечает, что Общество могло совершить действия, направленные на недопущение рассмотрения вопроса о его включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно содержанию письма производителя Товара, а также сведений, размещенных в ЕИС, ООО "ФАРМПРЕМЬЕР" имело возможность исполнить контракт до момента вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (20.12.2022), тем самым устранить для себя возможность наступления негативных последствий от своих действий.
Вместе с тем, Общество не представило на момент рассмотрения настоящего дела достаточных доказательств, подтверждающих объективную невозможность либо наличие препятствий по поставке товара по Контракту в установленные сроки.
Кроме этого, поставляемый по Контракту товар имеет социальную значимость, так как является лекарственным препаратом, необходимым для оказания медицинских услуг Заказчиком, являющимся учреждением здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь. Невыполнение обязательств по предоставлению товара по Контракту поставило под угрозу работу Заказчика, оказание медицинской помощи пациентам.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае одностороннего отказа Заказчиком от исполнения Контракта и возможность включения сведений об Обществе в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "ФАРМПРЕМЬЕР", так как Общество не предприняло меры, направленные на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "ФАРМПРЕМЬЕР" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "ФАРМПРЕМЬЕР" (ИНН 5036172757) в связи с односторонним отказом от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-48927-2021 "Лекарственный препарат АМИНОКИСЛОТЫ ДЛЯ ПАРЕНТЕРАЛЬНОГО ПИТАНИЯ" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121017148) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ФАРМПРЕМЬЕР" (ИНН 5036172757) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
20.12.22 |
23.12.22 |
22.12.22 |
0 |
23.12.22 |
29.12.22 |
28.12.22 |
0 |
09.01.23 |
28.12.22 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 декабря 2022 г. N 018/06/104-1088/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2022