Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", рассмотрела обращение заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Владимирская государственная зональная машиностроительная станция" о включении информации в отношении ООО "Дормаш" (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду уклонения от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на приобретение косилки (извещение N 0328100012922000007) в присутствии представителя заявителя ФГБУ "Владимирская государственная зональная машиностроительная станция" Матвиенко Ю.А. (приказ о назначении на должность от 09.02.2001 N 62-кп), ООО "Дормаш" Чистовой Н.В. (приказ о назначении на должность от 13.11.2018 N хд-09).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступило обращение федерального государственного бюджетного учреждения "Владимирская государственная зональная машиностроительная станция" в отношении ООО "Дормаш" в виду уклонения от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на приобретение косилки (извещение N 0328100012922000007).
Из обращения заказчика следует, что 20.12.2022 по результатам проведения указанного запроса котировок в электронной форме победителем было признано ООО "Дормаш".
21.12.2022 победителю электронной процедуры ООО "Дормаш" был направлен для подписания проект контракта, регламентированный срок подписания контракта 23.59 22.12.2022 года.
Однако в указанный для подписанный срок проект контракта ООО "Дормаш" подписан не был, о чем 23.12.2022 в 00.03 электронной площадкой АО "Сбербанк-АСТ" было сформировано уведомление об уклонении участника закупки от заключения контракта и направлено в ЕИС.
23.12.2022 заказчиком составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, ФГБУ "Владимирская государственная зональная машиностроительная станция" просит включить сведения в отношении ООО "Дормаш" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Дормаш" указал, что общество не имело умысла уклоняться от заключения контракта. Со своей стороны Обществом были предприняты все меры, свидетельствующие о добросовестности участника закупки. В частности, согласно УПД N 1276 от 22.12.2022 ООО "Дормаш" была приобретена косилка ротационная навесная АС-1-02 (2022), являющаяся предметом указанной закупки. 23.12.2022 косилка была доставлена на склад ООО "Дормаш" в г.Владимире компанией по заявке на оказание транспортных услуг.
Вследствие выполнения срочных задач, связанных с деятельность организации, уполномоченное лицо Общества, имеющее право подписания контракта электронно-цифровой подписью, было направлено в служебную командировку, что подтверждается приказом N 10 от 20.12.2022. Согласно приказа N 12 от 2022 было назначено ответственное лицо для подписания контракта, однако в силу отсутствия соответствующего опыта, ответственное лицо не справилось с поставленной задачей и срок подписания контракта (один рабочий день) был упущен. В отношении ответственного лица издан приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности N 13 от 23.12.2022.
Изучив материалы дела, представленные заказчиком и поставщиком, Комиссия Владимирского УФАС установила следующее.
12.12.2022 в единой информационной системе размещено извещение N 0328100012922000007 на поставку косилки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЗК1 от 21 декабря 2022 победителем запроса котировок в электронной форме признан участник с идентификационным номером 1 (ООО "Дормаш").
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник закупки) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта));
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что 20.12.2022 по результатам проведения указанного запроса котировок в электронной форме победителем было признано ООО "Дормаш".
21.12.2022 победителю электронной процедуры ООО "Дормаш" был направлен для подписания проект контракта, регламентированный срок подписания контракта 23.59 22.12.2022 года.
Однако в установленный законом срок ООО "Дормаш" действий, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок не исполнило (не направило заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени участника, а также не представил необходимые документы об обеспечении исполнения контракта).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
23.12.2022 заказчиком сформирован и размещен в единой информационной системе размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по закупке N 0328100012922000007.
Вместе с тем, термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона, а также иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
По мнению Комиссии Владимирского УФАС России, для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Дормаш" помимо вышеуказанных обстоятельств, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя, а также отсутствие реального намерения исполнить контракт.
В рассматриваемом случае в пользу отсутствия недобросовестных намерений победителя свидетельствует факт приобретения ООО "Дормаш" товара, являющегося предметом закупки о чем свидетельствует счет-фактура N 1276 от 22.12.2022, акт N 06 от 23.12.2022.
На основании того, что в действиях ООО "Дормаш" не усматривается свидетельства уклонения от заключения контракта, Комиссия Владимирского УФАС России считает, что данное обстоятельство является исключающим возможность принятия решения о включении информации в отношении ООО "Дормаш" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения ФГБУ "Владимирская государственная зональная машиностроительная станция" о включении информации в отношении ООО "Дормаш" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в виду уклонения от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на поставку на приобретение косилки (извещение N 0328100012922000007).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 30 декабря 2022 г. N РНП 33-1899
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023