Резолютивная часть решения объявлена 29.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30.12.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "_", действующая на основании доверенности от 11.01.2022 года N 6,
от подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Примафарм" (далее - ООО "Примафарм"):
- "_", действующая на основании доверенности от 06.09.2022 года N ДН-291,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Тыва (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя),
рассмотрев жалобу (вх. N 4973 от 26.12.2022 года) ООО "Примафарм" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0112200000822005039 на поставку лекарственного препарата (Метформин) для льготных категорий граждан территориального регистра на 2023 год и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Примафарм" аукционной комиссией неправомерно определен победитель электронного аукциона N 0112200000822005039.
На заседании Комиссии представитель подателя жалобы поддержал письменные доводы жалобы в полном объеме.
До рассмотрения жалобы ООО "Примафарм" в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное пояснение (вх. N 5066 от 29.12.2022 года) государственного заказчика, согласно которому действительно при рассмотрении заявок участников закупок аукционной комиссией положения пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 и пунктом 1.4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н не применены, в связи с загруженностью на работе.
Аналогичное пояснение на заседании Комиссии представлено представителем уполномоченного органа.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000822005039 на поставку лекарственного препарата (Метформин) для льготных категорий граждан территориального регистра на 2023 год, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 года N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому уполномоченный орган формирует извещение об осуществлении закупки об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и формирует состав комиссии по осуществлению закупок (подпункты 1 и 9 пункта 5.1).
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 09.12.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000822005039 на поставку лекарственного препарата (Метформин) для льготных категорий граждан территориального регистра на 2023 год, начальная (максимальная) цена контракта - 450 600 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 19.12.2022 года поступило 3 ценовых предложений, наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 113277485 в размере 448 347 рублей, участниками закупки N 113273765 и N 113277684 представлены одинаковые ценовые предложения в размере 450 600 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000822005039 от 19.12.2022 года заявки участников закупки N 113277485 и N 113273765 признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000822005039.
Заявка участника закупки N 113277684 признана аукционной комиссией несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000822005039, на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с предоставлением товара иностранного происхождения.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0112200000822005039 установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов:
а) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами;
б) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации";
в) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, в случае предоставления участником закупки в составе своей заявки предложения о поставке лекарственного препарата, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, то такой участник закупки предоставляет в составе своей заявки документы, подтверждающие страну происхождения товара в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289. При отсутствии таких документов в составе заявки участника закупки, а равно если заявка участника закупки содержит предложение о поставке лекарственного препарата, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство, такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения.
При этом, в случае наступления условий, указанных в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, заказчик (аукционная комиссия) отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства.
В соответствии с пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке (пункт 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289).
В соответствии с пунктом 1.4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н в случае отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Таким образом, если после отклонения заявок, предлагающих иностранные лекарственные препараты, в соответствии с механизмом, установленным пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, имеется хотя бы одна заявка, которая содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, а также в составе заявки имеются сведения о двух документах, поименованных в пункте 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска, утвержденные подпунктом 1.4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н.
Как указано выше и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, на участие в электронном аукционе N 0112200000822005039 поступило 3 заявки участников закупки, которые признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и содержат следующие предложения:
- заявка участника закупки N 113277684 содержит предложение о поставке лекарственного препарата страной происхождения - Германия;
- заявка участника закупки N 11327785 содержит предложение о поставке лекарственного препарата страной происхождения - Российская Федерация, производитель ООО "Озон Фарм" и ОАО "Фармстандарт-Лексредства", в качестве подтверждения страны происхождения приложен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1;
- заявка участника закупки N 113273765 содержит предложение о поставке лекарственного препарата страной происхождения - Российская Федерация, производитель ООО "Фармасинтез-Тюмень", в качестве подтверждения страны происхождения приложен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1, а также приложен документ СП-0001846/11/2022 и заключение GMP-0068-000652/21.
Как указано выше, заявка участника закупки N 113277684 отклонена аукционной комиссией в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, следовательно, в рассматриваемом случае, применяется механизм, указанный в пункте 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289.
При этом, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что заявка участника закупки N 11327785 не содержит документов, предусмотренных пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289.
В свою очередь, заявка участника закупки N 113273765 (ООО "Примафарм"), занявшая 2 место по ранжированию цены, содержит документов, предусмотренных пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289, и предложение участника закупки N 113273765 (ООО "Примафарм") не превышает более чем на 25 процентов от наименьшего предложения о цене контракта, поданного участником закупки N 11327785.
При таких обстоятельствах, у аукционной комиссии электронного аукциона N 0112200000822005039 имелись основания для применения условий, предусмотренные пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 года N 1289 и пунктом 1.4 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 года N 126н, и признания заявки участника закупки N 113273765 (ООО "Примафарм") победителем электронного аукциона N 0112200000822005039.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установлено нарушение части 3 и 4 статьи 14, подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, в части неправомерного признания победителем электронного аукциона N 0112200000822005039 участника закупки N 113277485.
При таких обстоятельствах, довод ООО "Примафарм" о неправомерности определения аукционной комиссией победителя электронного аукциона N 0112200000822005039 является обоснованным.
Указанные действия аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Примафарм" обоснованной.
2. Установить в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушения части 3 и 4 статьи 14, подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного признания победителем электронного аукциона N 0112200000822005039 участника закупки N 113277485.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, государственному заказчику - Министерству здравоохранения Республики Тыва, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председатель Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 декабря 2022 г. N 017/06/105-126/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022